angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ненасильственное общение

Практические задания

Чтобы лучше разобраться в теме, разберем историю вымышленной девушки, вспомним самое главное, что успели узнать, и дадим список литературы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Венера на новой работе 👯‍♂️

Венера наконец решилась преподавать танцы. Ей очень нравилось танцевать, она сама давно посещала студию по зумбе и подумала, что могла бы помогать женщинам чувствовать себя лучше с помощью танцев. Она получила сертификат преподавателя и устроилась в студию, взяв учеников-новичков. Ей было страшно и неловко в новой роли. Это был настоящий вызов для нее, ведь она сама еще не так давно была среди учеников.

— Как твой первый день на работе? — поинтересовался вечером Давид, ее молодой человек.
— Это было ужасно! Я путала слова, запиналась, когда представлялась своим ученикам — взрослым тетям. Они теперь думают, что у них неуверенный в себе тренер, совсем еще девчонка. Я вечно все путаю! Я чувствую, что они никогда не будут воспринимать меня всерьез.

❗️ Попробуйте разложить ситуацию Венеры и объяснить ей, где факты, а где ее оценки; где ее мысли, а не чувства; какие потребности стоят за ее словами.

Теперь разберем историю Венеры. Разложим ее на составляющие ненасильственного общения.

На вопрос Давида о первом дне на работе можно было ответить иначе.

🥇 Безоценочное наблюдение. Пять из восьми женщин-учениц были старше меня. Я смотрела на них, у меня заколотилось сердце и вспотела спина. Слова стали путаться, когда я представлялась своим ученикам.

🥈 Фокус на чувства, а не мысли. Это произошло потому, что я разволновалась.

🥉 Внимание на потребности. Я хотела предстать перед ними в другом свете, выглядеть уверенно. Теперь я сомневаюсь, будут ли они меня воспринимать всерьез. Я бы хотела быть авторитетом для них в танцах.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь подведем итоги и вспомним главное, что успели узнать о ненасильственном общении.

🥊 Мы рассмотрели абьюзивные стратегии общения, которые состоят из манипуляций, претензий, обвинений, требований и унижений. Такое общение еще называют токсичным, но это просто расхожее выражение.

🤝 В противовес абьюзивному ставят ненасильственное общение (ННО). Оно состоит из безоценочного наблюдения, внимания к чувствам и потребностям, просьб. Концепцию ННО предложил американский психолог Маршалл Розенберг.

🙌 В отличие от искусства переговоров, которому обучаются медиаторы и переговорщики, ненасильственное общение не ставит целью прийти к компромиссу. Цель ННО — удовлетворить потребности обеих сторон.

Ненасильственное общение предлагает 👇

▫️ Отказаться от сравнений, предубеждений; вместо этого фиксировать факт.

▫️ Отказаться от обвинений — как себя, так и других.

▫️ Прислушаться к своим чувствам и потребностям, научиться их корректно выражать.

▫️ Распознавать чувства и потребности других, развивая эмпатию, задавая уточняющие вопросы и выражая предположения.

▫️ Ничего не требовать от окружающих, но высказывать просьбы. Они обычно формулируются в вопросительной форме.

❤️ Эта концепция учит нас, что надо вернуть себе ответственность за свои эмоции. Это значит не винить других за то, что испытываем те или иные эмоции. Вместо этого искать, что именно, какие убеждения и ожидания вызвали эти эмоции. Мы испытываем эмоции из-за потребностей, которые удовлетворяются либо нет.

🙅‍♂️ ННО подразумевает, что мы умеем выдерживать отказ. Принятие отказа — одна из глобальных тем в психотерапии; это навык, которому можно научиться. Мы разбирали схему такой тренировки.

👥 Желая удовлетворить свою потребность через просьбу, нам следует разузнать у собеседника, какие у него возможности и какие потребности. Возможно, наша просьба будет удовлетворена, но позже или в другой форме. Разговаривая друг с другом, мы приходим к пониманию и обоюдному удовлетворению потребностей.

🌋 Конфликты разгораются, когда люди находятся в плену стереотипов и мыслят определенным образом. Их мысли перерастают в нетерпимость, дискриминацию и в итоге это выливается в насилие. Чтобы пресечь насилие, нужно начинать работать с малого — с изменения образа мыслей и борьбой со стереотипами. В ситуации конфликта есть два способа действовать: уйти или разговаривать, используя принципы ненасильственного общения.

Предлагаем прочитать эти книги, если вам хочется узнать больше о ненасильственном общении. Одна из них пока не переведена на русский.

📙 Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение. Язык жизни

📕 Маршалл Розенберг. Speak Peace in a World of Conflict

📙 Жак Саломе, Сильви Галланд. Избавься от одиночества. Чудо общения

📕 Нэнси Дрейфус. Говори со мной как с тем, кого ты любишь. 127 фраз, которые возвращают гармонию в отношения

📙 Роджер Фишер, Вильям Юри, Брюс Паттон. Переговоры без поражения. Гарвардский метод

Смотрим фильмы о людях, стремившихся найти общий язык с другими и примирить стороны.

🎞 «Форма воды» (2017)

🎞 «Тайная жизнь» (2019)

🎞 «Офицер и шпион» (2019)

🎞 «Ганди» (1982)

🎞 «Убить пересмешника» (1962)

🎞 «Криминальное чтиво» (1994)

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;