angle-down facebook instagram vkontakte warning

Владимир Набоков

Романы «Подвиг», «Защита Лужина» и «Отчаяние»

Каждый роман Набокова — это литературный эксперимент, в котором реальные события сочетаются с интимными отражениями его собственной жизни. Поговорим о первых произведениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

«Защита Лужина» (1930) — третий роман Набокова после лирической «Машеньки» (1926) и психологического триллера «Король, дама, валет» (1928). Разберем его подробнее, обозначим ключевые мотивы и характер главного героя.

♟ Набоков сам увлекался шахматами и с большим интересом составлял шахматные задачи (одна из поздних его книг «Poems and Problems» содержит такие задачи и стихи).

💬 Есть мнение, что идея романа о шахматисте родилась у Набокова после его участия в съемках фильма Всеволода Пудовкина «Шахматная горячка» (1925). Фильм снимался в Германии, и Набоков мелькает как статист в одном из кадров.

🎬 Герой фильма настолько увлечен шахматами, что пропускает свою собственную свадьбу. Гротеск проявляется и во внешнем облике главного героя: носки, галстук, кепка, носовой платок, шарф — все в шахматную клетку. Однако то, что в фильме было комедией, в воображении Набокова превратилось в драму.

Кто же такой Лужин?

🙇 Главный герой романа Лужин в детстве был замкнутым аутичным ребенком с особенностями поведения. Он жил в атмосфере непонимания со стороны родителей, плохо успевал в гимназии, страдал от буллинга. Практически единственным эмоциональным выходом из тяжелой обыденной жизни для него стали шахматы.

👤 Во взрослой жизни Лужин — полный, неряшливый, страдающий одышкой и полностью сосредоточенный на шахматах гроссмейстер, один из лучших игроков своего времени.

➡️ В романе есть история его отношений с невестой, а потом женой; она не названа по имени.

«Была она собой не очень хороша, чего-то недоставало ее мелким, правильным чертам. Как будто последний, решительный толчок, который бы сделал ее прекрасной, оставив те же черты, но придав им неизъяснимую значительность, не был сделан. Но ей было двадцать пять лет, по моде остриженные волосы лежали прелестно, и был у нее один поворот головы, в котором сказывался намек на возможную гармонию, обещание подлинной красоты, в последний миг не сдержанное».

Какие мотивы мы видим в романе?

📌 Мотив отношений Лужина и его невесты — она пытается отвлечь героя от навязчивых образов шахмат, от идеи шахматной игры.

⚔️ Важным — и очень набоковским — мотивом становится появление злого гения главного героя. Это итальянский гроссмейстер Турати. Во время партии с ним у Лужина происходит тяжелый нервный припадок.

🌀 Лужин — герой патологический. Соответственно, реальность, поданная в том числе и в его восприятии, искривляется, наполняется игровыми символами, приобретает гротескные черты.

📝 Набоков строит текст на сложном взаимодействии лужинского воображения и окружающей действительности. Финал романа и причины такого исхода судьбы Лужина могут быть интерпретированы по-разному.

👀 О том, как написана книга, можно почитать в подробном материале филолога, журналиста и писателя Вячеслава Курицына «Защита Лужина».

Мы продолжаем обсуждать ранние романы Набокова. Его четвертый роман — «Подвиг» (1932) — один из самых лиричных. Давайте разберем сюжет книги и узнаем, какие образы из него повторяются в прозе Набокова и почему.

📖 Роман рассказывает историю молодого русского эмигранта с швейцарскими корнями и экзотическим именем Мартын Эдельвейс. Жизненный путь героя книги пролегает едва ли не через всю Европу, отчасти совпадая с эмигрантскими маршрутами автора и заставляя вспомнить старинное значение слова «подвиг» — путешествие, странствие, движение.

🌎 Оказываясь попеременно в Греции, Англии, Германии, Франции и Швейцарии, Мартын упорно ищет себя — в творчестве, в труде, в любви, в спорте, в разнообразных проверках собственной смелости.

🚆 Два образа из детства Мартыналесная тропинка и поезд. Они связанны со сказкой и путешествиями, оказывают определяющее влияние на всю дальнейшую жизнь героя.

🌲 Впервые извилистая тропинка, уходящая в глубь густого леса, волнует его воображение на картине над его кроватью. Она напоминает ему историю, которую читала мать: в ней маленький мальчик с кровати прыгает прямо в такую картину. Повзрослевший Мартын задумывается, «не случилось ли и впрямь так, что с изголовья кровати он однажды прыгнул в картину, и не было ли это началом того счастливого и мучительного путешествия, которым обернулась вся его жизнь».

