Ненасильственное общение
Составляющие ненасильственного общения: Наблюдение
Если вы решили встать на путь ненасильственного общения, то сначала нужно научиться наблюдать за людьми, фиксировать факты без оценивания и осуждения. Это может показаться сложным, потому что непривычно, но только поначалу.
Составляющие ненасильственного общения
1️⃣👀 Наблюдение. Мы с ранних лет привыкли судить, что хорошо, что плохо; делим мир на черное и белое. Это упрощает восприятие, упорядочивает. Об этом мы говорили в теме о когнитивных искажениях. А мир удивительный и разнообразный, и люди — очень сложные существа. Будем учиться наблюдать, фиксировать факты и не прибегать к оцениванию.
Примеры 🔻
▫️ Оценка: «Ты слишком щедрый».
Наблюдение: «Я заметил, что ты все карманные деньги отдал бродяге. Для меня это проявление щедрости».
А для первого человека это было вообще не про щедрость, а про что-то другое. У него могли быть другие мотивы, о которых мы и не догадываемся. Может быть он бы нам объяснил, что сделал это в память о ком-то или из чувства вины.
▫️ Женщина делится с нами, что она изменила мужу.
Оценка: «Какой ужас! Да как ты могла так опуститься?».
Наблюдение, как за нейтральным фактом: «Продолжай. Почему это произошло? Что ты чувствовала?».
▫️ Оценка: «Он такой некрасивый».
Наблюдение: «Меня не привлекает его внешность. Мне он не нравится».
🚨 Слова-сигналы, которые говорят нам, что перед нами оценивание:
➖ всё,
➖ ничего,
➖ никогда,
➖ всегда,
➖ слишком.
🚶♂️ Шаг влево. Если сложно так сразу резко отказаться от оценивания, то можно начать с того, что оцениваем не целиком личность по его поступкам, а конкретный поступок. Сравним: «Измена — это ужасно. Я не поддерживаю такой поступок» и «Ты изменница, ужасная женщина».
Концепция ненасильственного общения предлагает нам отказаться еще и от суждений даже там, где нам кажется все очевидно.
👊 Отказ от убеждений. Берем убеждение: «Насилие — это плохо». Казалось бы, это не поддается сомнению. Концепция ННО переводит фокус внимания с осуждения на чувства. Спрашиваем себя: «Что мы чувствуем, когда думаем о насилии?» Это может быть страх и тогда вместо фразы: «Насилие — это плохо» мы говорим: «Когда я вижу насилие, мне страшно. Я бы хотел, чтобы люди решали свои конфликты иначе».
🆎 Отказ от сравнений. Идем дальше, повышаем уровень сложности. Пробуем отказаться от сравнения. Мы вольно или невольно сравниваем себя с другими, чтобы определить, кто в какой ячейке находится и где при этом мы сами. Смотрим на одногруппника и думаем: «А вот он уже добился того-то и того-то». Листаем соцсети и сравниваем себя с идеальными образами успешных людей, со знаменитостями. Иногда сравнения полезны, чтобы понимать реалистичность своих ожиданий и амбиций. Но эти случаи нужно отделять от сравнений другого рода.
Приведем пример 🔻
Мне молодой человек подарил маленький букет цветов, а парень подруги подарил той огромный букет. Наверное он ее больше ценит и любит, чем мой. Далее следуют претензии, обвинения, манипуляции и ультиматумы.
💐 Что вместо убеждений и сравнений? По ННО (ненасильственное общение) в этом случае просто фиксируем факт. «Мой молодой человек подарил маленький букет цветов, а парень подруги подарил той огромный букет». Анализируем свои чувства по этому поводу, например, досада и обида. Спрашиваем себя: «Что для меня означает букет цветов?» Допустим, он означает проявление внимания и любви; чем букет больше, тем внимания и любви больше.
🥀 Ответственность. Мы часто снимаем с себя ответственность и передаем ее другим, виним их в наших чувствах. Мы прямо так и говорим, что чувствуем что-то из-за кого-то: «Я чувствую себя плохо, потому что ты...» По ННО нам нужно отказаться от обвинений и вернуть себе ответственность за свои эмоции. В этом случае мы говорим себе: «Я рассчитывала, что ты это сделаешь, возложила на тебя всю ответственность. Я рисковала, но выбрала этот риск. Ты этого не сделал. Мое ожидание не оправдалось, поэтому я себя плохо чувствую».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЗадание
Сделаем упражнение из книги Маршалла Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни», чтобы определить, насколько мы умеем отделять наблюдение от оценивания. Какие фразы не содержат оценок и являются только наблюдениями?
а) Где здесь безоценочное наблюдение?
1. Вчера Джон разозлился на меня без малейшего повода.
2. Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.
б) А тут?
1. Во время совещания Сэм не спросил моего мнения.
2. Мой отец - хороший человек.
в) Какая фраза не содержит оценок и является только наблюдением?
1. Дженис слишком много работает.
2. Генри агрессивен.
3. На этой неделе Пэм каждый день приходила первой.
г) А тут?
1. Мой сын часто пренебрегает чисткой зубов.
2. Люк сказал мне, что в желтом я выгляжу не очень хорошо.
3. Когда я разговариваю с тетей, она мне жалуется.
Правильные ответы:
а 2, б 1, в 3, г 2.
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день