Неопримитивизм и наивное искусство
Появление неопримитивизма
Многим кажется, что в начале 20 века что-то в искусстве пошло не так, художники сошли с ума и начали рисовать так, будто никогда этому не учились. Но не все так просто. Узнаем, как появился неопримитивизм.
1. Альбер Марке. Постеры в Трувиле, 1906
2. Анри Руссо. Заклинательница змей, 1907
3. Пабло Пикассо. Горшок, бокал и книга, 1908
4. Наталья Гончарова. Павлин под ярким солнцем, 1911
5. Нико Пиросмани. Рыбак, 1900-е
6. Бабушка Мозес. Рождество, 1950–1960
Чем интересен неопримитивизм 👇
🔜 Стал одним из направлений, определивших «лицо» искусства 20 века. Неопримитивизм во многом про упрощение, и современное искусство также основано на стремлении к простым формам.
🖼 Часто очень эстетичен. Это искусство, которое интересно рассматривать. Оно более понятное, чем беспредметная живопись. Связь с реальностью в нем не только сохраняется, но и зачастую намеренно акцентируется.
👨🎨 «Легализовал» наивное искусство. Творчество непрофессионалов, которые нигде не учились, существовало всегда — и в этой среде встречались очень талантливые работы. Но только благодаря неопримитивизму начала 20 века наив вошел в контекст официального, общепризнанного искусства, удостоился особых выставок и собственных музеев.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Поль Гоген. Таитянские пасторали, 1898
2. Поль Сезанн. Девочка с куклой, 1904
3. Анри Матисс. Обнаженная женщина, 1908
4. Амедео Модильяни. Женская голова, 1912
5. Амедео Модильяни. Лола де Валенс, 1915
6. Пабло Пикассо. Фермерша, 1908
7. Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907
8. Жорж Брак. Обнаженная, 1908
9. Наталья Гончарова. Беление льна, 1908
10. Михаил Ларионов. Венера и Михаил, 1912
Посмотрим, как возник неопримитивизм. Здесь можно выделить сразу несколько факторов — культурных, общественных и даже политико-экономических.
🎨 Первыми революционерами в живописи стали импрессионисты. Чтобы передать естественный свет, ощущение сиюминутности, они начали писать чистыми цветами, не смешивая их на палитре, а накладывая мазки друг на друга на холсте. Так цвет начал действовать активно, ярко и самостоятельно.
🟧 Постимпрессионисты пошли еще дальше: их цвета стали особенно яркими. Новая палитра неизбежно входила в противоречие с классическими формами, поэтому художники стали работать по-новому — «неправильными», упрощенными цветовыми плоскостями. Подобные новации очевидны в творчестве Гогена, а Сезанн и вовсе пришел к выводу, что весь мир можно изобразить при помощи шара, цилиндра и куба.
👹 Новизну искали в самых разных источниках️
▪ Экзотическое искусство — Китай, Япония, Австралия, Африка. Японские гравюры начали собирать еще импрессионисты, Гоген путешествовал в Океанию, в музеях проходили выставки африканских масок. Знакомству с другими культурами способствовало развитие торговли.
▪️ Народное искусство. Оно продолжало активно существовать в России и в меньшей степени в Европе: это народные куклы, вышивка, резьба, картинки.
▪️ Первобытное искусство. Историческая наука тогда уже выяснила, что первобытные художники подходили к делу серьезно, заранее готовили краски по особым рецептам, а сами рисунки носили сакральный характер и поражали мастерством.
▪️ Детские рисунки. В 19 веке детство наконец стали считать важным периодом жизни. Появились педагогика, физиология детства, началось изучение детского творчества. В рисунках детей разных стран есть общие закономерности, они выражают чистый и незамутненный взгляд. Этот взгляд привлекал художников, которые хотели видеть мир так же.
