angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура музеев

Пушкинский музей: инструмент просвещения

Пушкинский музей в Москве транслирует идеи образования. Посмотрим, как архитектура и классическая организация экспонатов делают из музея инструмент просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения, одно из крупнейших справочных изданий 18 века. Доступ к знанию — основной источник свободы, равенства и братства, а также процветания государства и людей
2. Капитолийские музеи, Рим, Италия, гравюра Этьена дю Перака 1568 года
3. Лувр, Париж. Музей с 1793 года
4. Юбер Робер. Проект Большой галереи Лувра, 1796
5. Жан-Николя-Луи Дюран, неосуществленный проект музея, 1803
6. Манчестерская художественная галерея, Великобритания, 1823
7. Американский музей естественной истории. Нью-Йорк, США, 1869
8. Государственный исторический музей. Москва, Россия, 1883
9. Третьяковская галерея. Москва, Россия, 1867
10. Музей естествознания и Музей истории искусств на площади Марии Терезии. Вена, Австрия, 1889

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — это классический пример музея просвещения, основанного на идее систематизированного и проверенного знания, с помощью которого происходит воспитание людей.

Посмотрим на эволюцию «музеев для просвещения» 👇

🏛 Первые европейские музеи появились в Риме в палаццо на Капитолийском холме. Это дань уважения Риму как городу мирового значения, историческому и культурному центру. Папы Римские открывают свои коллекции для всех желающих. Это время интенсивного развития римской археологии, появляются альбомы с гравюрами, изображающими античные древности и современные достопримечательности. Рим становится туристическим городом, а не только городом паломников.

💥 Еще один решительный шаг делает Французская революция. В Лувре становится доступной для зрителей королевская коллекция искусства. Одновременно открывается и музей с коллекцией экспонатов естественной истории. Французская революция деятельно осуществляет идею Просвещения: искусство принадлежит народу, а достижения науки должны победить религиозные суеверия.

🧠 Музеи становятся инструментом просвещения. Города активно развиваются, кроме экономического роста это приводит к росту преступности и городской бедности. Эпоха Просвещения считает, что искусство и знания поднимут уровень культуры. В 19 веке с этой целью открываются сотни музеев по всему миру. Одним из первых в этом ряду стал Британский музей.

👁 Такой музей должен выглядеть как храм, памятник, чтобы вызывать уважение жителей и гордость меценатов и властей. В Европе предпочитают неоклассику, в США — более пышный бозар, микс барокко и Высокого Ренессанса. Также популярны разные версии историзма — неоготика или псевдорусский стиль, как Исторический музей или Третьяковка.

📚 Такие музеи — фундамент европейской культуры. Это места для массового просвещения и образования, база для научной работы ученых, концентрированные собрания памятников.

🧩 Как любой фундамент, они очень негибкие: поучающие, авторитарные. Их структура требует изучать материал только т<ак, как предлагается, и никак иначе. Когда изменились многие научные догмы и возникла необходимость стать гибче, во второй половине 20 века пришлось строить новые здания: в старых экспериментировать было невозможно. Они сами уже стали неприкосновенными памятниками.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Иван Цветаев
2. Роман Клейн
3. Постройка здания музея — итальянские рабочие, обрабатывающие мрамор для облицовки музея
4. Эрехтейон. Афины, Греция, 421–406 годы до н. э.
5. Британский музей. Лондон, Великобритания, 1753
6. Старый музей. Берлин, Германия, 1830
7. Альбертинум. Дрезден, Германия, 1887
8. План музея изящных искусств Имени Императора Александра III (в будущем переименованного в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина), 1915
9. Музей им. Пушкина. Москва, Россия, фото 1912 года
10. Проект расширения музея от бюро «Меганом» — большое пространство на глубине 16 метров для служебных помещений и новых выставочных залов, а также единое пространство площадью 20 тыс. м², которая соединит все здания будущего музейного квартала

Давайте посмотрим, как появился Пушкинский музей и почему он получился именно таким, каким мы его знаем.

🎓 Все началось с Кабинета изящных искусств. Профессор Московского университета Иван Цветаев открыл его для студентов истории искусств, собрав копии известных произведений. Тогда это не казалось чем-то странным. Во-первых, поехать за рубеж и увидеть оригиналы могли себе позволить еще меньше людей, чем сегодня. Во-вторых, давайте вспомним, что почти вся греческая скульптура была известна по римским копиям. Многие известные скульптуры были найдены в нескольких копиях, а одной из копий знаменитого Дискобола (сейчас она в Британском музее) неправильно восстановили голову — и все это было уже известно.

Новый музей должен был иллюстрировать развитие искусства от Античности к Средневековью и Возрождению. В Петербурге уже были подобные музеи: Эрмитаж стал публичным с 1852 года, поэтому идею поддержали и в Москве. Средства собирали с миру по нитке: часть денег (немного) дал Николай II, остальное — купцы, князья, влиятельные люди. Для строительства выделили пустырь, музей строили с 1898 по 1912 годы.

