Фридрих Ницше
Музыка в жизни философа
Ницше писал не только философские трактаты, но и фортепианные пьесы. В этой части узнаем о музыке в жизни философа и его отношении к искусству.
Талантливый человек талантлив во всем: поговорим о музыке в жизни Ницше.
❤️ Ницше страстно любил играть на фортепиано и пронес эту любовь сквозь года.
🎹 В 6 лет мать Ницше подарила ему рояль, а в 10 он уже начал пробовать сам сочинять музыку.
👂🏻 Ницше обладал абсолютным слухом, когда он слышал диссонанс и фальшь, ему становилось физически плохо.
🎼 Философ сочинял фортепьянные пьесы, вокальную лирику. Среди музыкальных произведений, написанных Ницше, есть песни на стихи А. С. Пушкина, Ш. Петефи, К. Грота.
😣 Он перестал сочинять музыку, после критики немецкого пианиста и педагога Ганса фон Бюлова, который негативно отозвался о его фортепианном дуэте.
Давайте послушаем песню, написанную Ницше на стихотворение А. С. Пушкина «Заклинание», и сочинение, после которого Ницше перестал писать музыку.
Одним из значимых эпизодов биографии Ницше является его дружба с Вагнером.
🤩 Молодой Ницше просто боготворил Рихарда Вагнера.
🏡 Когда Вагнер узнал, что есть молодой философ, который мечтает с ним познакомиться, он вместе со своей женой пригласил его к себе в гости.
❤️ Эта встреча стала началом настоящей дружбы, Ницше проводил так много времени с Вагнерами, что почти становится членом их семьи.
Почему они стали так дружны?
📚 Вагнер за всю свою жизнь написал гораздо больше текстов, чем нот: это работы по философии, теории и истории искусства, критические статьи. Одной из ключевой тем для Вагнера был вопрос о месте художника в обществе.
📣 Вагнер называл себя не композитором, а демиургом, и Ницше становится его идеологом.
🏛 Также Вагнера и Ницше сблизила общая любовь к культуре Древней Греции.
🌟 Но две звезды такого масштаба не могли долго находиться рядом друг с другом, и Ницше охладевает к Вагнеру.
😤 Ницше обвинил Вагнера в потакании публике, не принял критику композитора своей книги «Человеческое, слишком человеческое» и окончательно разочаровался в нем после того, как тот принял христианство.
😡 В эссе «Казус Вагнера» он говорит о музыке бывшего друга как об отражении упадка культуры и объясняет, почему произведения Бизе выгодно отличаются от того, что писал Вагнер.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как Ницше готовился к первой встрече с Вагнером
«Рождение трагедии из духа музыки» — эстетический трактат, в котором Фридрих Ницше попытался объяснить происхождение трагедии и изложил свой взгляд на дуалистические истоки искусства.
🎭 Ницше связывает происхождение античной трагедии с духом музыки, но не просто музыки, а музыки языка.
🗣 Он обращается к особенностям древнегреческого языка, который очень фонетичен, и сводит слово к его звучанию. Древние греки не говорили так, как мы говорим сегодня, они скорее пели.
⚡️ В древнегреческом искусстве Ницше видит постоянную борьбу между двумя началами или типами эстетического переживания: аполлоническим и дионисийским.
😧 Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, которая трактовала древнегреческое искусство как аполлонистическое и светлое.
🍇 Он впервые говорит о другой Греции, трагической, опьяненной мифологией — дионисийской.
🎹 Ницше утверждает, что в его время дионисийское начало, иррациональное и свободное, после многих веков гнета вновь возвращается в искусство и находит свое отражение в немецкой музыке.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день