Поиски национального стиля в 19 веке
Что происходит в 19 веке
В 19 веке в Европе возникает интерес к национальной архитектуре — Россия не исключение. Выясним, как изменилось мировоззрение в 19 веке и как начались поиски русского стиля.
1. Храм Христа Спасителя, арх. Константин Тон. Москва, 1837–1883
2. Знаменская церковь в Ховрине, арх. Михаил Быковский. Москва, 1868–1870
3. Спас на крови, арх. Альфред Парланд. Санкт-Петербург, 1883–1907
4. Государственный исторический музей, арх. Владимир Шервуд, Анатолий Семенов. Москва, 1875–1883
5. Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, арх. Иван Ропет, 1878
6. Дом Перцовой, арх. Николай Жуков. Москва, 1907
1. Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана, 1818. Немецкие художники-романтики многое сделали для популяризации образа одинокого романтического героя — и создания национального пейзажа со «своей», пусть и суровой природой вместо универсальных красивых видов
2. Замок Пернин, арх. Томас Хоппер, Уэльс, Великобритания, 1820–1845. Привет нео-нормандской архитектуры
3. Манчестерская ратуша, арх. Альфред Уотерхаус, Великобритания, 1877. Интерес англичан к нео-готике отчасти связан с тем, что королева Виктория с детства любила рыцарские романы
4. Отель-де-Виль, арх. Теодор Баллю, Париж, Франция, 1874–1882. Здание ратуши расположено на бывшей средневековой Гревской площади
5. Памятник Арминию, Тевтобургский лес, Германия, 1875. Предводитель германских племен Арминий, победивший римские войска, в 19 веке стал для немцев одним из символов борьбы с захватчиками
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В 19 веке продолжают формироваться государства как воображаемые сообщества — этим занимаются монархи, мыслители, архитекторы. Но происходит это уже иначе, чем в 18 веке.
Давайте посмотрим, как именно 👇
🏰 Возникает интерес к национальной архитектуре в противовес общеевропейскому классицизму. Это связано с появлением понятия нации в современном смысле слова, а также с поражением Наполеона. Крах имперского проекта на территории всей Европы приводит к поиску своей «особости» — этим занимается не только русское государство.
🌖 Поискам способствует философия романтизма — исключительности гения, судьбы человека, народа, истории. Романтики фокусируются на уникальном, а не общем, как классицизм. Они ищут в истории не универсальное, абстрактное (примеры добродетелей и пороков), а уникальное, имеющее отношение к конкретному народу. Конечно, по дороге одна половина выдумывается, другая выбирается весьма пристрастно.
🎵 Архитектура в понимании романтиков должна выражать эмоции, движения души, а не высокие абстрактные идеалы. Широко известна фраза «Архитектура — это застывшая музыка», которую приписывают то Гёте, то Шеллингу, то Шлегелю — показательно, что все это романтики. А Гоголь написал целое эссе «Об архитектуре нашего времени», в котором излагает такие же мысли: европейская архитектура зашла в тупик, потому что забыла свои корни, поклоняясь античности; оживить ее может национальная европейская архитектура — Гоголь имеет в виду готику.
🗣 Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы — и мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно бросалась на все, алчно перенимала все чужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским, или уродовала их по своим формам, — Европа не знала, что среди ее находятся чуда, перед которыми было ничто всё ею виденное, что в недре ее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне чернеют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера.
🧱 До национального романтизма еще далеко. Но во многих странах в 19 веке начинаются эксперименты с чем-то историческим — романской или готической архитектурой, Ренессансом или даже архаикой.
1. Конкурсный проект Джакомо Кварнеги, 1817. Римский пантеон в английской трактовке, напоминает архитектуру Томаса Джефферсона
2. Конкурсный проект Андрея Воронихина,1817. Необычное сочетание древнерусской и европейской архитектуры
3. Победивший, но нереализованный проект Карла Витберга,1817. Для участия в конкурсе лютеранин Витберг даже принял православие
4. Конкурсный проект Александра Кутепова, 1830. Отчетливо «русский» стиль, но много ренессансного в трактовке стен (пилястры и колонны)
5. Конкурсный проект Авраама Мельникова, 1830. Более классицистический вариант.
6. Константин Тон (1794–1881)
7. Храм Христа Спасителя, арх. Константин Тон. Москва, 1837–1860
8. Внутренний вид храма Христа Спасителя, Федор Клагес, 1883
9. Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931
10. Восстановленный Храм Христа Спасителя. Москва, 1994–1999
Храм Христа Спасителя — памятник не только архитектуры, но и государственной политики в самом широком смысле — от благородных замыслов до волокиты и коррупции.
