Неочевидные смыслы популярных книг: Хроники Нарнии и Голодные игры
Первая книга трилогии
«Голодные игры» — это трилогия, в которой через описание жизни нового мира раскрывается судьба одного человека.
🌤 Внешнее и внутреннее. Книги устроены таким образом, что на поверхности остаются ситуация кровавого шоу, политической борьбы, внешних противостояний. А в глубине оказывается самораскрытие героини Китнисс, принятие себя и своей любви к Питу. Внешние обстоятельства становятся толчком к взрослению героини и познанию себя.
💥 Взросление через травматический опыт. Коллинз выбирает необычное сочетание тем: взросление и проблема «человека с ружьем». Вторая отчасти отсылает к традиции потерянного поколения. Эта психологическая составляющая книги адресована американскому читателю, имеющему личный опыт боевых действий: Вьетнам, Афганистан, Ирак. Похожим образом поступил Стивен Кинг в книге «Сердца в Атлантиде». В ней захватывающий сюжет соединяется с психологическими проблемами героя.
🥇 Героиня побеждает, но внутренне Китнисс остается сломлена. Игры прекратились, люди живут по-другому. У Китнисс есть дети и муж, но страшное прошлое постоянно преследует ее:
▫️ «Они играют на Луговине; Темноволосая девочка с голубыми глазами танцует, а сероглазый малыш с белокурыми локонами пытается ее догнать. Прошло пять, десять, пятнадцать лет, прежде чем я согласилась. Пит так сильно хотел детей. Когда я почувствовала, как она зашевелилась во мне, меня охватил страх — такой сильный, что его усмирила только радость оттого, что я держу на руках дочку. Мальчика я носила легче, но не намного».
▫️ «Вопросы только начинаются. Все арены уничтожили, построили мемориалы, Голодные игры больше не проводят. Но историю Игр изучают в школе, и девочка знает, что мы в них участвовали. Пройдет несколько лет, и об этом узнает и мальчик. Как я могу рассказать им о том мире, чтобы не напутать их до смерти — моих детей, которые воспринимают слова этой песни как само собой разумеющееся:
Глазки устали. Ты их закрой.
Буду хранить я твой покой.
Все беды и боли ночь унесет.
Растает туман, когда солнце взойдет.
Тут ласковый ветер. Тут травы, как пух.
И шелест ракиты ласкает твой слух.
Мой голос становится едва слышным:
Пусть снятся тебе расчудесные сны,
Пусть вестником счастья станут они».
▫️ «Мои дети, которые не догадываются, что играют на кладбище. Пит утверждает, что все будет хорошо. У нас есть семья. И книга. Мы все объясним детям так, что они станут храбрее. Но когда-нибудь мне придется рассказать им о моих кошмарах — и о том, почему страшные сны никогда не исчезнут.
Я расскажу детям о том, как я справляюсь с этим, о том, как в плохие дни меня ничто не радует — ведь я боюсь потерять все. Именно в такие дни я составляю в уме список всех добрых дел, которым стала свидетелем. Это похоже на игру. Она повторяется снова и снова. После двадцати с лишним лет она даже стала немного утомительной. Но есть игры гораздо хуже этой».
👉 Дальше мы подробнее узнаем о первой книге трилогии. Узнаем самое начало истории, познакомимся с девочкой Китнисс, которая стала символом сопротивления.
Давайте поговорим подробнее о первой книге трилогии — «Голодные игры». В ней автор раскрывает важные социальные и философские темы, знакомит нас с миром Панема и главной героиней Китнисс.
🤜🤛 Коллинз использует типичный ход для антиутопии — государственный контроль сталкивается со свободой личности. Но автор уделяет огромное внимание проблеме самораскрытия героини, ее самопознанию. В обзоре для журнала Entertainment Weekly Стивен Кинг высоко оценил «Голодные игры». Он написал, что от романа сложно оторваться, так привыкаешь к постоянному напряжению.
👩🚒 Социальные аспекты в романе. Отец Китнисс — шахтер, после его смерти семья вынуждена выживать на грани нищеты. Голод и бедность стали оружием правительства против населения. Тема шахтеров — реверанс в сторону английской традиции, где часто жизнь простых людей оказывалась интереснее и важнее, чем жизнь элиты. Например, в романе Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» поднимается социальная проблема на примере отношений шахтеров и владельца шахт.
📺 Сила информации. Для пресыщенной столичной элиты устраиваются зрелища в формате телевизионного шоу. Так Коллинз поднимает в романе тему четвертой власти и силы информации. Жизнь людей жестко регламентируется не только посредством грубого физического воздействия, но и насаждением определенного мировоззрения через СМИ.
⚔️ Идея самопожертвования. Девушка идет на игры добровольцем, чтобы защитить младшую сестру Прим. С самого начала она самостоятельно определяет свою судьбу. Китнисс — стоический характер, не жертва, чем и выделяется на фоне жителей Панема.
💔 Любовь в книге. Чувства героев с самого начала ставятся под сомнение и проходят проверку на протяжении всей трилогии. Пит объявляет о своих искренних чувствах к Китнисс на камеру во время шоу. Из-за этого девушка и зрители воспринимают его слова как уловку для спонсоров.
🏰 Символика Панема. Название государства из трилогии Коллинз — это часть устойчивого словосочетания «Хлеба и зрелищ!», что на латинском «Panem et circenses». В мире «Голодных игр», как и в Древнем Риме, хлеб и зрелища — способ контролировать население.
⚙️ Система Панема. Структура государства в книге ограничивает развитие человеческой личности среди бедных и богатых. Умы первых заняты поиском способов выживания. Вторых — погоней за зрелищами и новомодными вещами. Система начинает рушиться благодаря Китнисс.
👉 Далее мы поговорим о втором и третьем романе. Узнаем, как Китнисс удалось разрушить систему.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день