Николай I
Просвещение и образование
Николай I понимал, что декабристы почерпнули свои идеи из какой-то литературы, поэтому первые десять лет правления посвятил усилению надзора за книгами, гимназиями и университетами.
👨🏫 В 1826 году вышел новый устав гимназий и училищ. До этого в школьном образовании была преемственная система — автоматический переход на следующий этап после окончания предыдущего. Николай разрывает эту преемственность. Теперь после начальных классов в гимназию нужно было снова поступать. И при принятии учеников упор делался в первую очередь на дворян.
👨🎓 В 1835 году вышел новый «Университетский устав», автором которого был министр Сергей Уваров. У университетов отняли почти всю автономию, должности сделали назначаемыми, хотя раньше они были выборными. Устав должен был «сблизить наши университеты с коренными спасителями началования русского управления».
👍 У «Университетского устава» были и плюсы. Он восстанавливал преподавание философии, увеличивал срок обучения до четырех лет, при университетах учредили подготовительные курсы. Престиж студентов и учеников значительно возрастал, лучших отправляли на стажировки за границу.
✏️ Если студент хотел уйти из университета на государственную службу, то сразу получал 12-й чин Табеля о рангах (а не последний 14-й), а если был выпускником, то уже 10-й чин. Магистр (аналог нынешнего кандидата наук) получал 9-й чин, а доктор наук — 8-й. Кроме того, выпускникам университетов на государственной службе чины присваивались в полтора раза быстрее.
👎 Ситуация изменилась в худшую сторону в 1850 году, когда место министра Уварова занял Платон Ширинский-Шихматов. Он считал, что обучение в университетах должно строиться «не на умствованиях, а на религиозных началах». А про философию он говорил, что «польза от философии не доказана а вред от нее возможен».
1. Университетский устав
2. Сергей Уваров
3. Платон Ширинский-Шихматов
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Цензуре Николай уделял еще более пристальное внимание. Давайте посмотрим на его преобразования в этой области.
📖 В 1826 году был издан «Устав о цензуре», по которому создали Верховный Цензурный Комитет. Цензор должен был запрещать «любое произведение словесности, не только возмутительное против правительства, но и ослабляющее должное к ним почтение».
🚫 Более того, было запрещено даже предлагать улучшения, потому что цензура касалась также «порицающих прямо или косвенно монархический образ правления, содержащее предложения преобразований государственного управления».
👎 Против устава возмутились литераторы и прозвали его «чугунным». Власть пошла им навстречу и выпустила новый устав в 1828 году, по которому цензоров немного ограничили в полномочиях. Теперь их полномочия распространялись только на явно антимонархическое содержание.
🔎 В 1848 году появился Бутурлинский комитет. Его полное название было «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений», но обычно его именовали по фамилии руководителя комитета Дмитрия Бутурлина.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день