angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура музеев

Центр Помпиду: постмодернистская логика

Центр Помпиду в Париже — манифест нового отношения к культуре, в которой все жанры, периоды и типы искусства могут быть перемешаны. Узнаем, как музеи могут воплощать постмодернистские идеи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Американский рекламный плакат, 1954
2. Ричард Гамильтон. Коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) — был создан для выставки «This is tomorrow». Искусство поп-арта стирает границу между элитарной и массовой культурой и иронизирует над обществом потребления
3. Энди Уорхолл. Банка с супом Кэмпбелл, 1964
4. Монтаж инсталляции для выставки «This is tomorrow», 1956 — эту инсталляцию подготовила Группа 2, в которую входили художник Ричард Гамильтон, архитектор Джон Фёлькер и художник, социолог, теоретик искусства Джон Макхейл

На картинках ниже:

1. Кадр из эпизода «It's a Good Life» телесериала «Сумеречная зона» — в этом эпизоде 1961 года все желания и поведение жителей маленького городка определяет мальчик со сверхъестественными способностями.

2. Кадр из фильма Жан-Люка Годара «Посторонние» (Bande à part, 1964) — герои бегут по Лувру, пытаясь побить рекорд американского туриста. Туристу удалось обойти музей за 9 минут 45 секунд, героям «Посторонних» — на 2 секунды быстрее. Молодым людям становится тесно в сакральном «храме искусства», им нужно новое пространство.

3. Проект Fun Palace («Дворца Развлечений»), арх. Седрик Прайс, 1960-е — вместе с театральным режиссером Джоан Литлвуд архитектор предложил развлекательную лабораторию и открытый университет, гибкую структуру, в которую могли быть включены пространства для любых целей по желанию пользователей. Проект не был реализован, но вдохновил многих архитекторов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Кадр из эпизода «It's a Good Life» телесериала «Сумеречная зона»
2. Кадр из фильма Жан-Люка Годара «Посторонние» (Bande à part, 1964)
3. Проект Fun Palace («Дворца Развлечений»), арх. Седрик Прайс, 1960-е

Центр Помпиду в Париже — это один из музеев с новой постмодернистской логикой, в которых нет изначально заложенной системы и единой темы.

Как появились такие музеи 👇

💥 После Второй мировой войны произошло переосмысление основ цивилизации и культуры. Ужасы войны пошатнули веру в разумность человека, ценности Просвещения. Тоталитарные режимы показали изнанку рационализма, и люди начали искать новую логику обустройства мира. Известное высказывание Теодора Адорно «Писать стихи после Освенцима — варварство» относилось не столько к стихам, сколько к тому, какую роль играла культура в страшных преступлениях этого времени.

📺 Постепенно в западных демократиях ситуация стабилизируется. На смену острой политической борьбе межвоенного периода пришли консенсус между разными политическими группами или окончательная победа одной из них. Общество богатеет. Магазины заполняются товарами, страницы журналов и улицы захватывает реклама. Кино, телевидение, радио формируют новое явление — массовую культуру, которая влечет людей гораздо сильнее, чем «классическое» искусство в музеях с портиками и «элитарное» — в музеях современного искусства.

🔎 Архитекторы ищут новые формы, сочетающие технологии и демократичность. Они хотят уловить дух времени, строить не для богатых, а для всех. Одни из первых попыток понять новый мир были сделаны на знаменитой выставке This is tomorrow 1956 года: тогда 12 групп архитекторов, художников и скульпторов подготовили проекты, сочетающие язык поп-культуры, новые материалы и формы, провокационные предсказания о будущем.

О музеях без строгой системы

1. Студенты в университете Сорбонны во время майских волнений во Франции 1968 года
2. Президент Франции Жорж Помпиду, 1969
3. Автостоянка на «плато Бобур», 1960-е — в 1977 здесь откроется Центр Помпиду
4. Советский конкурсный проект Центра Помпиду, 1971 — руководитель проекта архитектор Юрий Платонов говорил, что «наш Центр Помпиду — это огромный корабль, наполненный светом»
5. Проект Центра Помпиду. Арх. Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Джанфранко Франчини — их выбрали для реализации
6. Макет конструкций Центра Помпиду
7. Центр Помпиду, Париж, Франция, 1977

Чтобы понимать, зачем Парижу понадобился Центр Помпиду и почему он так выглядит, давайте посмотрим, что вообще происходило во Франции в это время.

Общество потребления и политической стабильности вызывало протест у молодежи. В 1968 году по Франции (как и во многих других европейских странах) прокатились студенческие волнения. По легенде, они начались с изменений в Синематеке (музей кино), вызвавших негодование как известных режиссеров и актеров, так и фанатов кино Новой волны. Среди лидеров протеста были философы и писатели. На улицах звучали лозунги, связанные с культурой: «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки».

🤝 Правительству Шарля де Голля (героя войны, но авторитарного лидера, почти диктатора) пришел конец. Новый президент Жорж Помпиду решил, что, помимо прочих реформ, нужен новый общественный договор с молодежью и интеллектуалами. Одним из символов такого договора должен был стать культурный центр на «плато Бобур» в Париже.

🥇 В задании на проектирование центра архитекторам были предложены не только цифры необходимых площадей, но и сложные схемы, иллюстрирующие взаимодействие разных тем: искусства, кино, музыки, библиотеки и пр. На конкурс подали 681 заявку из 49 стран. Победил проект трех архитекторов — британца Ричарда Роджерса и двух итальянцев, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини. Они предложили промышленную структуру — яркую, авангардную, с вынесенными наружу коммуникациями. Такая структура дает музею свободу.

