Нью-Йорк — город контрастов
Нью-Йорк: после войны
Послевоенный Нью-Йорк окончательно утвердился в статусе главного мегаполиса мира — и одной из причин этого стала архитектура. Узнаем, как это произошло.
1, 2. Город в 60-х
3. Бродвейские театры
4. Концерт Нины Симон в Карнеги-Холл, 1963
5. Альбом Арта Блэйки, A Night at Birdland Vol. 1 (1954) с фотографиями из клуба Birdland
6. Альбом The Freewheelin' Bob Dylan (1963), съемка в Вест-Виллидж
7. Выставка Джексона Поллока в MoMA, 1957
8. Программа концерта и танцевального перформанса, хореограф — Мерс Каннингем, композитор — Джон Кейдж, 1944
9. Поэтические чтения в Гринвич-Вилладж, 1959
Давайте посмотрим, что происходило с Нью-Йорком после войны.
🎹 Во время и после войны в США переехало много деятелей культуры из Европы. Многие обосновались в Нью-Йорке, превратив его в мощный культурный центр. На этом фоне появились свои писатели, музыканты, художники.
▪️ В Нью-Йорке активно развивались джаз, фолк, а позже и рок-музыка. На Бродвее шли современные театральные постановки, а Нью-Йорк Сити балет стал одной из ведущих балетных трупп — во многом благодаря кадрам из России. Город был важным местом для литературы битников — Керуака, Гинзбурга, Берроуза.
🌐 Нью-Йорк приобрел важное политическое значение. Здесь обосновалась штаб-квартира Организации Объединенных Наций.
🛳 В 1965 году был принят федеральный закон об иммиграции, отменявший квоты по национальному признаку. Это привело к увеличению иммиграции из Азии и стало основой современного мощного сообщества азиатоамериканцев в Нью-Йорке.
🏢 В городе появилась утонченная современная архитектура. Средний Манхэттен пережил настоящий строительный бум. Вместе с тем рост города привел к неудачным масштабным решениям и проектам, которые накалили обстановку и практически разорили город к 70-м годам.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Сигрэм-билдинг, 1958
2. Ресторан Four Seasons на первом этаже Сигрэм-билдинг
3, 4. Левер-хаус, 1951
5–7. Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза, 1964
8–10. Штаб-квартира фонда Форда, 1967
1–3. Штаб-квартира ООН, 1952
4, 5. Пейли-парк, у штаб-квартиры телекомпании CBS, 1967
6–10. Музей Уитни, сейчас филиал Метрополитен-музея, 1966
Рассмотрим несколько зданий, которые появились в Нью-Йорке в 1950–60-е годы.
⬛️ Сиграм-билдинг. Небоскреб в центре Манхэттена высотой 157 м с 38 этажами, спроектированный Мисом ван дер Роэ. Здание — пример выразительной архитектуры в «интернациональном стиле». Перед небоскребом находится площадь, которая тоже является частью композиции.
🔝 Левер-хаус. Небоскреб высотой 94 метра, вдохновленный архитектурой Миса ван дер Роэ. Фасад покрывают сине-зеленое термостойкое стекло и навесная стена из нержавеющей стали.
💲 Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза. 60-этажный небоскреб в финансовом районе Манхэттена. Фасад состоит из стеклянных панелей, установленных внутри алюминиевых панелей. Их держат стальные столбы, которые снизу создают дополнительное пространство.
🔲 Форд Фаундейшн билдинг. 12-этажное офисное здание — куб из стекла и стали на бетонных опорах, облицованный гранитом. Внутри — большой общественный атриум, первый подобный на Манхэттене.
🌐 Штаб-квартира ООН. Комплекс зданий, включающий 39-этажную высотку с Секретариатом, здание Генеральной Ассамблеи, библиотека, центр для посетителей и офисные центры.
🌳 Пали Парк. Небольшой парк на 53-й восточной улице между Мэдисон и Пятой авеню в центре Манхэттена. Его поверхность покрыта гранитной брусчаткой, через каждые 3,7 метра высажены деревья медовой акации, боковые стены увиты плющом. Для посетителей установлены плетеные стулья и мраморные столы.
🖼 Музей Уитни. Один из крупнейших музеев современного американского искусства. Спроектирован и построен в 1963–1966 годы Марселем Бройером и Гамильтоном Смитом. Здание заметно выделяется на фоне других построек того времени необычным фасадом, трапециевидными окнами и гранитной лестницей в форме «перевернутого зиккурата». Сначала здание музея называли мрачным и тяжелым, но с годами чаще упоминали его смелость и новаторство. В 2014 году музей переехал в новое здание.
