Архитектура музеев
MoMA: синтез яркого содержания и формы
Музей современного искусства (MoMA) — одно из первых зданий в концепции новой музейной архитектуры, в котором можно делать временные выставки, работы большого формата, перформансы.
1. Дворец индустрии, в котором в 1863 году прошел «Салон отверженных» — выставка нового французского искусства, отвергнутого жюри официального и официозного Парижского салона; в выставке участвовали среди прочих Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн
2. Выставка дадаистов в частной берлинской галерее, 1920
1. Сатирическое приглашение на «полузакрытую вечеринку по случаю открытия „Музея Standard Oil“» — его в 1939 году распространила одна из сотрудниц МоМА Фрэнсис Коллинз по случаю открытия МоМА; Standard Oil — компания семьи Рокфеллеров, одного из главных спонсоров музея
2. Карикатура журнала The New Yorker, посвященная открытию нового здания Музея Гуггенхайма — посетители осматривают экспозицию, спускаясь сверху вниз по внутренней непрерывной спирали, и недоумевают: «Все в порядке, если не смотреть вниз», «Это будет трудновато снести», «Картины не стали бы лучше, если бы мы пошли по часовой стрелке», «Где лифт? Я все кругом обошла» и так далее
3. Интерьер музея Гуггенхайма в Нью-Йорке — тот самый, что показан на карикатуре; мы еще поговорим об этом музее подробнее в конце дня
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) и другие музеи современного искусства представляют собой синтез яркого содержания и формы.
А вот как они появились 👇
🔳 В начале 20 века современное искусство держалось в стороне от музеев, но искало для себя подходящее пространство. «Салоны» и галереи были заточены на продажу картин, а нужно было пространство, чтобы включить современное искусство в процесс просвещения и научной работы, придать ему такой же статус, как искусству прошлого.
🎩 С новым искусством появились его новые покровители. Им хотелось поставить памятник самим себе, как когда-то и Медичи. Причем сделать это надо было на новом уровне: не просто раздавать деньги, а создавать институции, которые обладали бы независимым статусом, серьезной программой работы.
🏗 Требовались музеи, которые подходили бы для другого типа взаимодействия музея и искусства. Речь шла уже не о хранении коллекции и просвещении широких масс. В новых музеях должны были быть временные выставки с острыми темами. Для них художники могли делать работы большого формата и инсталляции, перформансы.
⬜️ Музеи-дворцы не подходили для этих задач ни внутри, ни снаружи. Была изобретена совсем новая музейная архитектура. Интересно, что концепции музеев современного искусства и первым подобным зданиям уже больше полувека — но мы до сих пор смотрим на них как на современные музейные пространства, противоположные музею-храму, музею-дворцу.
От музеев Просвещения — к музеям современного искусства
1. Хекшер-Билдинг, 1921 — здесь с 1929 по 1932 годы располагался МоМА, арендовавший около 430 метров на 12 этаже
2. Выставка Матисса в МоМА, 1931
3. Архитектурная выставка «Интернациональный стиль» в МоМА, 1932 — в центре стоит макет Виллы Савой архитектора Ле Корбюзье, чуть дальше на стене висит фотография его же виллы Штейн
4. Музей современного искусства (МоМА), арх. Филип Гудвин и Эдвард Дюрелл Стоун. Нью-Йорк, США, 1939
5. Вилла Штейн, арх. Ле Корбюзье. Гарш, Франция, 1927–1928
6. Планы МоМА и виллы Савой — те же столбы-опоры и свободная планировка, только музей в несколько раз больше
Теперь посмотрим, как появился МоМА и почему он так выглядит.
💰 МоМА был основан в 1928 году американскими богатыми энтузиастами европейской культуры. Считая американскую культуру очень устаревшей и провинциальной, они собрали большую коллекцию европейской живописи, а также были готовы привозить иностранных художников и их работы. До 1939 года музей располагался в шести залах офисного здания на Манхэттене.
🏙 В 1932 году прошла выставка «International Style», которая показала, как должна выглядеть современная архитектура. Собственное здание музея решили построить в этом стиле. Хотели привлечь Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта или Вальтера Гропиуса. Но звезды оказались или дорогими, или не сговорчивыми, поэтому выбор остановился на пожилом архитекторе Филипе Гудвине и молодом Эдварде Дюрелле Стоуне. Для строительства выбрали удачное место между Рокфеллер-центром, Центральным парком и Радио-сити-мьюзик-холлом.
🏗 Здание соблюдает пять принципов архитектуры, сформулированные Ле Корбюзье: свободный фасад, столбы-опоры, ленточное остекление, плоская кровля и свободная планировка. Внешние атрибуты современности сочетаются с прагматикой: конструкция позволяла создавать любые конфигурации пространства для разных нужд. В Нью-Йорке, столице ар-деко, это было второе здание современной архитектуры.
1. Выставка «Good Design», МоМА, 1951
2. Выставка Джексона Поллока, МоМА, 1967
3. Лобби МоМА во время открытия, 1939
4. Лобби МоМА после реконструкции 2004 года
5. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы» в МоМА, 1907
6. Алексей Бродский, Илья Уткин. «Мост», 1987
7. Марина Абрамович. Перформанс «В присутствии художника», МоМА, 2010
Давайте посмотрим, из чего формируется коллекция МоМА и как она влияет на внутреннее пространство музея.
