angle-down facebook instagram vkontakte warning

Николай I

Промышленность, торговля, финансы

Николаевское время — это время скрытого развития. Мало что менялось зримо, но при этом шли важные внутренние процессы. Узнаем, благодаря чему стране удалось сохранять стабильное финансовое положение вплоть до Крымской войны.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Николай Могилевский
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

🏭 Во время правления Николая в России только начинался промышленный переворот (постепенная замена ручного труда машинным). А на Западе она уже подходила к концу. При Николае ситуация стала меняться в лучшую сторону, и в 1829 году прошла первая промышленная выставка, которая впоследствие станет регулярной. Но развитие промышленности значительно тормозило крепостное право, при котором просто невозможен капитализм.

🏙 Из-за развития промышленности росло количество городов — за полвека их стало больше почти в два раза. Преобладали небольшие провинциальные города, а самыми крупными оставались Петербург и Москва, причем в Москве населения было меньше, чем в Петербурге.

🤝 Правительство вело себя довольно разумно и в сфере торговли. Продолжалась линия протекционизма — тарифной защиты отечественных продавцов и производителей. Но при этом тарифы пересматривались, подталкивая русских фабрикантов к движению и конкурентоспособности. Велась постоянная городская торговля, торговля в разнос.

🛒 Важными точками торговли оставались ярмарки, которые часто проходили с большим размахом. Самой знаменитой была Макарьевская ярмарка под Нижним Новгородом, которая потом перебралась в город и стала называться Нижегородской. Она шла почти все лето и приносила многомиллионные контракты, народ стекался со всех концов страны и из-за рубежа (в том числе воры и шулеры).

Нижегородская ярмарка

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Имеющихся путей сообщения было мало для страны такого размера. Давайте посмотрим, как менялась ситуация в годы правления Николая.

🚢 Основным транспортом долго оставался водный. Под него была прокопана система каналов для удобного сообщения между Волгой и Балтикой. Появлялись первые пароходы, которые ходили преимущественно по Волге.

✏️ Несмотря на появление пароходов, при Николае так и не произошло переоснащение боевого флота.

🛣 Строились и шоссейные дороги. Появились трассы с твердым покрытием по маршрутам Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава.

🚂 Постепенно начинают развиваться железные дороги. Первой стала Санкт-Петербург — Царское Село (но у этого маршрута была проблема — часть пути состав все равно тянули лошади). Потом появился маршрут из Питера до Варшавы, а самой знаменитой стала стройка «николаевской железной дороги» — пути Петербург — Москва, которая обошлась очень дорого.

✏️ Паровоз стал символом новой эпохи. Начался век пара, век стали. С появлением паровоза менялось ощущение скорости, которое повлекло и изменение сознания. Человек стал понимать, что в его силах успеть больше.

В 21 веке железные дороги стали частью привычной жизни. Но давайте попробуем представить, как начиналась прокладка первых путей. Для этого мы предлагаем прочесть стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога».

К концу правления Николая Россия смогла получить разумный и профицитный бюджет. Именно это в итоге позволило стране выдержать Крымскую войну.

🧐 Вопросом финансов при Николае занимался Егор Канкрин — один из самых талантливых и способных министров. Он считал, что главное — забота не о росте казенных доходов, а о благосостоянии народных масс. Канкрин предлагал не выжимать все до упора, а помогать людям увеличивать доходы и тогда уже брать с них налог.

👏 Благодаря Канкрину улучшился имидж российских финансистов за рубежом. Европейские финансисты в 20-е годы не очень доверяли русским коллегам, но увидев разумность Канкрина и оценив его умение вести дела, изменили свое мнение. Поэтому России стали охотнее давать займы.

💰 Самым важным событием при Канкрине стала денежная реформа. По сути в России на начало правления Николая было два курса рубля — серебряный и бумажный. Формально курс должен был быть 1:1, но фактически государство брало налоги по курсу серебряного рубля, а между собой люди рассчитывались бумажными деньгами по другому курсу. Канкрин предложил зафиксировать четкий курс соотношения бумажных и серебряных денег. На 1 серебряный рубль приходилось 3,5 бумажных рубля.

💵 Он предложил ввести депозитные и кредитные билеты. Депозитный билет — аналог банкноты, который в государственном банке при желании легко обменивался на серебро. Сначала появились билеты номиналом только в 25 рублей, а позже добавились более мелкие. Кредитные билеты также обеспечились серебром.

☝️ Канкрин был единственным министром, который не боялся спорить с Николаем. Николай уважал его мнение и часто к нему прислушивался, а также многому у него научился в вопросах политэкономии.

Егор Канкрин

О самом толковом министре финансов

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;