История образования
История образования: подводим итоги
Кризис современной школы — следствие исторического развития системы образования. Вспомним главные этапы истории и поговорим о школе сегодня.
📚 Что почитать
Джуринский А.Н., «История педагогики»
Любжин А.И., «История русской школы императорской эпохи»
🎧 Что послушать
Подкаст EdU.Radio. «Краткий курс истории образования от School of Education», лектор — Петр Мазаев
🎥 Что посмотреть
«Республика ШКИД»
«Эксперимент 2: Волна»
«Доживем до понедельника»
В этом уроке мы поговорили об истории образования.
🦪 Древний мир. Образование появляется около 140—70 тысяч лет назад, когда зарождается язык и формируются большие сообщества. Обучаемости детей способствует наличие бабушек, появление первых школ и принципа мастер—подмастерье.
✍️ Образование становится социальным лифтом. Это характерно уже для Древней Месопотамии, Египта, Индии или Китая. В набор основных школьных предметов входят грамотность и арифметика, ритуальные навыки, воинское дело и гимнастика, знание законов и обычаев.
🏺Античность. Уровень образованности растет. Уже большее число людей хочет учиться, а к зубрежке и обучению через пример добавляются сократические беседы.
🏛 С растущим влиянием Рима складывается теория свободных искусств: 9 искусств Варрона и тривиум и квадривиум Боэция.
📖 Средние века. Система Боэция продолжить жить в средние века как базовая система образования. В этот период важными стадиями обучения станут священные тексты. В центре Средневековья — идея Бога и его познания.
⛪️ В 13 веке из нищенствующих монашеских орденов вырастают университеты. Образованность распространяется и при дворе, но большая часть людей остается неграмотной.
🧐 Возрождение и ранний модерн. В 15-16 веках появляются мануфактуры, идея всеобщего и ступенчатого образования. Большую роль играют реформаторы и контрреформаторы — например, орден иезуитов.
☝️В 17 веке Ян Коменский предлагает классно-урочную систему, где информация адаптируется к возрасту и знаниям, а преподавание ведется на родном языке и разделено на дисциплины.
👧🏻 18–19 века. Важный представитель — Жан-Жак Руссо. Он считает, что лучшее образование — это ограждение ребенка от общения со светом. Еще он популяризирует идею о том, что нужно исходить из потребностей ребенка.
☹️ При этом большинство школ по-прежнему строятся на классической зубрежке и прохождении ненужных наук.
👎 20–21 века. Все чаще люди говорят о том, что старая модель школы устарела.
💡 Последователи Дьюи (Килпатрик и Пакхерст) предлагают практико-ориентированный подход. Приверженцы психоанализа уверены, что главное — не навредить интересам ребенка (Вальдорфские школы, Монтессори). В СССР развивается идея педологии. Огромное значение играет теория Льва Выготского.
⏳ В 30—40-е экспериментальные школы зажаты государственной политикой. В 40—50-е распространяется идея тестирования и массовой школы. В послевоенные 50—60-е общество возвращается к экспериментальным идеям.
❗️Система Яна Коменского за 70 лет приходит в упадок.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О кризисе универсальной школы
О современных школах и подходах в России
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день