История образования
Древность: первые школы и воспитание бабушками
Только у людей и касаток существует институт бабушек. Разберемся в самых истоках образования и выясним, как бабушки воспитывали целые поколения.
Давайте перенесемся в Каменный век периода неолита.
⛏Мы знаем об устройстве жизни в то время благодаря археологическим раскопкам и анализу реликтовых племен. Они живут в наше время и ведут тот же образ жизни, что и неолитические племена. Все это помогает реконструировать, как было устроено образование.
👧🏻 Главный фактор образования и воспитания в Каменном веке — большая патриархальная семья. Она живет в родовой общине, и все дети общаются и играют между собой. Игра является одним из главных способов обучения.
⏳ Образование и воспитание появляется около 140—70 тысяч лет назад,️ когда зарождается язык и формируются большие сообщества.
☝ Большую роль в этих процессах играет удивительный институт, который отличает нас от большинства животных (только косатки обладают этим свойством)👇
👵🏻 У нас есть бабушки. Бабушка — это женщина, которая не может производить потомство. Большинство животных способно на это в течение всей жизни, а у женщин в определенное время наступает менопауза. Они становятся старшими членами общины, которые заботятся о младших. Наличие бабушек резко увеличивает выживаемость детей и их обучаемость.
✍️ С появлением первой письменности и протогосударств у общества появляется задача учить детей и взрослых полезным навыкам: как строить каналы, как ковать железо, как защищать свою землю, как обжигать кирпич и строить из него, как поклоняться богам, как считать. Так создаются первые школы.
🏫 Школы для человечества — явление противоестественное. Обычно ребенка учат те, кто считает его своим. Так поступают птицы, млекопитающие. Как только появляется школа, возникает странная ситуация. Детей начинают учить малознакомые или чужие люди — причем тому, что сильно отвлечено от повседневной жизни. А именно — считать и писать.
🎓 Помимо таких школ возникает еще один тип обучения — по принципу «мастер и подмастерье», когда у специалиста в своем деле появляется младший подчиненный. Этот способ более естественный — так учится большинство живых существ. Постепенно мастер умирает, а знания передаются новому человеку.
Образование уже в то время становится социальным лифтом.
💪 Умение читать или писать помогает представителям самых низов занять высокие позиции и вырваться за пределы своего социального окружения. Например, стать чиновником, вельможей или писцом. Это характерно для Древней Месопотамии, Египта и Китая.
🇮🇳 Даже в ситуации патриархальной и кастовой Индии образование — важный элемент социального лифта. Даже если человеку не повезло родиться брахманом, образование все равно поможет занять более высокую ступень.
🎓 Образованием занимаются либо вельможи, чиновники и писцы, либо жрецы. Для того, чтобы хорошо осваивать разные ступени образования и понимать, о чем говорят мудрецы, уже тогда нужно было обладать абстрактным мышлением.
Чему учат в школах культур первой древности👇
☝️ Набор во всех культурах примерно одинаковый:
✅ Грамотность и арифметика. Исключение составляет Индия. Там превалирует устная культура, поэтому грамотность связана не с письменностью, а с возможностью заучивать большие объемы текста.
✅ Ритуальные навыки. К ним относятся музыка, стихи, танцы, мифы, придворные церемониалы.
✅ Воинское дело и гимнастика.
✅ Знание законов и обычаев, толкование священных текстов (когда появляются законы и священные тексты).
💰 Близкие часто продают своих детей в школы. Ученики редко бывают в них счастливы. Например, до нас дошла табличка аккадского мальчика (Южная Месопотамия, или современный Ирак). Он устал и пишет о том, что учитель опять побьет его за то, что мальчик с ошибками пишет на шумерском языке.
📖 Несмотря на все это школы Бронзового века дают большой толчок развитию письменности и передаче знаний. Когда к этим культурам приходят древние греки, они видят большое количество текстов и способов передачи знаний, включая геометрические, географические, астрономические или биологические.
🤔 В период кризиса Бронзового века (12—7 в. до н. э.) старые центры образованности постепенно угасают. Появляются новые, связанные с античным миром.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1 — Школа Шумер. Ученики сидят на скамье из кирпича
2, 3 — Школьные таблички из городов Ниппур и Хиш (созданы около 4000 лет назад). Разговорным языком в то время был аккадский, а шумерский считался языком образования, науки, культуры и искусства. Эти таблички — на шумерском
👵🏻 Вам задание: попробуйте вспомнить, чему вас научили ваши бабушки?
Об Аристотеле и Платоне как зачинателях мировой педагогической мысли
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день