angle-down facebook instagram vkontakte warning

Неопримитивизм и наивное искусство

Западный неопримитивизм: фовизм, кубизм и экспрессионизм

Западный неопримитивизм не оформился в отдельное направление, но сформировал такие стили, как фовизм, кубизм и экспрессионизм — поговорим о них и их главных представителях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Анри Матисс. Женщина в шляпе, 1905
2. Анри Матисс. Красный лук, 1906
3. Анри Матисс. Прическа, 1907
4. Морис де Вламинк. Обнаженная на диване, 1905
5. Кес ван Донген. Женщина с вишнями на шляпе, 1905
6. Рауль Дюфи. Три зонтика, 1906
7. Рауль Дюфи. Лодки в Мартиге, 1908
8. Андре Дерен. Портрет Матисса, 1905
9. Андре Дерен. Три персонажа на траве, 1906
10. Жорж Руо. В цирке (Безумный клоун), 1907

Начнем с фовизма 👇

🌍 По одной из версий, фовизм появился благодаря африканским маскам. Художник Морис де Вламинк увидел эти маски в каком-то парижском кафе и так впечатлился, что купил и поспешил показать друзьям — Анри Матиссу и Андре Дерену. Все трое решили, что это упрощение формы, грубость, яркие цвета — как раз то, что они искали.

🗣 Анри Матисс: «Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства».

🎨 Фовисты делали акцент на очень ярком и свободном цвете. Этот цвет доминировал над формой и даже разрушал ее, передавал эмоции художника, а не оттенки реального мира. Первые живописные эксперименты фовистов были построены на безумных сочетаниях пятен чистого несмешанного цвета.

🗣 Морис де Вламинк: «Я рисую из своего сердца, из самого своего нутра, не беспокоясь о стиле».

🧐 На Парижском салоне 1905 года эти работы вызвали шок. Их сначала даже не хотели принимать — помог авторитет Матисса. Критики тоже негодовали, например, Луи Воссель назвал картины «дикими зверями». Художникам определение понравилось, именно такого эффекта они и добивались. С тех пор они стали называть себя дикарями или фовистами.

⛵️ Экспериментируя с цветом, фовисты обращались к традиционным жанрам. Они писали портреты, интерьеры, пейзажи, в том числе много морских — с пляжами, волнами и яхтами.

👨‍🎨 Фовисты выразили то, что давно назрело в искусстве. Поэтому их опыты были поддержаны многими художниками, среди которых Жорж Руо, Альбер Марке, Жорж Брак, Анри Манген.

🔜 Фовизм существовал всего несколько лет, но оказал огромное влияние на искусство. Его отголоски видны в новых подходах к живописи — в орфизме, абстрактной живописи, абстрактном экспрессионизме и живописи 20 века вообще.

🦁 Анри Матисс позже продолжал обращаться к африканскому искусству. Он дважды ездил в Африку, создав много работ с местным колоритом и тематикой.

☦️ Большое влияние на Матисса также оказали русские иконы. Он сотрудничал с коллекционером и меценатом Сергеем Щукиным, выполнял для него заказы, в том числе для особняков — и для этого приезжал в Москву. В это время как раз происходило раскрытие православных икон. Матисс был поражен увиденным, для него иконы стали одной из вершин мирового искусства — в них он тоже увидел упрощение и чистые цвета, которые искал.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории), 1906
2. Поль Гоген. Овири, 1894

3. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
4–7. Эскизы к «Авиньонским девицам», 1907

8. Пабло Пикассо. Танец с покрывалами, 1907
9. Пабло Пикассо. Две сидящие женщины, 1907
10. Пикассо в своей мастерской среди африканских скульптур, фото 1908

Жорж Брак

1. Дома в Эстаке, 1908
2. Деревья в Эстаке, 1908
3. Виадук близ Эстака, 1908
4. Виадук в Эстаке, 1908
5. Гавань в Нормандии, 1909
6. Обнаженная, 1908

Теперь поговорим о кубизме. Здесь нас интересуют два главных имени — Пабло Пикассо и Жорж Брак.

👩 Первой кубистической картиной считаются «Авиньонские девицы» Пикассо. Художника тоже вдохновили африканские маски и скульптуры. Только если фовисты увидели в них, прежде всего, цвета и условные формы, то для Пикассо главным стала скульптурность, ощущение пространства. Не зря его ранние кубистические картины были очень сдержанными по цвету.

🗿 Если картину можно охватить одним взглядом, скульптуру надо осматривать с разных сторон. И с разных точек обзора она открывается по-новому. Этот принцип и лег в основу кубизма: показать предмет на картине сразу со всех сторон.

🗣 Пабло Пикассо: «Отвратительный запах плесени сдавил мне горло. Я был так подавлен, что сначала собрался немедленно уехать, но заставил себя там остаться, изучить эти маски, все эти предметы, которые люди создавали для священных магических обрядов, чтобы они служили посредниками между людьми и неведомыми враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что такое живопись. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебным миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, что нашел свой путь».

🔞 «Девицы» вызвали шок. Картину считали аморальной — не зря Пикассо сначала хотел назвать ее «Бордель в Авиньоне». Он деформировал женские тела, которые всегда в искусстве считались идеалом красоты, и в этой почти абстракции они выглядят более живыми и бесстыдными.

🏠 Жорж Брак вошел в кубизм с серией видов и пейзажей Эстака — порта недалеко от Марселя. Эти дома, деревья переданы геометрически упрощенными формами и похожи на кубики. Отсюда появилось название направления.

