angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поиски национального стиля в 19 веке

Псевдоготика: разрыв с классицизмом

В средневековой Руси не было своей готики с соборами и замками, зато в 19 веке возникла псевдоготика. Разберем откуда она взялась и о чем нам это говорит.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

Вот несколько акварельных иллюстраций и фотографий интерьеров Большого Кремлевского дворца,

1. Георгиевский зал, проект внутренней отделки, Константин Тон
2. Георгиевский зал, хромолитография, 19 век
3. Александровский зал, акварель, сер. 19 века
4. Андреевский зал, акварель, сер. 19 века
5. Владимирский зал, акварель, сер. 19 века
6. Гостиная в парадных комнатах, акварель, сер. 19 века
7. Спальня в парадных комнатах, акварель, сер. 19 века
8. Будуар на Собственной половине
9. Будуар, деталь свода, архивная фотография
10. Гостиная, деталь свода, архивная фотография

1. Михаил Быковский (1801–1885)
2–4. Усадьба Марфино, перестройка 1837–1839 годов
5. Ивановский монастырь. Москва, перестройка 1860-х
6. Ивановский монастырь и Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия, 1296–1436)
7. Страстной монастырь. Москва, 1849–1855
8. Страстной монастырь, открытка до 1917 года

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Русскую готическую архитектуру 19 века называют «псевдоготикой», а не «неоготикой», как в Европе. Потому что в России не было «старой» готики.

↔️ Популярность готики в России была связана с двумя тенденциями. Первая — общественная: стремление к экзотике, к чему-то не похожему на строгие нормы классицизма. Вторая — профессиональная: интересно погрузиться в историю — и при этом создать стиль с нуля, по собственным правилам. На эти же тенденции реагировал и Константин Тон со своими экспериментами в русско-византийском стиле.

Давайте рассмотрим три имени, связанных с русской готической архитектурой. И начнем с Михаила Быковского 👇

👤 Михаил Доримедонтович Быковский — архитектор, организатор, лидер, учитель. Один из основателей Московского архитектурного общества, отец архитектора Константина Быковского и художника Николая Быковского. В Москве Быковский был очень влиятельным, отвечал за здания больниц, богаделен и приютов, реставрировал монастыри. Как один из преподавателей, а потом и директор Московского архитектурного училища Быковский участвовал в своеобразном споре с Петербургом и Академией художеств.

🗣 Всякое правило относительно искусств, как бы оно долго ни существовало, как бы ни казалось основательным, должно быть исследоваемо, и когда найдено будет неверным в своих началах, должно быть отвергнуто [...] Создать что-либо изящное — значит представить нам как бы олицетворенным и вдохновение и великую мысль о бесконечном. Сего достигает только дух, равняющийся нравственной силе целого народа [...] Если допустить сие понятие как справедливое, то всякому покажется странно, что изящное можно подчинить одинаковым, повсеместным и ни в коем случае неизменным формулам. (Михаил Быковский, из речи «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях», 1834)

🏰 Усадьба Марфино. По просьбе хозяйки усадьбы графини Софьи Паниной архитектор перестроил фасад дома, добавил на лестницу фигуры грифонов, превратил двухарочный мост, построенный еще в конце 18 века, в псевдоготический. Мост, замок, скульптуры — все это в сочетании с ландшафтным английском парком создает многозначительные лирические акценты в духе готических романов.

⛪️ Ивановский монастырь. Собор построен по мотивам церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, купол с двойными окнами и увенчан русской «луковичной» главой. Северный вход в монастырь с двумя парными башнями-колокольнями ближе к романским монастырям или немецким соборам, а шатры у колоколен напоминают кремлевские.

🔔 Страстной монастырь. Находился на нынешней Пушкинской площади в Москве с конца 17 века. В 1849–1855 годы Быковский отреставрировал надвратную церковь с колокольней, поставив новую с шатром и часами. В 1937 году монастырь снесли, на его месте теперь стоит памятник Пушкину.

