Поиски национального стиля в 19 веке
Поиски русского стиля в модерне
В модерне русская архитектура освобождается от излишнего историзма и вновь обращается к потребностям человека. Узнаем, как развивались идеи русского стиля в модерне.
1. Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова, 1897
2. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887 — художник написал портрет дочери Саввы Мамонтова Веры в Абрамцеве
3. Виктор Васнецов. Пейзаж под Абрамцевым. Этюд для картины «Богатыри», 1881
4. Михаил Врубель. Блюдо Садко, 1899–1900
5–7. «Теремок», проект Сергея Малютина. Талашкино, 1901
8. Храм Святого Духа, проект Сергея Малютина, художник Николай Рерих. Талашкино, 1900–1915
9. Фасад Третьяковской галереи, проект Виктора Васнецова. Москва, 1904
10. Дом Перцовой, проект Сергея Малютина. Москва, 1907
В чем же особенности модерна?
⏳ Модерн не мог пройти мимо исторической архитектуры. Ведь его цель — как раз раскрыть скрытые движущие механизмы культуры, человеческой психики, природы, и истории тоже. Но здесь модерну важнее не детали и подробности, не история сама по себе, а образ, драма. Сколько бы разных элементов и мотивов не использовалось, в модерне всегда есть четкая композиция, все подчинено общей схеме построения орнаментов, фасадов, значению одного элемента, настроения, мотива.
Давайте познакомимся с объединениями художников и архитекторов, которые схожим образом развивали идеи русского стиля в модерне 👇
🖼 Абрамцевский художественный кружок. Это объединение художников, музыкантов, театралов, которые собирались в Абрамцеве — усадьбе предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В кружок входили Валентин Серов, Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель. Мамонтов приглашал участников кружка вместе с семьями на все лето, предоставлял им все условия для работы.
▪️ Абрамцевский кружок был близок идеям движения «Искусства и ремесла» англичанина Уильяма Морриса, противопоставлявшего бурному развитию индустриального производства ценность художественного творчества, ручной работы. В Абрамцеве организовали гончарную мастерскую, столярный цех, занимались вышивкой, резьбой по дереву. Мамонтов финансировал экспедиции художников для изучения памятников декоративно-прикладного искусства, иконописи, архитектуры.
🏠 Кружок в Талашкино. В усадьбе, расположенной недалеко от Смоленска, силами ее хозяйки Марии Клавдиевны Тенишевой образовался еще один художественный центр. В него входили Илья Репин, Михаил Врубель, в Талашкино бывали Игорь Стравинский и Федор Шаляпин.
▪️ До сих пор в Талашкино сохранился «Теремок» — бревенчатый домик по эскизу Сергея Малютина. Все его детали от наличников до дверей украшены искусной ажурной резьбой, яркими узорами. Внутри — мебель по эскизам Малютина, акварели Врубеля, керамика Рериха.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Модерн — от истории к человеку
1. Алексей Щусев (1873–1949)
2. Васильевская церковь, Овруч, Украина, 12 век (реставрация Алексея Щусева 1907–1909 года)
3. Развалины Васильевской церкви до реставрации, начало 20 века
4. Спасо-Преображенский храм в усадьбе Натальевка. Харьков, Украина, 1884
5. Церковь Покрова в Марфо-Мариинской общине, Москва, 1912 — вместо деревянного зодчества, Византии или узорочья 17 века Щусев взял за основу домонгольскую новгородскую и псковскую архитектуру
6. Казанский вокзал, Москва, 1913–1940. Тонкая работа: знакомый нам псевдорусский стиль при таком объеме и сложности превратился бы в кашу из деталей
7. Церковь Николая Чудотворца, Бари, Италия, 1913–1915. Выполнен в стиле псково-новгородского зодчества 15 века
8, 9. Русский павильон на Венецианском биеннале, 1914
10. Проект использования Русского павильона в следующей биеннале, арх. бюро KASA. Павильон превращается в дачу с чаепитиями и гостями — тоже очень русская тема
Теперь мы поговорим об Алексее Щусеве — архитекторе, который прекрасно знал традиционную русскую архитектуру и смог создать в русском модерне нечто совершенно новое, не оглядываясь на историзм.
