Николай I
Промышленность, торговля, финансы
Николаевское время — это время скрытого развития. Мало что менялось зримо, но при этом шли важные внутренние процессы. Узнаем, благодаря чему стране удалось сохранять стабильное финансовое положение вплоть до Крымской войны.
🏭 Во время правления Николая в России только начинался промышленный переворот (постепенная замена ручного труда машинным). А на Западе она уже подходила к концу. При Николае ситуация стала меняться в лучшую сторону, и в 1829 году прошла первая промышленная выставка, которая впоследствие станет регулярной. Но развитие промышленности значительно тормозило крепостное право, при котором просто невозможен капитализм.
🏙 Из-за развития промышленности росло количество городов — за полвека их стало больше почти в два раза. Преобладали небольшие провинциальные города, а самыми крупными оставались Петербург и Москва, причем в Москве населения было меньше, чем в Петербурге.
🤝 Правительство вело себя довольно разумно и в сфере торговли. Продолжалась линия протекционизма — тарифной защиты отечественных продавцов и производителей. Но при этом тарифы пересматривались, подталкивая русских фабрикантов к движению и конкурентоспособности. Велась постоянная городская торговля, торговля в разнос.
🛒 Важными точками торговли оставались ярмарки, которые часто проходили с большим размахом. Самой знаменитой была Макарьевская ярмарка под Нижним Новгородом, которая потом перебралась в город и стала называться Нижегородской. Она шла почти все лето и приносила многомиллионные контракты, народ стекался со всех концов страны и из-за рубежа (в том числе воры и шулеры).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Имеющихся путей сообщения было мало для страны такого размера. Давайте посмотрим, как менялась ситуация в годы правления Николая.
🚢 Основным транспортом долго оставался водный. Под него была прокопана система каналов для удобного сообщения между Волгой и Балтикой. Появлялись первые пароходы, которые ходили преимущественно по Волге.
✏️ Несмотря на появление пароходов, при Николае так и не произошло переоснащение боевого флота.
🛣 Строились и шоссейные дороги. Появились трассы с твердым покрытием по маршрутам Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава.
🚂 Постепенно начинают развиваться железные дороги. Первой стала Санкт-Петербург — Царское Село (но у этого маршрута была проблема — часть пути состав все равно тянули лошади). Потом появился маршрут из Питера до Варшавы, а самой знаменитой стала стройка «николаевской железной дороги» — пути Петербург — Москва, которая обошлась очень дорого.
✏️ Паровоз стал символом новой эпохи. Начался век пара, век стали. С появлением паровоза менялось ощущение скорости, которое повлекло и изменение сознания. Человек стал понимать, что в его силах успеть больше.
В 21 веке железные дороги стали частью привычной жизни. Но давайте попробуем представить, как начиналась прокладка первых путей. Для этого мы предлагаем прочесть стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога».
К концу правления Николая Россия смогла получить разумный и профицитный бюджет. Именно это в итоге позволило стране выдержать Крымскую войну.
🧐 Вопросом финансов при Николае занимался Егор Канкрин — один из самых талантливых и способных министров. Он считал, что главное — забота не о росте казенных доходов, а о благосостоянии народных масс. Канкрин предлагал не выжимать все до упора, а помогать людям увеличивать доходы и тогда уже брать с них налог.
👏 Благодаря Канкрину улучшился имидж российских финансистов за рубежом. Европейские финансисты в 20-е годы не очень доверяли русским коллегам, но увидев разумность Канкрина и оценив его умение вести дела, изменили свое мнение. Поэтому России стали охотнее давать займы.
💰 Самым важным событием при Канкрине стала денежная реформа. По сути в России на начало правления Николая было два курса рубля — серебряный и бумажный. Формально курс должен был быть 1:1, но фактически государство брало налоги по курсу серебряного рубля, а между собой люди рассчитывались бумажными деньгами по другому курсу. Канкрин предложил зафиксировать четкий курс соотношения бумажных и серебряных денег. На 1 серебряный рубль приходилось 3,5 бумажных рубля.
💵 Он предложил ввести депозитные и кредитные билеты. Депозитный билет — аналог банкноты, который в государственном банке при желании легко обменивался на серебро. Сначала появились билеты номиналом только в 25 рублей, а позже добавились более мелкие. Кредитные билеты также обеспечились серебром.
☝️ Канкрин был единственным министром, который не боялся спорить с Николаем. Николай уважал его мнение и часто к нему прислушивался, а также многому у него научился в вопросах политэкономии.
О самом толковом министре финансов
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день