angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поиски национального стиля в 19 веке

Псевдорусский стиль: деревянное зодчество

В 19 веке архитекторы начали подражать древней Руси и создавать деревянные здания с фольклорными мотивами. Посмотрим, зачем это было нужно и что из этого получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Василий Кокорев (1817–1889)
2. Николай Никитин (1828–1913)
3. Михаил Погодин (1800–1875)
4. Григорий Гагарин, иллюстрация к повести Владимира Соллогуба «Тарантас», которую исследователи называют в числе источников вдохновения для Погодинской избы
5—9. «Погодинская изба», арх. Николай Никитин. Москва, 1856

Поиски архитектуры, вдохновленной древнерусским деревянным зодчеством, начались с Погодинской избы.

Что в ней интересного?

💰 Дом построен по заказу Василия Кокорева — предпринимателя, мецената и коллекционера. Он заказал архитектору Никитину флигель для усадьбы Михаила Погодина в подарок хозяину.

📖 Михаил Погодин был главным редактором журнала «Москвитянин». Это издание развивало знаменитую формулу Сергея Уварова «Православие, самодержавие, народность» — главную идею консервативного лагеря русского общества, для которого поиски «исконно русской» культуры были особо важны.

📐 Архитектор Николай Никитин хорошо разбирался в традиционной архитектуре. Он был реставратором памятников древнерусского зодчества, делал обмеры памятников в Москве, Нижнем Новгороде и Серпухове. Среди источников вдохновения для Никитина называют поволжские избы и работы Григория Гагарина, который делал зарисовки традиционной архитектуры.

🏠 Получился сруб из теса на небольшом кирпичном фундаменте. Пропорции более вытянуты, чем у традиционных крестьянских изб. На втором этаже светелка с балконом, фасад украшает ажурная резьба — он покрывает наличники, ставни, подзоры, фриз. Все элементы были цвета натурального дерева, фризы на втором этаже расписали растительными узорами.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Иван Ропет (1845–1908)
2. Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, арх. Иван Ропет
3. Русский павильон на Всемирной выставке в Париже, 1878
4. Русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, 1893
5. Главный фасад из проекта Народного дома, арх. Иван Ропет, 1898
6. Народный дом, Барнаул, 1898

Теперь поговорим об Иване Ропете. Этот архитектор оказал большое влияние на развитие «псевдорусского стиля», из которого даже отдельно выделяют так называемую «ропетовщину».

Давайте разберемся, в чем тут дело 👇

🎓 Иван Ропет (анаграмма настоящей фамилии Петров) учился в Академии художеств у Алексея Горностаева — одного из основоположников «русского стиля». Сотрудничал с журналом «Мотивы русской архитектуры», посвященного фольклорному стилю. После успешного окончания Академии четыре года провел за границей.

🌐 Проекты Ропета повлияли на понимание «русского стиля» не только в России, но и за границей — как, например, его павильоны для Всемирных выставок в Париже (1878) и Чикаго (1893), для Северной выставки в Копенгагене (1888). По его проекту построено здание русского посольства в Токио.

🤔 К экспериментам Ропета относились по-разному. Критик Владимир Стасов в статье «Наши итоги на всемирной выставке» пишет: Не было в печати европейской такой статьи об архитектуре на выставке, где бы не было высказано, что русская постройка — оригинальна, талантлива, делает честь России, составляет украшение выставки. [...] Правда, рядом со всем этим, рядом со всеми своими похвалами и иностранные писатели иной раз высказывали удивительные вещи, например, что русский фасад — соединение «боярской палаты, царского дворца и мужицкой избы». [...] Что такое все эти комические пустячки в сравнении с теми тяжеловесными, мрачными глупостями, какие отпускали насчет русского фасада очень многие из наших собственных писателей-корреспондентов: кто жаловался на напрасную цветистость, кто на непомерную обидную грубость, кто на что. [...]

🔜 Поиски Ропета позже повлияли на русский модерн. Но сам архитектор к тому времени уже не занимался практическим строительством.

