Неопримитивизм и наивное искусство
Западные примитивисты: Уоллис, Мозес и Генералич
Наив может быть очень разным, как и сами художники: от никому неизвестных самоучек до мастеров, близких профессионалам. Поговорим о других интересных художниках в этой части.
Познакомимся с тремя представителями наивного искусства.
Давайте посмотрим на весь спектр 👇
👨🎨 Альфред Уоллис. Примитивист в чистом виде: никогда ничему не учился, не был знаком с искусством. Творил всю жизнь для себя, но об этом никто не знал.
👩🎨 Бабушка Мозес. Тоже начала рисовать в качестве хобби, но слава пришла к ней при жизни. При этом она не меняла свою стилистику и не отходила от собственных принципов.
👨🎨 Иван Генералич. Наивное искусство, которое кто-то может назвать не совсем наивным. Хотя Генералич не учился специально, но постоянно общался с профессиональными художниками, рано начал выставляться, сам преподавал.
1. Альфред Уоллис, фото
Альфред Уоллис, лодки и марины
2. Волны
3. Шхуна в синем море (не оконч.)
4. Четыре лодки
5. Шхуны входят в гавань
6. Гибралтар
7. Гавань Сейнт Ив
8. Серое рыбацкое судно и маленькая лодка
9. Лодка с двумя мачтами и желтыми парусами
10. Кораблекрушение
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАльфред Уоллис, пейзажи
1. Цветущие деревья
2. Солтеш
3. Шлюз
4. Пейзаж с домом и деревьями
5. Сейнт Ив
6. Домашний порт
7. Дорога к ферме
8. Коттедж в лесу
9. Дома в Сейнт Ив
10. Улица с домами и деревьями
Поговорим об английском примитивисте Альфреде Уоллисе. Он родился в 1855 году, то есть был сверстником Руссо и Пиросмани. Это пример непростой судьбы, благодаря которой сформировался неординарный художник.
🐟 Родился в бедной семье. Не получил образования, работал с ранних лет: сначала еще ребенком плел корзины, потом стал моряком на рыбацких шхунах. В далекие путешествия не отправлялся. Позже, когда начал рисовать на морские темы, делал это по памяти: за всю жизнь работы он запомнил каждую деталь.
⛵️ В 20 лет женился на женщине в два раза старше себя с пятью детьми. Был вынужден много работать, чтобы обеспечить семью. Позже Уоллисы переехали к Корнуэлл, тесно связанный с творчеством Альфреда. Там он продавал корабельный металлолом, работал в антикварной лавке. Когда Уоллису было 67 лет умерла его жена — и он начал писать картины.
📦 Бедность повлияла на его технику: писал на небольших картонках, которые брал из коробок, пачек сигарет и пакетов чая. Иногда это мог быть кусок жести или доски. Часто «холст» был неправильной формы: круглым, со скошенными углами или даже треугольным. Это придает картинам очарование: Уоллис обыгрывает это в композиции, неправильность придает работам ощущение детской наивности.
🎨 Писал очень приглушенной палитрой: много серого, коричневого, белого, темного, голубого. Из ярких цветов — только желтый и красноватый. Это объясняется суровой природой английского побережья, а также качеством красок. Интересно, что Уоллис рисовал много шхун, морские пейзажи — и пользовался для этого самыми дешевыми красками, которыми раскрашивали суда.
👁 Точка обзора в пейзажах находится будто немного сверху. Нередко на картинах заметны признаки карты: видимо, сказывалось прошлое моряка. Нет правильных перспектив, часто главные, значимые объекты — самые масштабные, как на детских рисунках.
👏 Работы Уоллиса высоко оценили профессиональные художники, которые приехали в Корнуолл на этюды. Но умер он в бедности, а картины продавал за гроши. Сегодня они стоят десятки тысяч долларов, хранятся в разных собраниях, в том числе в галерее Тейт в Лондоне.
Анна Мэри Мозес — Бабушка Мозес
Бабушка Мозес, интерьерные сцены
1. Бродяга в канун Рождества, 1946
2. За праздничным столом
3. Торжество
4. В кровати (В ожидании Рождества), 1960
5. Рождество дома
Бабушка Мозес, пейзажи
1. Ловля индейки на день благодарения, 1943
2. Клетчатый дом, 1943
3. День стирки, 1945
4. Еще не скоро до следующего года, 1960
5. Снежная зима
6. Хэллоуин, 1955
7. Буря, 1947
8. Долина Хусик (из окна), 1946
9. Ранняя весна на ферме, 1945
Питер Брейгель Старший
1. Перепись в Вифлееме, 1566
2. Охотники на снегу. Цикл «Времена года», январь, 1565
3. Жатва. Цикл «Времена года», конец лета, 1565
4. Сумрачный день. Цикл «Времена года». Февраль и ранняя весна, 1565
Поговорим об Анне-Марии Мозес, более известной как Бабушка Мозес. Она тоже была из поколения Руссо и Пиросмани — родилась в 1860 году, но начала рисовать и получила признание уже в преклонном возрасте.
