angle-down facebook instagram vkontakte warning

Неопримитивизм и наивное искусство

Нико Пиросмани

В этой части познакомимся с Нико Пиросмани. Его личность — загадка, о нем ходит множество легенд, а работ сохранилась всего пара сотен.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Пиросмани в возрасте около 18 лет
2. Пиросмани в 1916 году, за 2 года до смерти
3. Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича, 1913
4. Карикатура на Пиросмани, которая его расстроила
5. Пабло Пикассо. Портрет Нико Пиросмани, 1972

Нико Пиросмани, вывески

1. Вывеска: Винный погреб. Распивочно и на вынос
2. Вывеска винного погреба: «Кахетинское вино „Карданах“» (Вывеска Созашвили)
3. Вывеска: Чай, пиво, лимонад
4. Вывеска: Пивная Закатала, 1903
5. Вывеска: Холодное пиво, 1910
6. Натюрморт-вывеска

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Нико Пиросмани

1. Крестьянин и его сын
2. Крестьянка с сыном
3. Мальчик несет обед
4. Кормилица с ребенком
5. Крестьянка с детьми идет за водой
6. Бездетный миллионер и бедная с детьми
7. Сона играет на гармони
8. Белый духан
9. Сбор винограда
10. Церковный праздник в Картли

Насколько Руссо был амбициозным человеком, мечтавшим о славе — настолько Пиросмани (Николай Пиросманишвили) был неприкаянным самоучкой, но с уникальным самобытным талантом.

Давайте попробуем восстановить его биографию 👇

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, начало 1860-х, обычно называют 1862 год. Родился в Кахетии в большой бедной семье, рано остался круглым сиротой.

👦 Нико приютила семья Калантаровых, у которых перед смертью работал его отец. Они относились к мальчику хорошо, обучали, у него была своя комната, возможность рисовать.

💸 Когда пришло время зарабатывать самому, выяснилось, что Пиросмани к этому не приспособлен. Он был не от мира сего, часто нарушал договоренности. Пытался открыть с другом студию по рисованию вывесок, но они прогорели.

▪️ По знакомству устроился кондуктором на железной дороге. Сохранилось много документальных свидетельств этой работы: штрафы, выговоры за прогулы и опоздания. Когда Пиросмани решил уволиться, все были рады.

▪️ На выходное пособие открыл небольшую молочную лавку. Но бизнес не задался: Нико часто отдавал товары в долг, никто его не возвращал, и лавка закрылась.

🎨 Был бродячим художником, много времени жил в Тифлисе. Рисовал на заказ: вывески, портреты, мог нарисовать застолье. Платили мало, иногда работал за еду и выпивку.

🍷 Со временем пристрастие к алкоголю усилилось. В Грузии застолье — это целый мир, в котором все чувствуют себя братьями. Возможно, для Пиросмани, человека с тонкой душой, это стало способом сбежать из реального мира, где он никому не был нужен. Нико никогда не женился.

👥 В 1910-х годах о Пиросмани случайно узнали петербургские художники. Приехавший в Тифлис Михаил Лё-Дантю случайно купил в какой-то лавке несколько работ Пиросмани и показал братьям Зданевичам, которые были с ним. Они поразились таланту.

🔲 Лё-Дантю и Зданевичи нашли Пиросмани, но узнать о нем ничего не удалось. Сам Нико был необщительным, а знакомые по грузинской традиции только хвалили его. Тогда Илья Зданевич заказал ему портрет, чтобы познакомиться поближе. По его словам, Пиросмани справился за 2–3 сеанса без эскизов и набросков.

🖼 Несколько работ привезли в Петербург. В 1914 году их показали на выставке «Мишень» в Москве, в которой участвовали Гончарова, Ларионов и другие авангардисты. Зданевичи писали о нем в художественные журналы, но признания так и не было.

👨‍🎨 В 1916 году Кирилл Зданевич провел в Тифлисе однодневную выставку Пиросмани, которая привлекла к нему внимание. Нико пригласили в Общество грузинских художников. Он был очень польщен, но когда ему выдали 10 рублей, гордо отказался принимать деньги в дар: купил краски, сделал картину и преподнес Обществу.