1. Виктор Гартман (1834–1873)
2. «Студия» в Абрамцеве, 1872
3. Здание бывшей типографии Мамонтова, Москва, 1872
4. Морской отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Вене. Проект входной части, 1873
5. Проект временного Народного театра на Варварской площади в Москве, 1872
6. Часы «Избушка на курьих ножках». Литография по эскизу Гартмана — стала основой для одноименной «картинки» в сюите Мусоргского
7. Эскиз к проекту ворот в Киеве — стал основой для «картинки» «Богатырские ворота» в сюите Мусоргского

Теперь наш герой — Виктор Гартман. Этот архитектор и художник знаменит не только тем, что стал одним из основателей псевдорусского стиля: именно его выставка вдохновила Модеста Мусоргского на знаменитый цикл «Картинки с выставки».

Поговорим о нем подробнее 👇

⚒ Успешно окончил Академию художеств, получив право на «заграничную поездку за казенный счет». В поездке показал себя не только как архитектор, но и как талантливый художник, делая зарисовки. Много внимания уделял технической части в понравившихся зданиях — вообще любил сам участвовать в строительстве. Вернувшись, как и Ропет, сотрудничал с журналом «Мотивы русской архитектуры».

🧱 Построил много зданий в разных жанрах и в общем псевдорусском стиле. Среди его проектов — частные особняки и дачи, общественные здания вроде Народного театра или построек для Зоологического сада и музея, часть Русского павильона на Всемирной выставке в Вене. К сожалению, архитектор умер в 39 лет.

🎶 После смерти Гартмана выставка его работ вдохновила Модеста Мусоргского на создание цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки», которую композитор посвятил своему близкому другу. В каком-то смысле эта сюита тоже стала символом «русскости» в искусстве, как и творения Гартмана.

1. Обложка журнала «Мотивы русской архитектуры», 1874
2–8. Иллюстрации из журнала «Мотивы русской архитектуры» разных лет
9. Виктор Бутовский, «История русского орнамента с X по XVI столетие: по древним рукописям» (французское издание), 1870
10. Виолле-де-Люк, «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность», 1877

Журнал «Мотивы русской архитектуры» стал центром архитектурной «пропаганды» псевдорусского стиля.

Давайте разберемся для начала, зачем архитекторы вообще хотели придумать новый-старый стиль 👇

🖇 Создание нового стиля с фольклорными мотивами позволило бы включить Россию и ее древности в общеевропейский контекст. Это время живого интереса к национальной экзотике: на Всемирных выставках публика с удовольствием изучала павильоны Японии, Индии, Бразилии — русские павильоны вставали с ними в один экзотический ряд. Поэтому архитекторов в первую очередь волновала яркость, уникальность образов, а не историческая достоверность.

✍️ Исследователи подогревали в Европе интерес к русским древностям. Директор Строгановского училища Виктор Бутовский издал свою книгу «История русского орнамента с X по XVI столетие: по древним рукописям» на французском языке. По его же совету французский исследователь готики Эжен Виолле-де-Люк выпустил альбом-справочник «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность».

📖 Журнал «Мотивы русской архитектуры» преследовал те же цели. Он издавался с 1873 по 1880 годы под редакцией А. Рейнбота. Каждый выпуск — 50 цветных и черно-белых листков с чертежами, рисунками, проектами самых разных зданий от церквей и школ до загородных домов и бань. Также там публиковали изображения мебели, архитектурных украшений и деталей интерьера в псевдорусском стиле. Подписи были на русском и французском языках.

📐 С журналом сотрудничали ведущие архитекторы, работавшие в псевдорусском стиле: Виктор Гартман, Иван Ропет, Иван Богомолов, Александр Бруни, Андрей Гун, Михаил Преображенский и многие другие. Вместе они формировали тот образ русской архитектуры, который сегодня кажется традиционным и существовавшим если не всегда, то очень давно.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;