Неопримитивизм и наивное искусство
Русский неопримитивизм: источники вдохновения и темы
Если на западе искали источники искусства в глубокой древности или далекой экзотике, то в России было много своего необычного, не академического искусства: вновь открытая икона, лубочные картинки, вывески, народные игрушки и древние идолы.
1. Лубок с изображением Алеши Поповича, 18 век
2. «Медведь с козою прохлаждаются», 18 век
3. «Как мыши кота хоронили», 1760
4. «Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской», 18 век
5, 6. Михаил Ларионов. Венера Кацапская, 1912
7. «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы
8. Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер, 1909
9. Казимир Малевич. «Шел австриец в Радзивиллы...», 1914
10. Казимир Малевич, Владимир Маяковский. «Австрияки у Карпат Поднимали благой мат», 1914
Вывески
1–5. Городская вывеска, вторая половина 19 — начало 20 века
6. Петр Кончаловский. Хлебы на зеленом, 1913
7. Илья Машков. Хлебы, 1912
8. Илья Машков. Снедь московская. Хлебы, 1924
9. Илья Машков. Советские хлебы, 1936
10. Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка, 1912
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяНачнем с лубков и вывесок 👇
🎨 Лубок. Отпечатывался методом ксилографии — с деревянной доски, которую вырезали грубыми активными контурами. Получившиеся картинки раскрашивали от руки простыми цветами и продавали на ярмарках. Лубки могли себе позволить даже крестьяне, эти листки висели в трактирах и частных домах.
🅰️ Лубки были далеки от академизма, но в них сохранялась мощная народная традиция. Интересно, что хотя главная аудитория лубков — неграмотные крестьяне, на них почти всегда есть разъясняющие подписи или даже целые истории.
😼 Любимые сюжеты лубков — сцены из сказок, легенды, небылицы. Также в народное сознание проникали и исторические события. Например, в известном лубке «Как мыши кота хоронили» угадываются похороны Петра I, чью смерть приветствовали те подданные, которые считали его антихристом.
▪️ Образ кота решен примитивно, шерсть показана ровными параллельными рядами. Он восходит к другому знаменитому коту — казанскому. Считалось, что во времена Ивана Грозного в Казани жила особая порода котов-крысоловов. Именно из Казани Екатерина II приказала привезти первых котов-хранителей для Эрмитажа.
✂️ Лубок «Раскольник и цирюльник» тоже отсылает к петровским временам. «Парикмахер» Петр в нерусской одежде хочет отрубить бороду купцу-раскольнику. На лубке много ошибок: ноги растут от фартука, зеркало вырастает из спины раскольника, но он очень выразительный.
👨🎨 Михаил Ларионов обожал русские лубки и коллекционировал их. В его «Венере Кацапской» на вышитом коврике мы видим цитату — лубочного кота. В «Офицерском парикмахере» художник цитирует «Раскольника и цирюльника» — также в этой работе есть отсылки к академическому искусству: красный занавес и помпезная ножка стола. О Ларионове мы еще поговорим подробнее.
🗯 Лубочный народный стиль был взят за основу пропагандистских листков во время Первой мировой войны. Часто рисунки дополнялись стишками или другими текстами, которые высмеивали армию противника.
🥨 Кроме лубков, важное значение для неопримитивистов имели вывески. Каждая лавка, которых было особенно много в городах, хотела сделать яркую натуралистичную вывеску, привлекающую покупателей изображениями еды или других товаров. Чаще всего вывески заказывали художникам-самоучкам. Их много цитировали Илья Машков и Петр Кончаловский.