✍️ Со славой пришла критика. После одной из карикатур на себя Пиросмани замкнулся, стал больше пить. В 1918 году его полуживого нашли в каком-то подвале, увезли в больницу для бедняков, где он и умер. Достоверно о смерти Нико известно немного, как и о жизни.

🟫 Считается, что Пиросмани создал несколько тысяч картин, но уцелело чуть больше двухсот. Причина в том, что он делал вывески на жести, рисовал на стенах, на стекле — все это плохо сохранялось.

👏 В 1969 году в Париже прошла крупная монографическая выставка Пиросмани, которая открыла его миру. Среди организаторов выставки и издания каталога был один из братьев Зданевичей. В выставке также принял активное участие Пикассо, который был в восторге от Пиросмани. Сегодня работы Пиросмани стоят огромных денег, их часто подделывают.

1. Нико Пиросмани. Актриса Маргарита, 1909
2. Маргарита де Севр, фото 1900
3. Маргарита де Севр (слева), фото в Лувре на выставке
Пиросмани в 1968

Нико Пиросмани, эксперименты с ночным освещением

1. Медведь в лунную ночь, 1913
2. Разбойник украл лошадь
3. Арсенальская гора ночью, 1908

Нико Пиросмани, пейзажи

1. Путешествие на арбе
2. Ишачий мост
3. Праздник на реке Цхенисцкали
4. Охота и вид на Черное море, 1912
5. Кахетинский эпос (Алазанская долина)
6. Порт Батуми
7. Праздник в Болнис-Хачини
8. Тифлисский фуникулер

Нико Пиросмани, исторические сюжеты

1. Русско-японская война
2. Георгий Саакадзе спасает Грузию от врагов
3. Шамиль со своим телохранителем
4. Шете помогает князю Барятинскому поймать Шамиля

Религиозные сюжеты

5. Вознесение
6. Георгий Отшельник

Литературные сюжеты

7. Сестра и брат (Иллюстрация к одноименной пьесе В. Гуния)
8. Сестра и брат (Иллюстрация к одноименной пьесе В. Гуния)

Теперь поговорим об уникальной технике Пиросмани, которая делает его работы такими самобытными и узнаваемыми.

🕐 Писал очень быстро. Никогда не делал эскизов, подготовительных работ. За эту скорость его и ценили: он мог быстро написать портрет или зарисовать застолье.

⬛️ В основном рисовал или на жести (вывески), или на черной клеенке. Эту клеенку он покупал или брал в трактирах и духанах, в которых работал. Когда клеенку было не достать, Пиросмани рисовал на картоне, но по старой привычке загрунтовывал ее черным цветом.

🎨 Использовал бедную палитру. Причина в его собственной бедности: Пиросмани сам покупал краски и пигменты. Основные цвета — чистые черный и белый. Профессионалы эти цвета избегают: они выглядят как дыры на полотне. Пиросмани же сделал это своей отличительной чертой.

🔲 Чтобы получить черный, оставлял черную клеенку неокрашенной. Получается удивительный эффект, не зря про Пиросмани говорят, что он «осветляет черноту». Это особенно видно, когда смотришь на работы вживую — в репродукциях они теряют очень много и кажутся просто детскими неправильными рисунками.

🌕 Интересно работал со светом и тенями — хотя обычно примитивисты не обращают на это внимания. Например, в работе «Медведь в лунную ночь» лунный свет падает на медведя (напоминающего волка) сзади, и силуэт дан в сложном освещении с интенсивным световым контуром. Такой «опасный» тип освещения в живописи называется контражуром — и на него редко решаются даже профессионалы. Хотя в некоторых работах Пиросмани сложно понять, какое вообще время суток изображено — день или ночь.

⚖️ Обладал потрясающим врожденным чувством композиции. Несмотря на самобытность и наивность творчества, композиция у Пиросмани зачастую правильно выстроена. Если одна фигура изображена на фоне пейзажа — тогда она кажется застылой, непропорционально большой, монументальной.