📐 Архитектурный конкурс выиграли Роман Клейн и Иван Рерберг. Клейн объездил пол-Европы и выбрал нечто среднее между немецкой и английской неоклассикой. Портик и ордер отсылают к греческому Эрехтейону и Британскому музею, цоколь и галерея со скульптурами внутри — к немецкой неоклассике, особенно к Старому музею Карла Фридриха Шинкеля. Шухов помог сделать прозрачные потолки, на достаточное для такого большого здания освещение электричеством рассчитывать не приходилось.

🖼 Клейн, Рерберг и Цветаев выбрали базовую идею организации пространства для музеев такого рода: разделение по хронологии и географии, от древнего искусства к более современному. Здание собрано из отдельных залов, каждый оформлен под настроение экспонатов, со своей задачей и параметрами пространства. Структура музея вдохновлена всеми музеями Европы, но в особенности — Альбертинумом в Дрездене, с директором которого Георгом Треем Иван Цветаев переписывался 20 лет, все время строительства.

🏗 Пушкинский с тех пор построил или занял несколько новых зданий поблизости. Галерея искусства стран Европы и Америки 19–20 веков — флигель усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке, Музей личных коллекций — сильно перестроенные в 1990-х здания на Волхонке. Для расширения музея когда-то приглашали Нормана Фостера, но в итоге сейчас ведется работа по проекту бюро «Меганом». Будет большое подземное пространство, многие здания расширят, построят новое здание хранилища.

О том, как сложно было добиться строительства музея, красноречиво говорят дневниковые записи Ивана Цветаева, в которых он честно рассказывает о сложностях и препятствиях со стороны властей:

🗣 «Музеи изящных искусств еще не завоевали в нашей высшей администрации <...> подобающего уважения. На наших глазах разваливалось, ветшало и становилось невозможно тесным здание Румянцевского музея в Москве. [...] И это тянулось с 60-х годов, причем было не исполнено даже повеление императора Александра II о приведении здания этого Музея в безопасный вид в пожарном отношении. Сколько министров финансов сменилось с тех пор, характеры этих людей были различны; но все они в своих стереотипно-однообразных отказах Румянцевскому музею проявили трогательное единодушие. [...] Весною 1895 года г. Витте мне грубо и надменно отказал во всякой поддержке этому Музею, сказавши, что «народу нужны „хлеб да лапти”, а не ваши музеи». <...> После многочисленных переговоров Витте согласился лишь на 200 т.р. [...] Жертвы на Музей до сих пор сыплются обильно; [...] все они пойдут на сооружение здания, которое обойдется, говорят. свыше миллиона руб. А столь обширное сооружение, его изящество внутри и снаружи, многочисленность, сложность и богатство его разнообразных коллекций потребует большего специального, особо умелого ухода

📃 Ранним утром получена следующая телеграмма из Москвы: „Пророчество ваше сбылось. Просветительная деятельность восторжествовала. Вся площадь отдана Московскому университету. Нечаев-Мальцев, Зверев, Клейн”. Спустя часа три пришла оттуда же другая телеграмма: „Земля вся отдана под Музей < ... > ”. Этими двумя радостными известиями закончилась история приобретения площади Колымажного двора под Музей изящных искусств <...> длившаяся два с половиной года» .

1. Греческий дворик Пушкинского музея
2. Итальянский дворик Пушкинского музея
3. Египетский зал Пушкинского музея
4. Потолок Пушкинского музея, разработанный инженером Владимиром Шуховым
5. Статуя Аполлона с острова Мелос, ок. 550 г. до н. э.
6. Пракситель. Аполлон Савроктон (убивающий ящерицу). Копия римского времени статуи Праксителя, ок. 370 г. до н. э.
7. Микеланджело Буонарроти. Мадонна из Брюгге, ок. 1501

Давайте определимся, о чем говорят экспонаты музея и сама его структура.

🎓 Музей транслирует идеи образования, расширения горизонтов и учености. Его создал профессор университета в учебных и просветительских целях, и до какого-то времени музей формально был частью Московского университета. Связь музея с университетом сильно отличала его от других российских музеев просвещения. Эрмитаж был построен на императорской коллекции, Третьяковка — на идее национального современного искусства (Третьяков передал городу свою галерею в 1892 году). Цветаев делает музей, который «прорубает окно в Европу» — в европейскую историю искусства.

🗿 В основе — коллекция слепков из университета. Но чтобы создать на этой основе музей, Цветаев несколько лет подряд путешествовал по Европе, заказывая слепки того, что считал необходимым, покупая некоторые работы. На это были потрачены очень большие деньги, которые Цветаев постоянно выпрашивал у попечителей музея. Однажды часть коллекции была полностью уничтожена пожаром — в 1904 году в огне пропали 175 ящиков экспонатов. Хорошо, что копии! Фактически, Цветаев собирал музей как учебник по истории искусства.

🖼 Но многое передавали российские коллекционеры, меценаты, ученые. Так в коллекции оказались подлинники европейской живописи, египетских древностей. В 1920-е годы коллекцию сильно расширили за счет передачи большого количества предметов из самых разных национализированных коллекций, от частных собраний в Москве до Эрмитажа.

