История образования
Античность: сократические беседы и соревновательный дух
Корни современных школьных дисциплин зарыты в Античности. Выясним, как человек понял, что зубрежка — зло, и почему школа превратилась в соревнование.
Теперь поговорим об образовании в эпоху Античности.
🧐 В античном эллинском мире в районе 6—4 веков до н. э. складываются понятные для нас представления о философии и логике. Образуются специальные учебные учреждения для взрослых и детей: лицеи, академии, гимназии. Появляются частные учителя — софисты.
✍️ На этом фоне растет уровень образованности. Практически все древние греки умеют писать и читать. Эти умения становятся важным явлением социальной жизни.
🥇 В Древней Греции все бесконечно соревнуются друг с другом в том, кто и как что-то делает. Бесконечное соревнование приводит к тому, что у греков появляется комплекс добродетелей, или калокагатия (kalos kai hagatos — с греч. «красивый» и «хороший, добрый»). Человек должен быть добродетельным и красивым, поддерживать красоту души и тела. Все это даст ему право чувствовать себя лучше (aristos).
🎓 С этим связана и идея образования. Если в 6 веке учиться хотели немногие, то уже в 5 веке ситуация меняется. Те, кто хотят учиться, находят себе хороших учителей и тех, кто может помочь в развитии разных навыков.
💪 Педагогика делает большой шаг вперед. К зубрежке или обучению через пример добавляются другие способы.
🔎 Чтобы больше узнать о калокагатии и других важных словах древнегреческой культуры, обратите внимание на этот словарь от Arzamas👇
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Один из новых способов обучения в античной Греции — сократические беседы.
🙋🏻♂️ Ученики задают вопросы учителю (или наоборот) и постепенно через это хождение по кругу происходит познание истины. Она теперь не просто дается свыше — это настоящий познавательный процесс.
🧐 В этот же период появляется логика (спасибо Аристотелю 🙏). Она помогает выстраивать критическое мышление. Укрепляется мысль о том, что все нужно проверять. Отсюда знаменитые фразы о том, что иудеи ищут знамение, а эллины — доказательств.
☝️ Доказательства становятся важным элементом формирования науки. Если натурфилософы в 6—5 в. до н. э. просто знали истину, то Сократ во второй половине 5 в. говорит: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
🔎 Греки начинают систематизировать знания. У них нет журналов, публикаций или научного сообщества. Систематизация проходит скопом. Все это влияет на историю образования, потому что непонятно, чему учить, и что из этого утверждено. Чтобы разрешить эту загадку, с ней разбираются вместе с учениками.
💪 Постепенно эллинский мир выстраивает некоторые системы знаний о логике рассуждений, о том, как устроены литература, природа или человеческий организм.
👍 Складывается идея о базовых вещах, которым нужно учить. Эта мысль приходится на эпоху эллинизма (4 век до н. э. — 5 век н. э.).
🗺 За первые четыре века (4 век до н. э. — 1 век н. э) эллинский мир резко расширяется от Британии до Индии.
🌍 Все новые знания, созданные на этом гигантском пространстве, нужно систематизировать и описать. Большую роль начинает играть система, которая складывается в Риме.
⠀
1 — Учитель музыки и ученик. Краснофигурная роспись. Афины, около 480 года до н. э.
2 — Уроки литературы и математики. Краснофигурная роспись. Афины, около 480 года до н. э.
3 — Обучение в школе. Краснофигурная вазопись. Начало V века до н. э.
Об агональном духе греческой культуры
Перейдем к образованию и воспитанию в эпоху эллинизма.
🎼Греки считали, что важно учить детей искусствам. Римляне на первых порах были уверены, что многое из этого лишнее. Благородный человек должен владеть оружием, уметь читать, писать, говорить, но немного, и быть в меру начитанным.
🤔 Постепенно возникает идея о том, что важно уметь строить (архитектура) и иметь представление о человеческом теле (медицина).
👅 Чем больше становится Римская империя и тем больше Греческой империи она поглощает, тем сильнее римская культура выходит на первый план. Империя становится двуязычной — все граждане говорят на латыни и греческом.
🎓 Все традиции обучения становятся двуязычными. Учителями часто становятся пленные греки. Их покупают и продают.
☝️ К периоду поздней Римской империи в Риме складывается теория свободных искусств. Это серия дисциплин, которым должен обучиться каждый уважающий себя человек.
✍️ Есть два списка таких искусств: один составил Варрон, другой — Боэций👇
✅ Варрон говорит о том, что среди свободных искусств есть девять: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.
✅ Боэций описывает семь искусств и исключает архитектуру и медицину. При этом семь искусств он делит на тройку (тривиум) и четверку (квадривиум). Обучение начинается с тривиальных наук: грамматики, риторики и диалектики. Квадривиум — более высокие искусства: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
⏳ Система частных школ, академий, лицеев и гимназий, обучение критическому мышлению, ораторскому мастерству, творческим навыкам и навыкам работы в группе — все это появляется еще в античности.
⛪️ С наступлением христианства все это начинает сходить на нет. Не то чтобы христианство было против. Просто его приход связан с кризисом империи и некоторой гиперцензурой многих языческих произведений. Постепенно они вернутся, но это произойдет уже к моменту возвращения варваров к античному наследию.
❗️Система, которая описана Боэцием, переживет античность и продолжит жить в средние века как базовая система образования.
Посмотрите, как выглядел день 17-летнего юноши из Древнего Рима👇
❓ Небольшое задание. Вспомните, встречались ли вам школьные преподаватели, задающие множество раздражающих вопросов, на которые было непросто ответить (сократический метод)?
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день