👨‍🎨 Кубисты вдохновлялись не только африканскими масками:

▪️ Большое впечатление на них произвела выставка Поля Сезанна — ранний кубизм даже называется сезанновским.

▪️ Пикассо также интересовался детскими рисунками. Он признавался, что учиться рисовать как ребенок надо целую жизнь. Кстати, именно он поддержал и вывел в свет Анри Руссо, которого очень ценил.

Еще одно направление, о котором стоит упомянуть, говоря о неопримитивизме — экспрессионизм 👇

В немецком экспрессионизме легко найти черты неопримитивизма. Это неудивительно: они ориентировались на готическое искусство, а также на экзотические страны — многие даже ездили за вдохновением в Океанию, как Гоген.

Уникальный стиль Амадео Модильяни

Амадео Модильяни

1. Голова, 1912
2–7. Кариатиды
8. Бюст молодой женщины, 1910
9. Красный бюст, 1913
10. Портрет сидящей женщины в синем платье, 1918

1. Ривера и Фрида Кало

Работы Диего Риверы

2. Город Аркей, 1912
3. Кавасима и Фуджита, 1914
4. Портрет Ангелины Беловой, 1918
5. Купальщицы из Теуантепека, 1925
6. Сыновья моего крестного (портрет Модесто и Иисуса Санчеса), 1930
7. Фестиваль цветов: праздник в Санта Аните, 1931
8. Сельская школа, 1932
9. Танцовщица, 1939
10. Обнаженная женщина, 1939

Познакомимся с Диегой Риверой. Он мексиканец и не относится к западноевропейскому искусству, однако находился под сильным влиянием неопримитивизма — как европейского, так и народного мексиканского.

🎨 Диего Ривера — профессиональный художник. Учился в Академии художеств в Мехико, получил стипендию на поездку в Испанию. Более 10 лет жил в Европе, близко познакомился с европейским искусством, дружил с Пикассо, Модильяни и другими художниками.

🌵 В его творчестве видно влияние разных стилей. У него есть и пейзажи в духе Сезанна, и кубистические эксперименты, в зрелом творчестве Ривера пришел к упрощению — в том числе обратившись к мексиканской культуре. Любил создавать большие, монументальные композиции — как мы уже говорили, в них лучше смотрелись простые, даже примитивные формы.

👰 Одной из причин, по которой Ривера приобщился к народной мексиканской культуре, стал его брак с Фридой Кало. Если Диего был профессионалом и его можно назвать неопримитивистом, то Фрида — самоучка, которую скорее стоит отнести к наивному искусству.

1. Ретабло 19 века — благодарность мужчины, выжившего в результате нападения быка
2. Ретабло первой половины 20 века — благодарность мужчины, выжившего в результате ножевого ранения

Работы Фриды Кало

3. Автобус, 1929
4. Фрида и Диего Ривера, 1931
5. Фрида и кесарево сечение (не оконч.), 1931
6. Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами, 1932
7. Всего-то несколько царапин!, 1935
8. Мои бабушки и дедушки, мои родители и я, 1936
9. Сломанная колонна, 1944
10. Диего и Я, 1949

Завершим часть разговором о Фриде Кало — известной мексиканской художнице с невероятно сложной и трагичной судьбой.

👧 Фрида с детства боролась со смертью. В шесть лет она тяжело переболела полиомиелитом, после чего осталась хромой. В 18 лет ехала на автобусе и попала в аварию: тройной перелом позвоночника, тяжелейшие травмы, из-за которых она не смогла иметь детей — эта болезненная тема станет одной из главных в ее творчестве.

🎨 Восстанавливаясь после аварии, год провела в кровати на вытяжках — единственной отдушиной стало искусство. Оно вернуло ей интерес к жизни и, можно сказать, спасло.

👩 Первыми работами Фриды стали автопортреты. Позже этот жанр станет знаковым для нее. Также у Кало много натюрмортов: находясь в комнате, она просто писала то, что видела вокруг.

🔥 Фрида перенесла десятки операций, принимала сильные обезболивающие, у нее были неудачные беременности — при этом ее нельзя назвать жертвой. Она была красивой, яркой, эпатажно одевалась и вела себя. Внутри хрупкой женщины был твердый стержень.

📖 Фрида сделала саму себя центром и главной темой творчества. Ее искусство — это личный дневник, трепетная, обезоруживающе откровенная исповедь, понятная людям всех языков и культур. Если профессиональные художники выражали чувства на уровне формы и цвета — как, например, экспрессионисты, то Фрида наглядно показывала, что происходит у нее внутри.

✝️ Вдохновением для Фриды стали ретабло — таблички с рисунками. Они происходят от привезенных испанскими завоевателями икон, переосмысленных местным народным творчеством. Мексиканцы заказывали ретабло профессиональным художникам или самоучкам. На них в нескольких сценах изображали опасные ситуации из жизни заказчика вроде нападения быка — и чудесное спасение. Человек нес ретабло в церковь в знак благодарности за чудо.

🔲 Фрида активно пользовалась языком ретабло. Он помогал ей наглядно рассказывать о своей жизни. Вот она лежит на кровати с ребенком в животе, вот его достали, рядом с ней стоит женщина, а чуть позади врачи, тут же портрет мужа. Они с Диего Риверой женились дважды, в первый раз ей было 22, а ему 43 года. Отношения были сложными, но в области искусства их взаимное влияние невозможно переоценить.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;