👩🌾 Родилась в бедной фермерской семье. В 12 лет устроилась помощницей в богатую семью. Вышла замуж, с мужем много работала на чужих фермах, из десяти детей пятеро умерли в раннем возрасте. Когда удалось накопить на свою ферму, Анна-Мария продолжала тяжело работать с утра до позднего вечера.
🎨 В 1927 году муж умер, хозяйство взял на себя один из сыновей. Анна-Мария занималась вышивкой, но помешал артрит. Тогда дочь посоветовала ей живопись — и та быстро втянулась. Позже Бабушка Мозес шутила, что если бы не это, она могла печь блинчики на продажу или заниматься каким-то другим делом.
🖼 Анна-Мария писала работы небольшого формата и дарила родным и друзьям на праздники. Ее картины висели в домах по всей округе, в том числе на стене аптеки. В эту аптеку случайно заглянул коллекционер Луис Кальдор — и в восхищении скупил все работы, а потом нашел Анну-Марию и купил все у нее, заплатив баснословные 200 долларов — сама она продавала картины не дороже пяти долларов. Кальдор пообещал сделать Анну-Марию знаменитостью, а та решила, что он сумасшедший.
🗽 Кальдор отправился по галереям Нью-Йорка. Интерес к работам Мозес был, но никто не хотел рисковать с выставками художницы, которой на тот момент было уже около 80 лет. Кальдор все же устроил картины Мозес на выставки вместе с другими художниками. Потом ею заинтересовались, прошла персональная выставка, еще одна.
👏 Бабушка Мозес стала сенсацией. Ее работы печатали на открытках многомиллионными тиражами, выставки проходили в Америке и в Европе. Она с удовольствием приезжала на выставки, выступала с речами, общалась с поклонниками — и всех очаровывала. Награду ей вручал президент США, а ее фото попадали на обложки «Тайм» и «Лайф». Анна-Мария продолжала рисовать и прожила до 101 года. За свою жизнь она создала около 1500 работ.
👨🎨 Профессиональные художники обижались на такой успех. Они считали, что чопорная Европа восторгается картинами Мозес, потому что не хочет признавать «серьезного» американского искусства. Как бы то ни было, сегодня Бабушка Мозес — одна из самых известных художниц в области наивной живописи.
❄️ Бабушка Мозес писала уличные сцены, домашние праздники и пейзажи (обязательно населенные людьми — у наивных художников мир всегда обитаем). Изображала разные времена года, но больше всего любила зиму. При всей наивности пейзажей Мозес, некоторые сравнивают их с пейзажами Питера Брейгеля Старшего по схожему внутреннему ощущению.
⬜️ Живопись декоративная, с большим количеством мелких деталей. При этом люди, животные, дома могут быть изображены пятнами одного цвета — причем, как и Пиросмани, Бабушка Мозес не боится чистого белого цвета, который кажется не проработанным холстом.
🪑 В интерьере еще больше видны нарушения перспективы. Бабушка Мозес рисует, как дети, выбирая для каждого предмета самый выразительный ракурс и не заботясь о реальности: если стол, то с вывернутой столешницей, если кофейник — то «в профиль», чтобы было видно ручку и носик.
💭 За другие темы Бабушка Мозес не бралась. Когда ей предлагали написать что-то на исторический или религиозный сюжет, она отвечала, что это было бы так же нечестно, как пытаться изобразить картины отдаленного будущего.