💔 В 1948 году был расформирован Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) — советский аналог MoMA, открывшийся в 1918 году, построенный на основе коллекции картин купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Музей разделили между ГМИИ (имя Пушкина ему дали в 1937 году, на юбилей смерти поэта) и Эрмитажем. Тогда в коллекции Пушкинского оказались импрессионисты и другие художники конца 19 — начала 20 веков. Недавно был запущен проект, воспроизводящий коллекцию ГМНЗИ.

🔒 Наконец, еще одно серьезное пополнение касалось трофейного искусства. После войны в коллекциях советских музеев, включая и ГМИИ, оказались тысячи произведений искусства. Часть из них была возвращена, другие — до сих пор остаются в запасниках. Точное количество и названия не раскрываются, чтобы не давать повода к конкретным судебным искам. Иногда Пушкинский их показывает на специальных выставках. Несколько законов защищают это искусство от притязаний государств, галереи которых когда-то владели этими объектами (что, конечно, не мешает дипломатам регулярно напоминать о проблеме).

1. Британский музей. Лондон, Великобритания, 1753
2. Фрагменты фриза Парфенона — находятся в коллекции Британского музея с 19 века. Их регулярно требует вернуть греческое правительство
3. Старый музей. Музейный остров, Берлин, Германия, 1830 — во время войны некоторые здания музейного острова были серьезно повреждены
4. Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США, 1870
5. Бал Met Gala — проводится для светской публики с 1948 года. В 2019 певица Кэти Перри пришла в образе люстры (такие наверняка есть и в коллекции). Билеты стоят десятки тысяч долларов, деньги идут в фонд Института Костюма — отдела музея, занятого историей моды. В 2020 году бал пришлось отменить

1. Смитсоновский музей естественной истории. Вашингтон, США, 1910
2. Интерьер Смитсоновского музея
3. Ars Electronica Center. Линц, Австрия, 1996
4. Deep 8 — проекционная комната, позволяющая создавать изображения очень высокой четкости. Используется как для «полетов» в космос, так и для «погружения» в тело человека или концертов

В завершение дня посмотрите еще несколько примеров, когда музей должен вызывать чувство трепета, как храм — и помогают ему в этом классическая архитектура и классическая организация материала.

🖼 Британский музей. Экспозиция составлена на основе трех коллекций — известного британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли и антиквара Роберта Коттона. Стиль музея — греческая, величественная, но легкая, ионическая неоклассика. Не зря создание музея утвердил Британский парламент. Расширение первого здания, построенного Робертом Смерком в 1820-х годах, потребовалось уже в середине века, а потом еще, и еще, и еще (включая переделку Норманом Фостером, после которой его и пригласили поработать над новой версией ГМИИ).

👑 Музейный остров в Берлине. Коллекция монархов составила основу пяти музеев: Старого, Нового, Пергамского, Боде, а также Старой национальной галереи. Стиль соответствует: римская, имперская, тяжелая архитектура. В отличие от Британского музея, который выражал идеи Просвещения, Музейный остров выражает идею национальной гордости, ведь все эти музеи появились на протяжении середины — второй половины 19 века, когда из многих княжеств возникала современная Германия. В ходе войны здания острова были сильно разрушены и некоторые работы по реконструкции все еще идут.

💰 Метрополитен-музей. Создан в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства, в основу легли три частные коллекции. Похож на Пушкинский, главная миссия — познакомить американскую публику с великой европейской культурой. Сегодня The Met — один из самых влиятельных в мире музеев, успешный не только в выставках, но и в разных способах привлечения спонсоров. Годовой бюджет музея — 320 млн долларов, и на зарплаты уходит больше половины, причем некоторые руководители получают больше миллиона в год. А эндаумент-фонд, в который собираются частные пожертвования, равен примерно 3 млрд долларов. Впрочем, правила его использования очень сложны, эти деньги вложены в ценные бумаги, а не лежат на счетах.

🦖 Смитсоновский музей естественной истории. В естественнонаучных музеях системный подход работает как нельзя лучше. Коллекция Смитсоновского музея включает свыше 126 миллионов образцов растений, животных, ископаемых, минералов, пород, метеоритов, а также археологических и культурных артефактов. Для такой экспозиции нужны большие пространства из металла и бетона, чтобы можно было выставить чучело динозавра или космический корабль. Но снаружи все-таки было важно заключить здание в красивый фасад в стиле бозар.

🚀 Ars Electronica в Линце. Пример нового подхода к старой теме просвещения. Когда в австрийском городе Линце начала затухать тяжелая промышленность, там решили оживить культуру: дать новые смыслы жителями, в особенности молодежи, привлечь внимание к городу. Ars Electronica сперва была фестивалем и премией для художников, которые работают с новыми технологиями и медиа. Когда люди привыкли, то построили и здание, которое называют «музеем будущего» — то есть посвященным не прошлому, а грядущему. Среди своих задач руководство музея называет и знакомство менее продвинутого старшего поколения с новым миром: в музее есть специальные программы для пенсионеров.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;