🚉 Второй образ — поезд — тоже с детства живет в воображении Мартына с того момента, как игрушечный поезд в витрине железнодорожной компании вызывает у него ассоциации с чудесными существами из волшебных сказок. Во Франции «ему показалось, что он никогда не выходил из экспресса, а просто слонялся из одного вагона в другой».

🚶 Обдумывая свой подвиг — возвращение в Россию, — Мартын собирается по тайной тропинке перейти границу в лесу. Последняя фраза героя в романе звучит так: «Сейчас уходит мой поезд. Я говорю: поезд. Да-да, — мой поезд…»

❤️ Сколь бы скептически Набоков ни отзывался о Советской России, мысль о воображаемом возвращении — хотя бы в сказочный мир его детства — не оставляла его. В этом смысле «Подвиг» — очень интимное его высказывание на эту тему.

🕶 К этой теме он еще вернется в последнем законченном романе — «Взгляни на арлекинов!» (1974), одним из эпизодов которого станет путешествие инкогнито известного русского писателя-эмигранта в СССР.

👉 Далее мы поговорим о еще одном романе Набокова — «Отчаяние».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте прочитаем рассказ Набокова «Облако, озеро, башня» (1937).

Время прочтения 〰️ 8 минут.

Какие детали, упомянутые в рассказе, вам запомнились? А метафоры?
После прочтения обсудим этот рассказ в одной из следующих частей урока.

Шестой роман Набокова «Отчаяние» (1934) основан на реальных событиях. В основу сюжета легла история Курта Тецнера, решившего провернуть аферу со страховкой: инсценировать свою смерть так, чтобы жена смогла получить причитающуюся сумму.

🔪 В руках Набокова история превратилась в холодный и изысканный триллер, написанный от лица главного героя. Набоков не просто пишет роман от лица убийцы, он разрабатывает известную в эстетских кругах тему «убийства как одного из видов изящных искусств» (название знаменитого эссе Томаса де Куинси (1827).

🗝 Преступление главного героя Германа, как и шахматная мания Лужина — это метафора художественного творчества. Безумный убийца, усматривающий в другом человеке лишь податливого «большого мягкого истукана», послушное орудие, «ветошку» — это метафора художника, который мучим «изощреннейшим желанием» бескорыстного творчества.

♟ Герман мыслит свое преступление как эстетический феномен, недосягаемый образец изысканно-утонченного обмана, «дивное произведение» высокого искусства. Вынашивая замысел своего «шедевра», Герман рассчитывал на гораздо большее, чем просто получить крупную сумму по страховому полису. Убивая, он хотел самоутвердиться как художник, доказать свою гениальность и исключительность. Он желал изменить свою тусклую жизнь, придать ей смысл и значение. Герман бежит от самого себя, от навязанной ему роли благополучного обывателя.

✍️ Роман написан в технике «ненадежного рассказчика», когда повествование идет от лица героя, рассказывающего читателю меньше, чем рассказал бы «объективный» повествователь от третьего лица. Читателю стоит обратить внимание на трость, которая малозаметна до поры до времени, но сыграет важную роль в сюжете.

🔎 Жан-Поль Сартр в своей рецензии на роман Набокова связал его образы с традициями Достоевского (которого Набоков в эстетическом плане отвергал):

«Настойчивое стремление к самоанализу и саморазрушению достаточно полно характеризует творческую манеру Набокова. Он очень талантливый писатель — но писатель-поскребыш. Высказав это обвинение, я имею в виду духовных родителей Набокова, и прежде всего Достоевского: ибо герой этого причудливого романа-недоноска в большей степени, чем на своего двойника Феликса, похож на персонажей «Подростка», «Вечного мужа», «Записок из мертвого дома» — на всех этих изощренных и непримиримых безумцев, вечно исполненных достоинства и вечно униженных, которые резвятся в аду рассудка, измываются надо всем и непрерывно озабочены самооправданием — между тем как сквозь не слишком тугое плетенье их горделивых и жульнических исповедей проглядывают ужас и беззащитность. Разница в том, что Достоевский верил в своих героев, а Набоков в своих уже не верит — как, впрочем, и в искусство романа вообще».

📌 Впрочем, в глазах Набокова Сартр был типичным представителем презираемой им «идеологической литературы». Через десять лет он не пощадил Сартра в своей рецензии на английский перевод его «Тошноты».

Какой из рассмотренных ранних романов — «Защита Лужина», «Подвиг», «Отчаяние» — вы читали или хотели бы прочесть?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;