Восток
1. Каджарская хлопковая панель каламкари со сценой охоты из «Шахнаме» (Исфахан), 1880–1910
2. Илья Машков. Портрет Е. И. Киркальди (Дама с китаянкой), 1910
3. Илья Машков. Портрет дамы в кресле, 1913
Иконы
1. Благовещение Устюжское, 1130–1140
2. Наталья Гончарова. Триптих «Спас», 1910–1911
3. Наталья Гончарова. Декорации к балету «Литургия», 1915
4. Казимир Малевич. Плащаница, 1908
5. Феофан Грек (?). Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, 1403
6. Казимир Малевич. Утро после вьюги в деревне, 1912
7. Икона. Никола Зарайский (Новгородская школа), 15 век
8. Секция супрематических работ Казимира Малевича на «Последней футуристической выставке картин 0,10», 1915
Еще одним важным источником неопримитивизма в России был восток в самом широком смысле: под этим словом понимали Японию и Китай, Среднюю Азию, Кавказ, даже Византию — в общем, все не европейское.
📖 Часть художников считала, что вся культура в России изначально пришла с востока, и искала там вдохновение. Из этой теории выросло целое движение неопримитивистов, в которое входили Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александр Шевченко. Шевченко даже издал в 1912 году брошюру с теоретическими обоснованиями их идей.
🎎 При этом восточную культуру знали не очень хорошо. Попадались отдельные миниатюры, продавалось много тканей с персидскими мотивами. Такие ткани можно встретить на картинах Ильи Машкова: его «Дама в кресле» — точная цитата персидских изображений. А белые женские лица с красными щеками явно вдохновлены образом гейш из японских миниатюр.
☦️ Византию тоже относили к востоку, как неклассическое искусство — в первую очередь речь об иконах. В это время как раз, и художники хотели вернуться к этой традиции — но не копируя, а повторяя ее мощную энергетику, подход к цвету и форме. Они создавали авангардные иконы, которые очень критиковали.
🗣 Иконы ценил Казимир Малевич: «На меня, несмотря на мое натуралистическое воспитание моих чувств к природе, сильное впечатление произвели иконы. Я в них почувствовал нечто родное и чудесное. В них мне показался весь русский народ со всем его эмоциональным творчеством. Я тогда вспомнил свое детство: лошадки, цветочки, петушки примитивных росписей и резьбы по дереву. Я почувствовал некую связь крестьянского искусства с иконным: иконописное искусство — форма высшей культуры крестьянского искусства. Я в нем обнаружил всю духовную сторону „крестьянского времени“, я понял крестьян через икону, понял их лик не как святых, а как простых людей».
🎨 Во многих работах Малевич пытается повторить эффект пробелóв — пятен и линий белого цвета, которые на иконах ложатся на фигуры и элементы пейзажа и символизируют божественное свечение. Малевич в своих экспериментах совмещает кубизм с неопримитивизмом: в отличие от западных кубистов с природными тонами, он использует яркие цветовые градиенты, сводя их к белому.
1, 2. Ритуальная скульптура нанайцев из собрания Кунтскамеры
3, 4. Народная игрушка-панка
5. Петр Кончаловский. Бой быков, 1910
6. Михаил Ларионов. Солдат на коне, 1911
7. Каменные бабы
8. Петр Кончаловский. Портрет художника В. В. Рождественского, 1912
1. Наталья Гончарова. Беление льна, 1908
2. Наталья Гончарова. Эскиз костюма для оперы-балета «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
3. Наталья Гончарова. Соляные столпы, 1908
4. Павлин (стиль русской вышивки), 1910
5. Михаил Ларионов. Портрет Н. С. Гончаровой, 1915
6. Михаил Ларионов. Автопортрет, 1910
7. Михаил Ларионов. Цыганка в Тирасполе, 1910-е
8. Александр Шевченко. Зима в Зубцове, 1916
9. Казимир Малевич. Садовник на бульваре, 1911
В России сохранилось богатое наследие народных скульптур. Часть относилась к следам древних цивилизаций, часть делали прямо здесь и сейчас — но все они привлекали неопримитивистов простотой и выразительностью.
❄️ Нанайские скульптуры. В начале 20 века вышел альбом «Сибирские фотографии»: его автор якобы ездил в экспедицию и фотографировал творчество аборигенов. В итоге выяснилось, что это действительно фотографии нанайских скульптур, но сделаны они в Кунсткамере в центре Петербурга. Это очень выразительный, брутальный, практически первобытный художественный язык.