1. Василий Кандинский. Картина с черной аркой, 1912
2. Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q., 1919
3. Алвар Аалто. Кресло «Паймио», 1930–1931
4. Дуг Эйткен. Аудиовизуальная инсталляция «Новая кожа», 2001
5. Тобиас Ребергер. Outsiderin et Arroyo grande, 2002
6. Программа фестиваля документального кино, осень 2020
7. Библиотека Кандинского в Центре Помпиду
8. Вид с крыши Центра Помпиду

Давайте посмотрим, из чего складывается экспозиция Центра Помпиду и чем его подход отличается и от классических музеев, и от галерей современного искусства.

💭 Центр Помпиду в определенной степени выражает концепцию «воображаемого музея», которую предложил в одноименном эссе французский культуролог (и министр культуры в правительстве де Голля) Андре Мальро. Воображаемый музей — это собрание искусства, который каждый может создать у себя в голове, выстроив любые, даже абсурдные связи между произведениями. Любая связь может быть интересной и потенциально продуктивной. Эссе было написано задолго до центра Помпиду, а Мальро, который сыграл большую роль сперва в движении Сопротивления, а потом и во французской культуре (в частности, в сохранении памятников), ушел вместе с де Голлем из правительства.

🖼 Главный акцент музей делает на временных выставках. В этом он повторяет концепцию МоМА. Но в основе все равно лежит коллекция современного европейского искусства: Анри Матисс, Пьер Боннар, Робер Делоне, Жорж Брак и Пабло Пикассо. Позже коллекцию расширили работами Джорджо де Кирико, Рене Магритта, Пита Мондриана и Джексона Поллока, а также Джозефа Бойса, Энди Уорхола, Лучио Фонтаны и Ива Кляйна. Также Центр экспонирует фотографии, экспериментальные фильмы и видео, промышленный дизайн, архитектурные проекты.

🎞 С самого начала в программу центра были включены кино, видео, музыка и многие другие, более современные виды культуры. Центр должен был быть готов сохранять соответствующие артефакты и выставлять их наравне с другими произведениями искусства. Во многих выставочных проектах между всеми видами человеческого творчества создаются пересечения и связи. Благодаря открытости пространства посетитель одной выставки обязательно увидит фрагмент другой, услышит музыку из залов третьей и т.д.

📚 В Центре работает Библиотека Кандинского. Это большой исследовательский центр с солидным архивом научных трудов, редких и ценных изданий, журналов и художественных альбомов. Библиотека играет важную роль в исследовании современного искусства. Вместе с внушительным книжным магазином, несколькими кафе и большой открытой площадью это делает центр любимым местом у студентов, которые занимаются культурой и искусством.

👁 С крыши Центра Помпиду открывается сногсшибательный вид. Там находится ресторан — есть легенда, что ради него в Помпиду приходит больше людей, чем на сами экспозиции.

1. Тель-Авивский музей изобразительных искусств, 1932
2. Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Павильон Герты и Пауля Амир, 2011
3. Интерьер Тель-Авивского музея изобразительных искусств
4. Tate Modern, Лондон, 2000
5. Олафур Элиассон. The Weather Project, Tate Modern, 2003–2004
6, 7. ЦДХ, Москва, 1979
8. Проект реконструкции Новой Третьяковки в ЦДХ
9, 10. Copernicus Science Centre Museum, Варшава, 2005

Несколько музеев пытаются воспроизвести постмодернистское понимание культуры — в ней все жанры, периоды, типы искусства могут быть перемешаны.

Tel Aviv Museum of Art в Тель-Авиве. У старого и нового зданий радикально разный стиль, но в обоих большую роль играют атриумы, визуальная прозрачность. В старом бруталистском комплексе (1971) можно заметить и еще перекличку с центром Помпиду — любовь к демонстрации конструкций, в данном случае, бетонных. Новое здание, скорее деконструктивистское, создает головокружительно запутанные виды с одной галереи на другую.

🏭 Tate Modern в Лондоне. Старое здание музея нельзя было поменять, поэтому за основу нового взяли промышленное здание — гибкое по определению, в силу своей технологии. Оно не только дало возможность расширить диапазон музея и количество выставок, но некоторые из самых запоминающихся произведений современного искусства и выставок не возникли бы без этого здания и его Турбинного зала, спонсором которого стала корпорация Unilever, потом Hyundai. Самый знаменитый — The Weather Project Олафура Элиассона.

🖼 ЦДХ / Третьяковка в Москве. Здесь тоже воплощается идея гибкости и прозрачности. В особенности в пространстве ЦДХ, которое должно было стать местом активной творческой жизни советских художников, с большим количеством выставок и событий. На это же был рассчитан и внутренний двор, который почти все время был закрыт, так как ЦДХ и Третьяковка не могли договориться о том, как его использовать. Недавно пространство ЦДХ отдали Третьяковке, и архитектор Рем Колхас готовит проект реконструкции, в которой историческая прозрачность и открытость будут подчеркиваться.

🛸 Copernicus Science Centre Museum в Варшаве. Для музеев науки такая технология — это возможность размещать внутри не экспонаты, а аттракционы вроде модели вселенной, по которой можно лазать, или мультимедийных инсталляции. Эти аттракционы можно менять, если меняется научная концепция или появляются новые технологи.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;