▪️ Художники-самоучки. Талантливые самородки рисовали без художественного образования, но в итоге это становилось их профессией: им заказывали афиши, вывески. Их взгляд был близок детскому, но технически они были более совершенны. В Европе главный представитель — Анри Руссо, в Российской империи— Нико Пиросмани. Позже из этого родилось отдельное направление — наивное искусство.
🚂 На неопримитивизм повлияли факторы, не связанные напрямую с искусством:️
▪ Технический прогресс. Люди живут в городах, пользуются благами цивилизации. Возврат к архаике — это ответ художника на ускорившуюся жизнь. Да и какой смысл точно, академически воспроизводить натуру, если фотография уже это умеет?
▪️ Доступность информации. Раньше художники были ограничены в знаниях. Теперь к них есть книги, статьи, музеи, путешествия. Оказалось, что эклектика — это нормально, и можно совмещать разные направления и идеи.
▪️ Марксизм. Маркс писал, что искусство обслуживает вкусы буржуазии и не нужно большинству людей, у которых нет свободного времени, денег и культурного багажа. В то же время заказчики хотели видеть что-то привычное, экспериментальную работу сложно было продать или устроить на выставку. Протестуя против такого порядка вещей, художники решили, что изначально искусство было свободным и не зависящим от денег: как наскальная живопись, детские рисунки или африканские маски. Неопримитивизм стал для них возвращением от буржуазности к чистым истокам.
1. Анри Руссо. Портрет женщины, 1895
2. Анри Руссо. Неприятный сюрприз, 1901
3. Нико Пиросмани. Медведица со своими медвежатами, 1917
4. Михаил Ларионов. Еврейская Венера, 1912
5. Марк Шагал. Лавка, 1911
6. Наталья Гончарова. Рождество, 1910
7. Пауль Клее. Обнаженная, 1910
8. Камиль Бомбуа. Удивленные купальщицы, 1930
9. Бабушка Мозес. День стирки, 1945
Давайте теперь выясним, в чем особенность живописи неопримитивистов.
〰️ Отказ от линейной перспективы, при которой предметы уменьшаются по мере удаления. Также неопримитивисты не использовали воздушную перспективу, когда предметы на дальнем плане выглядят более расплывчато, а цвета тускнеют. Вместо этого все нарисовано с одинаковой четкостью и яркостью.
🔥 Нет выраженного источника освещения. Солнце или огонь — просто один из элементов, который ни на что не влияет: мы не увидим по-разному освещенных участков, рефлексов, бликов, теней.
🔲 Плоскостность. В картинах неопримитивистов мы чувствуем, что это условно не 3D, а 2D. К этому стремились сами художники: они считали, что зритель должен понимать, что перед ним плоская картина.
🟤 Много внимания фактуре. Густые пастозные мазки, чтобы получался рельеф, или разжиженные краски с акцентом на фактуре самого полотна. Какие-то участки поверхности могли оставлять открытыми, чтобы подчеркнуть ее фактуру, делали коллажные подклейки, добавляли что-то в краску.
🪑 Упрощение форм в духе детских или первобытных рисунков. При этом ухвачена сама суть предмета, чтобы его можно было сразу узнать по нескольким простым линиям.
🦁 Нарушение анатомии. Правильность соединения мышц и сухожилий не так важна, как образ живого существа.
🐲 Реальность соединяется с фантастикой. На фоне узнаваемого обычного пейзажа может появиться диковинное, сказочное существо — тоже влияние детского, мифологического восприятия мира.
🤱 Архетипические символы. Хотя неопримитивисты противостояли символистам, они тоже используют символы — но максимально простые и естественные, понятные всем, без сложных отсылок и аллюзий, которые любил символизм.
🗿 Монументальность — когда работу можно сильно увеличить, и она не потеряет пропорциональности, внутренней цельности. Как правило, детально проработанные вещи такую проверку не проходят. А скупые лаконичные памятники древности очень монументальны. Неопримитивисты тонко чувствовали этот эффект и стремились к нему в своем творчестве.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день