⛪️ В ознаменование победы над Наполеоном в 1812 году император Александр I решил построить храм, возродив традицию древнерусских обетных храмов в честь военных побед и в память о погибших. В конкурсе проектов участвовали 38 архитекторов, победил молодой художник Карл Магнус Витберг. Он предложил построить на Воробьевых горах огромный неоклассический храм. Место было признано ошибочным, руководившего стройкой Витберга отправили в ссылку, комиссия расследовала затянутые сроки и возможные растраты.
👑 Николай I объявил новый конкурс, но ни один проект царю особенно не понравился. Константину Тону поручили сделать проект вне конкурса. Молодой архитектор, проучившийся шесть лет в Италии по стипендии Императорской академии художеств, обладал талантом и вкусом, виртуозно управлял стройкой — без лишних трат, с инновационными подходами. И уже успел понравиться Николаю проектами в Петербурге.
⚒ Проект Тона соединяет черты древнерусской архитектуры и классицизма. С одной стороны, он восходит к византийским образцам — пятикупольный, четырехстолпный, с позакомарным перекрытием. С другой — взял от классицизма массивный кубовидный объем, ясные, простые пропорции. В широком барабане центрального купола и небольших колоколенках видно влияние Исаакиевского собора в Петербурге. Храм Христа Спасителя строили с 1839 по 1860. После смерти Тона работы завершал его ученик Александр Резанов.
💥 В 1931 году храм взорвали, чтобы построить на его месте Дворец Советов. С дворцом не получилось, и с 1960 по 1994 на этом месте работал открытый бассейн «Москва». В 1999 году здесь построили новый Храм Христа Спасителя — условную копию первоначального здания.
1. Церковь Великомученицы Екатерины (Екатерингоф). Санкт-Петербург, 1831–1837
2. Введенский собор Санкт-Петербурга, 1836–1842
3. Московский вокзал. Санкт-Петербург, 1844–1851
4. Ленинградский вокзал. Москва, 1844–1849
5. Большой Кремлевский дворец. Москва, 1837–1849
Вот еще несколько работ Константина Тона.
⛪️ Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. Конкурс на строительство проводили в 1827 году. Проект Тона очень понравился Николаю I, что позже повлияло на его выбор при строительстве Храма Христа Спасителя. Церковь в Екатерингофе снесли в 1929 году, теперь на ее месте кинотеатр «Москва».
🧱 Введенский собор Санкт-Петербурга. Построен для лейб-гвардии Семеновского полка, самое крупное сооружение Тона в Петербурге. Разрушен в 1933 году, теперь от храма сохранился только фундамент.
👑 Большой Кремлевский дворец. В архитектурный ансамбль входят Теремной дворец, Оружейная палата, Апартаменты великих князей, церкви, около семисот комнат. Здесь короновались императоры, проходили официальные приемы и дипломатические встречи — ту же функцию комплекс выполняет и сегодня.
🚂 Московский и Ленинградский вокзалы. До столичных вокзалов Тон уже построил первый вокзал в России — Царскосельский. Вокзалы в Москве и Петербурге были одинаковыми: неоренессансные здания с двухъярусной башенкой посередине и большими окнами. Внутри — на первом ярусе вестибюли, залы для пассажиров и апартаменты императора; на втором — жилье железнодорожников.
✅ Стиль Тона стал официально рекомендованным, были выпущены альбомы с его работами. Владимир Стасов уже в 80-хх гг. 19 века писал, что «русская национальная архитектура словно была отдана в аренду Тону». Но были и те, кто считал, что России нужен новый стиль.
🗣 Здесь во Владимире есть древний собор..., он невелик, но масса его очень хороша, в нем есть что-то стройное, конченное, и, признаюсь, он для меня в 10 лучше Т<онова>. — Подобных соборов в Киеве, Москве и пр. много. Тон прибавил только мамонтовский размер. — А ведь византийское зодчество, т. е. зодчество с plein cintre, куполом, переходами и пр., имеет, мне кажется, большую будущность. Древнее греческое окончено, оно же сводится на несколько типов. Тевтонское богаче — но что воздвигать после соборов в Реймсе, Париже, Кёльне, Милане? Но византийский стиль, рожденный у гроба господня, сроднившийся с покойной, созерцательной идеей Востока, — ему будущность большая, которую Тон не понял. (Александр Герцен, из письма Александру Витбергу, 1838)
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день