1. Снос зданий для строительства Линкольн-центра, 1950-е
2. Протестующие против проекта с лозунгами «Сперва жилье, потом культура»
3. Линкольн-центр, 1969
4. Анкета нуждающегося в улучшении жилищных условий, 1946
5. Питер-Купер-Вилладж (1947), жилой проект на 3000 квартир
6. Магистраль Франклина Делано Рузвельта (1955)
7, 8. Снос здания станции Пенсильвания, 1963
9. Проект магистрали сквозь Нижний Манхеттен, 1967
10. Протесты против проекта магистрали
Вместе с расцветом культуры и появлением в городе утонченной модернистской архитектуры в Нью-Йорке все более заметными становились и социальные проблемы.
🚧 Растущая автомобилизация вызывала к жизни крупные проекты магистралей. Здесь ключевой фигурой был ответственный за строительство чиновник Роберт Мозес, которого еще до войны прозвали «Главный строитель». В послевоенные времена на городской ландшафт заметно повлияла Магистраль Франклина Д. Рузвельта. В ее основе лежит дорога, построенная еще в 1934 году. Магистраль постоянно меняли и перестраивали до 1966 года. Вместе с эстакадой Вест-сайд (ее достроили в 50-х, но в 70-х закрыли и разобрали) магистраль Рузвельта создавала что-то вроде окружной дороги по периметру Манхэттена, и выглядели они так же неприятно, как и МКАД.
🌳 Еще один спорный проект — автомагистрали Нижнего Манхэттена (LOMEX) и Бушвик. Их строительство предполагало заметную перестройку участков. Например, для LOMEX нужно было выселить 2000 семей из 416 домов и 804 фирмы. Протесты вызвали и необходимость снести Вашингтон-сквер. Архитектор Пол Рудольф предложил футуристическое обрамление. Жители Нью-Йорка, особенно Гринвич-виллиджа, пришли в ужас. Манифестации и суды с городскими властями заставили Мозеса отказаться в 1969 году от этих планов. Лидером протеста стала журналистка и активистка Джейн Джекобс, автор книги «Смерть и жизнь больших американских городов».
🏛 Протесты вызвали и снос Пенсильванского вокзала, который был построен всего-то 50 лет назад. Протестовали в основном современные архитекторы, которые хотели сохранить яркое здание, под лозунгом «Не ампутируй — ремонтируй!». Однако содержание большого старого здания была не по карману городским властям, и в 1966 году его снесли. На освободившемся месте построили офисный центр Two Penn Plaza и четвертое здание стадиона Мэдисон Сквер Гарден. С этого момента в городе начинает формироваться современное законодательство об охране памятников.
🏗 Но самой большой проблемой было жилье. Жилищный кризис особенно сильно затрагивал цветное население. Власти города строили одинаковые красно-кирпичные корпуса. Один из таких примеров — участок Стайвесант-таун — Питер-Купер-Виллидж в Ист-Сайде на Манхэттене. До войны эти районы славились преступными группировками. Их снос потребовал отселения 11 тысяч жителей. Построенные микрорайоны — 110 жилых домов из красного кирпича на участке площадью 80 га. Оба комплекса содержат 11250 квартир.
🔎 Много социального жилья строило Жилищное управление Нью-Йорка. Чтобы его получить, требовалось подать заявку и фактически стать «очередником» на арендное жилье. На момент открытия комплекса в Питер-Купер-Виллидж квартиру там хотели получить 100 тысяч очередников. Для семей с низкими доходами это было сложно: стоп-факторами были алкоголизм, ненормированный рабочий день у главы семьи, неполная семья, отсутствие мебели и многое другое. Под давлением федеральных властей и, в первую очередь, судов с исками о сегрегации, город ослабил избирательность, однако это привело к новым проблемам.
💰 Коррупционным скандалом закончилась реализация проекта Манхэттауна. Застройщик, получивший контракт, был связан с чиновником-градостроителем Робертом Мозесом. Вместо того, чтобы снести трущобы и возвести на их месте новый район, он как владелец участка продолжил брать арендную плату с жителей. После скандала в прессе проект передали другому застройщику.
🎭 Разные потребности города входили в конфликт друг с другом. Хороший пример — Линкольн-центр, комплекс зданий на территории 6,6 га, крупнейший культурный центр Нью-Йорка. Построенные в 1960-е, здания объединили театр Метрополитен-опера, Нью-Йоркскую городскую оперу, городской балет и более новые культурные институты. Для строительства снесли старые жилые кварталы, считавшиеся трущобами. Многие были недовольны: протестующие считали, что нерационально тратить такие средства и площади для застройки на культуру, когда не решена проблема жилья.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день