🔎 Музей не гонится за самым новым (за что его упрекали и в 1930-х, и сейчас). Главная тема МоМА — современное искусство, граница которого все время сдвигается. Но музей не хочет превращаться в проходной двор или тусовочное место, и ждет, пока культурные процессы и консенсус экспертов высветят важность какого-то художника или темы. Это делает музей чрезвычайно влиятельным. Попасть в коллекцию МоМА — это одна из высших наград для современного художника.
🔝 Коллекция постоянно растет. Среди последних приобретений музея есть и произведения художников 2019 года, и работа Анны Аткинс — британского ботаника середины 19 века, которая фотографировала растения необычным методом цианотипии и выпустила первую книгу с фотоиллюстрациями.
🔄 В музее нет как таковой постоянной экспозиции. Он рассчитан на работу с выставками, многие из которых сыграли очень важную роль в развитии искусства. Мы уже упоминали выставку International Style. Другой важной архитектурной выставкой была Deconstructivist Architecture 1988 года — на ней представили свои работы Питер Айзенман, Фрэнк Гери, Заха Хадид, а также впервые была сформулирована концепция деконструктивизма. Среди событий, которые повлияли на понимание искусства в обществе, можно назвать выставки искусства коренных жителей Америки (Native American Art, 1941), промдизайна (Good Design, 1951), современной фотографии (New Photography, 1985), перформанса в эпоху социальных медиа (The Artist Is Present, 2010).
🖼 Впрочем, некоторые главные экспонаты собраны в обновляемой экспозиции Collection Highlights. Среди них — «Звездная ночь» Ван Гога, «Авиньонские девицы» Пикассо, «Кувшинки» Моне, «Буги-Вуги на Бродвее» Мондриана, «Танец» Матисса, «Постоянство памяти» Дали. Из отечественных авторов: Родченко, Гончарова, Татлин, Кабаков, Комар и Меламид, архитектор Александр Бродский.
🏗 К 50-летию в 1984 году МоМА начал масштабное расширение. Архитектор Сезар Пелли представил проект, предполагающий реконструкцию существующих пространств, новое крыло и строительство 56-этажной высотки. Благодаря этому площадь музея увеличилась больше чем в два раза, добавились два ресторана и книжный магазин. После этого музей расширяли еще несколько раз. Очередной был в прошлом году, когда Жан Нувель достроил жилую башню (320 метров) на соседнем участке.
На картинках ниже:
Старое искусство
1. Лукас ван Лейден. Игроки в карты, первая половина 16 века
2. Франсуа де Номе или Дидье Барра. Триумфальная арка Смерти в город с классическими руинами, первая половина 17 века
3. Голландская школа. Панорама Дюнкерского порта, начало 18 века
4. Ганс Гольдбейн Младший. Портрет Томаса Кромвеля, 16 век
Современное искусство
5. Дэвид Хокни. Наступление весны в Вольдгейте, Восточный Йоркшир, 2011
6. Джениив Фиггис, Леди в розовом платье
7. Рудольф Стингел, Без названия
8. Яои Кусама, Тыква
Старое искусство и современное искусство
1, 2. Музея Гуггенхайма. Арх. Фрэнк Ллойд Райт, Нью-Йорк, 1943
3, 4. Новая национальная галерея. Арх. Мис ван дер Роэ, Берлин, 1968
5, 6. Новый музей современного искусства. Арх. Кадзуё Сэдзима и Рюё Нисидзава, Нью-Йорк
В завершение посмотрим еще несколько примеров музеев современного искусства. Они разные, как и сам совриск, но одинаково стремятся к гибкому экспозиционному пространству.
➰ Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Тождество интерьера и экстерьера, когда форма соответствует пространству. Один из самых ясных архитектурных жестов, но и одновременно — очень неудобное музейное пространство (помните карикатуру в The New Yorker?). Здесь практически невозможны никакие кураторские приемы: не может быть неожиданностей, контрастов, ведь перед нами только один зал.
🔲 Новая национальная галерея в Берлине. «Гуггенхайм наизнанку»: форма опять равна пространству, которое тоже неудобное — но совсем иначе, чем в музее Гуггенхайма. Здесь также есть важный политический момент: немец-эмигрант Людвиг Мис ван дер Роэ возвращается в западную часть разделенного Берлина и делает одно из главных зданий в новом культурном центре ФРГ — Музейный остров остался в ГДР.
🌐 Мультимедиа-арт-музей в Москве. Пожалуй, ближе всего в российской столице подходит к этому типу музея современного искусства (забавно, что собственно Московский музей современного искусства устроился в старых особняках). Архитектор — Андрей Боков. Снаружи музей маскируется под масштаб Остоженки и старается не выглядеть очень агрессивно. Внутри все белое, открытые этажи, атриум — получилось что-то вроде Гуггенхайма.
⬜️ Новый музей современного искусства в Нью-Йорке. Задуман как музей супер-актуального искусства. Поэтому архитектура символична (из силуэта здания даже логотип сделали), проста (архитекторы — японцы Кадзуё Сэдзима и Рюё Нисидзава) и одновременно иронична — идея «белого куба», идеально открытого и простого пространства, доведена
здесь до максимума.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день