angle-down facebook instagram vkontakte warning

История образования

Античность: сократические беседы и соревновательный дух

Корни современных школьных дисциплин зарыты в Античности. Выясним, как человек понял, что зубрежка — зло, и почему школа превратилась в соревнование.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy

Теперь поговорим об образовании в эпоху Античности.

🧐 В античном эллинском мире в районе 6—4 веков до н. э. складываются понятные для нас представления о философии и логике. Образуются специальные учебные учреждения для взрослых и детей: лицеи, академии, гимназии. Появляются частные учителя — софисты.

✍️ На этом фоне растет уровень образованности. Практически все древние греки умеют писать и читать. Эти умения становятся важным явлением социальной жизни.

🥇 В Древней Греции все бесконечно соревнуются друг с другом в том, кто и как что-то делает. Бесконечное соревнование приводит к тому, что у греков появляется комплекс добродетелей, или калокагатия (kalos kai hagatos — с греч. «красивый» и «хороший, добрый»). Человек должен быть добродетельным и красивым, поддерживать красоту души и тела. Все это даст ему право чувствовать себя лучше (aristos).

🎓 С этим связана и идея образования. Если в 6 веке учиться хотели немногие, то уже в 5 веке ситуация меняется. Те, кто хотят учиться, находят себе хороших учителей и тех, кто может помочь в развитии разных навыков.

💪 Педагогика делает большой шаг вперед. К зубрежке или обучению через пример добавляются другие способы.

🔎 Чтобы больше узнать о калокагатии и других важных словах древнегреческой культуры, обратите внимание на этот словарь от Arzamas👇

📖 Словарь древнегреческой культуры

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Один из новых способов обучения в античной Греции — сократические беседы.

🙋🏻‍♂️ Ученики задают вопросы учителю (или наоборот) и постепенно через это хождение по кругу происходит познание истины. Она теперь не просто дается свыше — это настоящий познавательный процесс.

🧐 В этот же период появляется логика (спасибо Аристотелю 🙏). Она помогает выстраивать критическое мышление. Укрепляется мысль о том, что все нужно проверять. Отсюда знаменитые фразы о том, что иудеи ищут знамение, а эллины — доказательств.

☝️ Доказательства становятся важным элементом формирования науки. Если натурфилософы в 6—5 в. до н. э. просто знали истину, то Сократ во второй половине 5 в. говорит: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

🔎 Греки начинают систематизировать знания. У них нет журналов, публикаций или научного сообщества. Систематизация проходит скопом. Все это влияет на историю образования, потому что непонятно, чему учить, и что из этого утверждено. Чтобы разрешить эту загадку, с ней разбираются вместе с учениками.

💪 Постепенно эллинский мир выстраивает некоторые системы знаний о логике рассуждений, о том, как устроены литература, природа или человеческий организм.

👍 Складывается идея о базовых вещах, которым нужно учить. Эта мысль приходится на эпоху эллинизма (4 век до н. э. — 5 век н. э.).

🗺 За первые четыре века (4 век до н. э. — 1 век н. э) эллинский мир резко расширяется от Британии до Индии.

🌍 Все новые знания, созданные на этом гигантском пространстве, нужно систематизировать и описать. Большую роль начинает играть система, которая складывается в Риме.

1 — Учитель музыки и ученик. Краснофигурная роспись. Афины, около 480 года до н. э.

2 — Уроки литературы и математики. Краснофигурная роспись. Афины, около 480 года до н. э.

3 — Обучение в школе. Краснофигурная вазопись. Начало V века до н. э.

Перейдем к образованию и воспитанию в эпоху эллинизма.

🎼Греки считали, что важно учить детей искусствам. Римляне на первых порах были уверены, что многое из этого лишнее. Благородный человек должен владеть оружием, уметь читать, писать, говорить, но немного, и быть в меру начитанным.

🤔 Постепенно возникает идея о том, что важно уметь строить (архитектура) и иметь представление о человеческом теле (медицина).

👅 Чем больше становится Римская империя и тем больше Греческой империи она поглощает, тем сильнее римская культура выходит на первый план. Империя становится двуязычной — все граждане говорят на латыни и греческом.

🎓 Все традиции обучения становятся двуязычными. Учителями часто становятся пленные греки. Их покупают и продают.

☝️ К периоду поздней Римской империи в Риме складывается теория свободных искусств. Это серия дисциплин, которым должен обучиться каждый уважающий себя человек.

✍️ Есть два списка таких искусств: один составил Варрон, другой — Боэций👇

Варрон говорит о том, что среди свободных искусств есть девять: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.

Боэций описывает семь искусств и исключает архитектуру и медицину. При этом семь искусств он делит на тройку (тривиум) и четверку (квадривиум). Обучение начинается с тривиальных наук: грамматики, риторики и диалектики. Квадривиум — более высокие искусства: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

⏳ Система частных школ, академий, лицеев и гимназий, обучение критическому мышлению, ораторскому мастерству, творческим навыкам и навыкам работы в группе — все это появляется еще в античности.

⛪️ С наступлением христианства все это начинает сходить на нет. Не то чтобы христианство было против. Просто его приход связан с кризисом империи и некоторой гиперцензурой многих языческих произведений. Постепенно они вернутся, но это произойдет уже к моменту возвращения варваров к античному наследию.

❗️Система, которая описана Боэцием, переживет античность и продолжит жить в средние века как базовая система образования.

Посмотрите, как выглядел день 17-летнего юноши из Древнего Рима👇

👦🏻 Подросток в Древнем Риме

Небольшое задание. Вспомните, встречались ли вам школьные преподаватели, задающие множество раздражающих вопросов, на которые было непросто ответить (сократический метод)?

курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;