1. Николай Бенуа (1813–1898)
2, 3. Конюшни в Петергофе, 1848–1855
4. Станция Новый Петергоф, 1857
5. Чертеж Орвиетского собора, сделанный Николаем Бенуа, Александром Кракау и Александром Резановым — на этот собор Бенуа ориентировался, когда проектировал Новый Петергоф
6. Станция Стрельна, 1857 — задача построить железнодорожную станцию решена уже в романском стиле
7. Платформа Сергиево, Санкт-Петербург, 1857 — пример русского стиля в исполнении Бенуа
8. Станция Красное Село, 1858 — псевдоготический стиль
9. Арестный дом, Санкт-Петербург, 1877
10. Храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы. Санкт-Петербург, 1856–1879 годы

Теперь поговорим об архитекторе Николае Бенуа — сыне простого крестьянина из-под Парижа. Его отец Луи-Жюль Бенуа случайно оказался в России и стал служить при дворе Павла I — а уже его сын сделал успешную архитектурную карьеру.

Как это получилось 👇

🎓 Николай Бенуа был принят «для изучения архитектуры» в Академию художеств — в этом ему помогла вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая была его крестной матерью. Работал помощником Константина Тона при строительстве Храма Христа Спасителя.

Шесть лет провел за границей как успешный студент Академии. Побывал в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Англии. По возвращении начал работать при дворе, в Петергофе.

🐴 Дворцовые конюшни в Петергофе. Бенуа построил комплекс конюшен на месте конюшенного двора. Архитектура напоминает средневековый готический замок: стена по периметру, девять массивных башен. Внутри располагались манеж, жилые дома для служащих и служебные помещения. Бенуа хотел еще сделать бассейн, поставить конную скульптурную группу, установить на среднюю башню часы с колоколом — но из-за Крымской войны финансирование ограничили.

🚂 Станция Новый Петергоф. Внешне здание — уменьшенная копия католического собора города Орвието. Бенуа принимал участие в реставрации этого собора в Италии в 1843 году.

👮 Арестный дом. Пример того, как архитектура реагирует на изменения в обществе: это первый в России дом для заключенных лиц по приговорам мировых судей, которые рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. При проектировании Бенуа учел функциональность постройки.

✝️ Храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы. Готический стиль идеально подошел для католического храма на бывшем Выборгском католическом кладбище. В ходе перестройки он вырос из небольшой часовни, которую тоже проектировал Бенуа.

1. Александр Брюллов (1798–1877)
2. Вид замка Святого Ангела в Риме, Александр Брюллов, 1823–1826
3, 4. Церковь Петра и Павла в Парголове, Санкт-Петербург, 1831–1840
5. Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Санкт-Петербург,
1833–1838
6. Бассейн в храме — в 1958 году церковь Святых Петра и Павла перестроили под плавательный бассейн, изменив планировку и полностью переделав интерьер
7. Распятие, Карл Брюллов, 1838
8. Караван-сарай, Оренбург, 1837–1844

Разговор о русской псевдоготике невозможен без упоминания еще одного архитектора — Александра Брюллова.

Что важно о нем знать 👇

👥 Сын «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло, а также старший брат Карла Брюллова — того самого, который написал «Последний день Помпеи».

🎓 Вместе с младшим братом в 1822 году уехал за границу за за счет Академии Художеств, где оба учились. За шесть лет братья посетили Париж, Мюнхен, Рим, Сицилию, Помпеи, где Александр Брюллов составил проект реставрации терм. Этот проект издали в Европе, и Брюллов получил звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и академий художеств в Милане и Петербурге.

⛪️ Церковь Петра и Павла в Парголове. Построена рядом со склепом швейцарца графа Адольфа Полье по просьбе его вдовы — склеп в готическом стиле годом ранее тоже проектировал Брюллов. Из-за нехватки денег у заказчиков строительство затянулось на десять лет. Несмотря на готический облик, церковь православная.

✝️ Лютеранская церковь Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге — интересный пример поиска нового русского стиля даже не в готике, а в романике. Алтарь церкви украшала большая картина со сценой распятия, написанная Карлом Брюлловым.

🕌 Караван-сарай в Оренбурге. Еще более необычный проект, взявший за основу не европейскую готику, а восточную этнику. За основу здания канцелярии местного начальника Брюллов взял традиционный башкирский аул: в центре всего ансамбля — восьмиугольная мечеть.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;