Нико Пиросмани, анимализм

1. Олени с олененком, 1917
2. Лиса
3. Лисица на цепи
4. Орел схватил зайца, 1910
5. Лев и солнце
6. Медвежонок
7. Крестьянский надел (Петух и наседка с цыплятами)
8. Жираф, 1905
9. Пасхальный барашек
10. Белая свинья с поросятами

Нико Пиросмани, застолья

1. Семейный праздник, 1907
2. Обед тифлисских торговцев с граммофоном
3. Кутеж горожан в лесу
4. Пир во время сбора винограда, 1906
5. Кутеж у Гвимрадзе
6. Пасхальный кутеж, 1906

Охота

7. Охота на медведей
8. Тунгусская река Емут
9. Охотник с ружьем и капканом

Нико Пиросмани, исторические портреты

1, 2. Шота Руставели
3, 4. Царица Тамара
5. Ираклий Второй

Заказные портреты

6. Портрет духанщика на красном фоне
7. Мужчина с рогом (Портрет Мелитона Чхеидзе), 1906
8. Портрет Георгия Саакадзе, 1913
9. Повар
10. Дворник, 1905

Нико Пиросмани

1. Ортачальские красавицы (диптих), 1905
2. Ортачальская красавица с веером

Как и Руссо, Пиросмани работал в самых разных жанрах: писал животных, людей, групповые портреты, натюрморты, жанровые сценки, даже исторические портреты и литературные сцены.

🦒 «Жираф». Одна из работ, которые Пиросмани нарисовал для сына своего благодетеля — владельца одного из увеселительных заведений, который покупал работы художника и поддерживал его, как мог. Как у многих художников наивного искусства, животные у Пиросмани очеловечены. Мы буквально ощущаем эмоции, которые они переживают. Современники говорили, что у животных глаза самого художника: такие же большие и доверчивые.

🦊 «Лиса» и «Лисица на цепи». Обе лисы написаны похоже, но одна — свободная хищница, а вторая сидит на цепи. И мы считываем разницу их характеров по позам, взглядам, пластике.

🐥 «Крестьянский надел». На первый взгляд перед нами обычная сценка на птичьем дворе — петух, курица и цыплята. Однако если всмотреться в цветовую символику, можно обнаружить много интересных параллелей. Например, курица белая, она окружена белыми детками-цыплятами, и позади нее мы видим дальнейшее продолжение белой (женской) темы: белый дом, на фоне которого стоит женщина, хранительница домашнего очага. Левая сторона картины — мужская, здесь преобладают темные и красноватые тона. Колористическое решение петуха на первом плане повторяется в фигуре мужчины, стоящего у дверей — символ мужской связи с внешним миром. Таких параллелей у Пиросмани много. Удивительно, как он это подмечал и придумывал, учитывая его малограмотность.

🦅 Некоторые животные похожи на геральдические символы. Например, лев с мечом и солнцем или орел, поймавший зайца. С одной стороны, в животных считываются человеческие эмоции, а с другой — есть что-то парадное, гербовое.

🍷 Тема застолий. Многие работы Пиросмани посвящены сценам застолий (он часто называл их «кутежами»). Чаще всего на столе изображены вино, хлеб и рыба. Некоторые исследователи связывают это с евхаристической традицией. Но вряд ли Пиросмани делал это специально: он нигде не учился, не бывал в музеях, не читал умных книг, поэтому не мог знать о таких сложных символах.

👩 Ортачальские сады. Так назывался район в Тифлисе, где находилось много увеселительных заведений. Пиросмани часто работал там, а также изображал проституток: «Ортачальские красавицы», «Ортачальская красавица с веером». Несмотря на откровенные платья, эти женщины не выглядят вульгарно, в них скорее чувствуется материнское начало. Пиросмани вообще очень трепетно подходил к детской и женской теме.

Мы познакомились с двумя художниками-самоучками — Анри Руссо и Нико Пиросмани.

Давайте попробуем отличить их картины, используя подсказки из урока. Обращайте внимание на сюжеты и манеру.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;