🧸 Народная кукла. Кроме декоративных глиняных игрушек, созданных полупрофессионалами, были совсем примитивные игрушки-панки. Все по Сезанну: куб, шар, цилиндр. Такую панку для своего ребенка мог сделать любой крестьянин несколькими взмахами топора. Похожие простые формы мы видим у Ларионова и Кончаловского.
🗿 Каменные бабы. Скифские идолы созданы еще до нашей эры, половецкие — в первом тысячелетии. Их стали находить с конца 19 века, в том числе во время строительства железных дорог. Статуи использовали в качестве садовой скульптуры, сохраняли в этнографических музеях. Они напоминают маленькие деревянные примитивные фигурки, только ростом с человека и сделанные из камня.
1–3. Цикл «Времена года»: Весна, Лето, Зима, 1912
4. Венера и Михаил, 1912
5. Отдыхающий солдат, 1911
6. Стоящий человек, 1910-е
7. Портрет Натальи Гончаровой, 1912
В завершение части поговорим о детских рисунках — самом простом виде творчества, которым занимается человек, совсем не умеющий рисовать. Но профессиональный художник может делать это намеренно.
👨🎨 В русском неопримитивизме ближе всех к детским рисункам подошел Михаил Ларионов. В графике многие художники «баловались» экспериментами с примитивом. Ларионов пошел дальше и создавал в таком стиле крупноформатные живописные работы. Он был родом из Тирасполя, из небогатой семьи, и народная культура с детства была ему близка.
🍁 «Времена года». Цикл работ, которые напоминают детские рисунки: ребенок часто изображает на одном листе отдельные фрагменты, никак не связанные друг с другом.
▪️ Детям не важны условности цвета: весна у них не обязательно зеленая, а осень — золотая, какими захотят, такими и будут. Поэтому, например, зима у Ларионова коричневая, а осень — темно-фиолетовая.
▪️ Сквозной персонаж всех картин цикла — Венера. Она то идет с серпом жать урожай, то готовится покрыть землю снегом. Образ максимально упрощенный, будто выведен из фаллического символа: Венера — Мать-Земля, которая совмещает мужское и женское начало в природе.
▪️ В работах есть сценки более общего плана: весной парочка нюхает цветы, зимой мимо домов ходит волк.
▪️ Везде есть подписи разноцветными будто неумелыми буквами: как в лубке или иконе, дети тоже любят подписывать свои работы.
🔫 Солдатская серия. Ларионов показывает солдатский быт не героически, как было принято: его солдат — лентяй, который не хочет ничего делать, лежит в расслабленной позе, выпивает. На стене за его спиной намалеваны примитивные рисунки.
🤦♂️ Для русского авангарда примитивизм был не только частью искусства, но и образом жизни. Художники любили эпатировать публику, устраивали шумные диспуты с драками, проводили скандальные выставки, превращали свою жизнь в постоянный перформанс.
▪️ В этом стремлении к примитивной площадной культуре была не только насмешка над классическим искусством, но и юродивость, близкая русской культуре: юродивый — это не просто человек, который странно себя ведет, а проводник высшего знания.
Казимир Малевич
1. Материнство (Изобилие), 1910
2. Купальщик (Бежит купаться), 1911
3. Полотеры, 1912
4. Крестьянки в церкви, 1912
5. Крестьянка с ведрами и ребенком, 1912
6. Уборка ржи, 1912
7. Жнец на красном фоне, 1913
8. Трусливый (Эскиз костюма в опере «Победа над Солнцем»), 1913
9. Спортсмен (Эскиз костюма в опере «Победа над Солнцем»), 1913
10. Супрематизм №38, 1916
В этой части мы узнали о неопримитивистском периоде одного из самых известных творческих союзов русского авангарда — Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
Художники в творчестве шли параллельными дорогами и часто создавали работы со схожей манерой и сюжетами. Получится ли у вас отличить их картины? Предлагаем попробовать свои силы в тренажере.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день