1–3. Иван Генералич, фото
Иван Генералич, ранний период (1930–1933)
4. Хусовцы в снегу (акварель, бумага), 1930 (самая ранняя из сохранившихся работ)
5. Хлебинские свинопасы (тушь, акварель, бумага), 1931
Период «Земли» (1933–1937)
6. Реквизиция (масло/фанера), 1934
7. Чордашева изба (тушь/бумага), 1936
8. Цыганские сваты (масло/холст), 1936
9. С молитвой о дожде. Шествие вокруг креста (масло/холст), 1937
Иван Генералич. Лирический период («Бельканто»), 1937–1945
1. Остров (масло/стекло), 1940
2. Зима (масло/стекло, 1942
3. Пейзаж. Утки (масло/стекло), 1945
Период социальной реальности и тенденциозного реализма (1946–1951)
4. Сбор урожая (масло/стекло), 1946
5. Цыгане (масло/стекло), 1947
6. Пожилой мужчина (масло/фанера), 1948
7. Трактористы, 1949
Время зрелости и международного признания (1952–1962)
8. Суд Божий (масло/стекло), 1958
9. Сбор винограда (масло/стекло), 1958
10. Адам и Ева (масло/стекло), 1959
Иван Генералич
1. Свадьба оленей (стекло/масло), 1959
2. Олень в лесу (стекло/масло), 1956
3. Единорог (стекло/масло), 1961
4. Лесорубы (стекло/масло), 1959
Период личного маньеризма (1963–1974)
5. Автопортрет с петухом (стекло, масло), 1964
6. Три дерева (стекло, масло), 1965
7. Гладиолусы (стекло, масло), 1966
8. Полдень (стекло, масло), 1967
9. Девушка с кошкой (стекло, масло), 1969
10. Хлебинская Мона Лиза (стекло, масло), 1972
В завершение части поговорим о представителе наивного искусства, который родился намного позже других героев — в 1914 году. Он рано был признан профессионалами, участвовал в крупных выставках и в итоге стал основателем собственной школы. Речь о хорватском художнике Иване Генераличе.
🏠 Родился в небольшом подравском селе Хлебине в бедной крестьянской семье. С детства любил рисовать. Материалов не было, так что приходилось исхитряться: рисовал на песке, угольками, подкрашивал воду цветной бумагой.
🎓 В 15 лет познакомился с профессиональным художником Христо Хегедушичем, основателем прогрессивного художественного объединения «Земля». Тот стремился сохранить творческую индивидуальность Генералича, но дал ему определенные навыки: работа с крестьянскими детьми была одним из пунктов программы «Земли».
🖼 В 1931 году Генералич принял участие в первой выставке в Загребе. Выставок становилось все больше, Генералич получал признание, в итоге стал преподавать в Хлебинской школе. В 1934 году женился, учил в школе и своего сына Йосефа — тот тоже стал представителем наивного искусства. Генералича привлекали к работе в театре, оформлению книг.
🧩 Всего Генералич принял участие в десятках выставок. В 1953 году прошла его персональная выставка в Париже, которая вызвала большой интерес. В 1955 году он принял участие в престижной Биеннале в Бразилии, в 1958 году — на крупной европейской выставке в Брюсселе, где его работы соседствовали с картинами Дали, Кандинского и Пикассо.
🎨 Любимая и знаменитая техника Генералича — живопись маслом по стеклу. Она восходит к местной декоративной живописи 19 века. Живопись на стекле всегда ярче, а проникающий сквозь заднюю поверхность свет создает дополнительный эффект внутреннего свечения. Генералич сделал эту технику основной в своей Хлебинской школе.
🏛 Генералич был знаком с классической традицией. Перспектива, пропорции в его картинах правильнее, чем у других наших героев. Хотя в формах есть упрощение, обобщенность трактовки. При этом в его работах видна детальность, точность — например, в том, как он прорабатывает деревья.
🔎 Творчество Генералича изучено, как у серьезного художника. О нем еще при жизни писали монографии и исследования на разных языках. Исследователи разделили его творческий путь на несколько периодов:
▪️ Период «Земли». Следуя целям объединения, Генералич пишет работы на социальную тему, поднимает проблемы села.
▪️ Лирический период, или «Бельканто». Художник обретает свой художественный язык. Усложняется колорит, появляются более объемные построения.
▪️ Реализм и социальная тематика. В этот период много портретов простых людей, традиционных деревенских тем — ярмарка, сбор урожая, встречаются даже тракторы.
▪️ Зрелость и международное признание. Работы становятся более метафорическими. Появляется любимая наивным искусством мифологическая тематика, вроде единорогов и сказочных оленей.
▪️ Период личного маньеризма и позднее творчество. Часто встречается изображение петуха — он становится символом Хлебинской школы. Это период зрелого, осмысленного творчества с отсылками к мировому искусству. Например, «Девушка с кошкой» — воспоминание о портретах дам Раннего Возрождения.
Ар брют — искусство аутсайдеров
Ар-брют
1–4. Карло Зинелли. Без названия, 1960-е
5. Гастон Дюф. Без названия, 1949
6. Альбино Браз. Без названия, 1934
7. Мэдж Гилл. Без названия, 1939
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день