Ненасильственное общение
Стратегии поведения в конфликтах
Вспомним, что нам хочется сделать, когда мы сталкиваемся с тем, что нас возмущает. Обычно мы, не разбираясь в причинах, начинаем обвинять, высказывать претензии, угрожать и унижать. Собеседник тоже не промах и попытается нас унизить.
🌋 В психологии есть так называемая «Пирамида ненависти», которая показывает, как зарождается агрессия. Все начинается с обвиняющих мыслей, а потом переходит в слова и действия. Эту пирамиду приводят в пример, когда говорят на тему домашнего насилия. Считается, что пресекать насилие надо на самом маленьком уровне, где мысли.
Как реагировать на грубость и хамство 👇
🚪 Простой способ: уйти и поберечь себя. Он годится для ситуаций, где собеседник не играет существенной роли в нашей жизни — случайный знакомый, незнакомец. Либо, когда очевидно, что отношения себя исчерпали и налаживать их не имеет смысла.
👥 Сложный способ: разговаривать через ненасильственное общение. Этот способ пригодится, когда собеседник играет важную роль в нашей жизни и с ним нужно выстраивать коммуникацию. Используем всю ту же схему: безоценочно говорим о фактах; отслеживаем в себе и другом эмоции и потребности; переносим разговор на потом, если собеседник не готов слушать и слышать.
💪 Чтобы практиковать ненасильственное общение, нужна смелость. Страшно и сложно в стрессовой ситуации, когда бушуют эмоции, методично раскладывать по полочкам наблюдения, чувства и потребности и вообще следить за своей речью. Но тот, кто освоит это, добьется многого.
Пример из практики Розенберга 🔻
В тот момент, когда он будучи медиатором, слышал агрессию и хамство, он пытался понять чувства другого человека и возвращал словами: «Вам кажется, что они недалекие и ничего не понимают. Предположу, что вы сейчас раздосадованы. Наверное вы хотите, чтобы ваши тезисы воспринимали верно». Он переворачивает все агрессивные фразы в объяснение или предположение чувств и потребностей. А еще он замедляет ход переговоров, чтобы отследить и проанализировать, что же происходит и какой смысл скрывается за словами.
💁♂️ Полезно развивать эмпатию — способность распознавать чужие эмоции и вставать на место другого человека. В ситуации, когда друг говорит нам, что он сегодня ужасно выглядит, многие из нас начнут его переубеждать. В каких-то случаях, это может приободрить, но чаще всего нет. Нужно увидеть, что стоит за этими словами. Можно эмпатически предположить: «Я вижу, ты расстроен от того, что тебе кажется, что ты выглядишь ужасно». Тогда человек отреагирует и даст нам больше информации. Например, он ответит, что он вовсе не расстроен, он разозлился из-за какой-то ситуации. Тогда можно предположить, какая у него в тот момент была потребность и собеседник скажет нам, как хорошо мы его понимаем, и что ему уже легче. Но такая тактика общения очевидно занимает больше времени и сил, чем короткая фраза, которую мы говорим, чтобы отмахнуться.
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день