🎓 Учился в Академии Художеств. Окончил ее с Большой золотой медалью, за счет Академии несколько лет изучал архитектуру за границей, участвовал в археологической экспедиции в Средней Азии.
⚒ Был удивительно точным и искусным реставратором. Один из ярких примеров его подхода — храм Св. Василия в Овруче 12 века. Щусев тщательно изучил сохранившиеся фрагменты, включив их в восстановленный храм. Также он в точности восстановил арки, карнизы и другие фрагменты, которые были найдены в земле. Никаких фантазий, которые себе обычно позволяли при восстановлении памятников в 19 веке. За эту работу Щусев получил звание академика.
💡 Создал свою, независимую версию русского стиля без слепого подражания «старине». Спасо-Преображенский храм в усадьбе Натальевка — творческая переработка форм древней псковско-новгородской архитектуры, но при этом ни на что не похожая.
👏 Произвел фурор на XI Венецианской биеннале, спроектировав Русский павильон. Щусев взял за основу русский стиль, изящно включив в композицию элементы венецианской архитектуры.
1. Федор Шлегель (1859–1926)
2. Усадьба Локалова, Ярославская область, 1888–1890
3. Павильон Твери на Триумфальной площади для коронационных торжеств, Москва, 1896
4. Царский павильон на станции Одинцово, 1896.
5. Ярославский вокзал, Москва, 1902–1904
6, 7. Дом Шаронова, Таганрог, 1912
8. Русский павильон в Глазго, 1901
Перед нами проекты Федора Шехтеля — разностороннего архитектора, художника, сценографа, который предложил свое оригинальное видение русского стиля в архитектуре модерна.
✍️ Шехтель пришел к модерну не сразу. Его отчислили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за плохую успеваемость, и без диплома он мог найти работу только за пределами Москвы. В ранние годы его проектам загородных усадеб и частных домов было свойственно стилевое разнообразие. К 1890-м годам архитектор пришел к модерну, который выражал через готику и русский стиль.
🏠 Усадьба Локалова. Главное здание архитектурного ансамбля стилизовано под терем в популярном тогда псевдорусском стиле — похожий силуэт «теремов» Шехтель будет использовать и позже.
🚂 Ярославский вокзал. Шехтелю заказали здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком». Получился русский стиль с вкраплениями северной готики, любимой Шехтелем. Сам архитектор писал: Я изобразил уголок моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений. Для меня это мой девиз.
🎨 Дом Шаронова. Поздняя работа архитектора, в которой он использует свои фирменные приемы: островерхие башни, трапециевидную кровлю, окна разной формы. Часть фасада облицована керамической плиткой. В правой части здания — панно «Морской бой» по эскизу Васнецова. Маски львиц на декоративных надворотных башнях создал Михаил Врубель.
1. Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы, арх. Антон Гуржиенко. Москва, 1914–1921
2. Церковь Спаса на Нередице, Новгородская область, 1198
3. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Остоженке, арх. Владимир Адамович. Владимир Маят, Москва, 1907–1908
4. Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке, арх. Илья Бондаренко. Москва, 1909–1911
5. Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище, арх. Федор Горностаев. Москва, 1910
Давайте рассмотрим примеры старообрядческих церквей в стиле модерна.
☦️ Старообрядцы были очень обеспеченным сообществом. Среди них было много успешных купцов и меценатов — Василий Кокорев, Сергей Щукин, династии Морозовых и Третьяковых. Поэтому у них была возможность заказывать дорогие старообрядческие церкви.
▪️ Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Построен по заказу купца И. Рахманова. Внешний вид храма напоминает раннюю новгородскую архитектуру, особенно Спас на Нередице.
▪️ Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Остоженке. Построен на участке, который пожертвовал московский купец-старообрядец Павел Рябушинский. Храм имеет черты новгородской архитектуры, звонницу и бегунец в псковском стиле. Но все вместе создает необычный, уникальный облик, который не пытается повторить древние образцы.
▪️ Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке. Построена по заказу старообрядческой общины. При строительстве использовалась новая технология железобетонных конструкций.
▪️ Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище. Колокольню построили попечители Рогожского кладбища. Деньги на отливку звона пожертвовала Феодосия Морозова. Общий вес колоколов — почти 50 тонн.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день