История образования
Новое время: гениальные идеи Яна Коменского
Ян Коменский придумал современное образование: с классами и адаптированными под возраст учебниками. Выясним, как он перевернул систему и чем ему помогла Реформация.
Давайте обратимся к эпохе Нового времени — Возрождение и ранний Модерн.
👅 В это время распространяется идея о том, что говорить можно не только на латыни и греческом, но и на национальных языках.
💪 Период становления гуманизма и гуманистической литературы на национальных языках совпадает с изобретением печатного станка и приходится на 15—16 века. В это же время изменяются образовательные модели.
🇮🇹 Важным центром становится Италия. Там появляются педагог-гуманист Витторино де Фельтре и архитектор, математик и богослов Гварино Гварини, которые создают новые системы обучения.
💡 Они говорят о том, что хорошо бы развивать не только разум, но и тело. Так происходит возвращение к идеям античности. Возрастает значимость критического мышления. Появляется идея школ-пансионов, в которых из детей, изъятых из семьи, могли бы «ковать» новых людей.
👫 Здесь же рождается мысль о том, что женщины тоже могут учиться, а образование может быть смешанным. Такое обучение развивает их коммуникативные и социальные навыки.
☝️ Эпоха Возрождения и гуманизма — это время развала языковой системы, традиционной системы обучения мастер-подмастерье. Вместо этого появляется идея рабочих школ, которые обучают новым ремеслам.
🍞 Появляются мануфактуры. Там обучение устроено проще, чем в цехе. Человеку не нужно тратить полжизни, чтобы стать мастером и создать шедевр. Можно освоить простые действия и получать за это свой кусок хлеба — причем такой труд доступен как мужчине, так женщине и ребенку (тем более, труд последних стоит дешевле).
😊 Появляется идея о том, что образование должно быть всеобщим. К ней призывают философы Томас Мор, Томмазо Кампанелла и Эразм Роттердамский. Это выходцы из разной среды, но все они уверены, что без образования невозможно прийти к лучшему обществу.
🤔 Еще становится понятно, что нельзя сразу научить человека сложным вещам. Нужно постепенно усложнять программы. Так появляются разные части школы: элементарная, грамматическая и логическая.
✝️ Появление этих ступеней напрямую связано с религиозными процессами.
В 15—16 веках зарождается протестантизм. Появляются движения Реформация и Контрреформация. К последним, например, относится известный орден иезуитов. И те и другие делают большую ставку на образование.
🔎 Реформаторы говорят, что необходимо всех научить читать и писать на родном языке. Появляются три ступени бессословного образования на родном языке. Первая ступень — это чтение священных текстов. Вторая — свободные искусства. Третья — университет.
💰 Возникает идея о том, что за образование платит община. Она создает школу, и дети общины ходят туда учиться.
🧠 Появляется и другая идея: умные дети могут учить детей послабее. Уже в 19 веке это приведет к идее ланкастерского обучения, когда дети объясняют друг другу сложные вещи более простым языком.
🔎 Орден иезуитов тоже создает систему обучения на родном языке в начальной школе. Позже туда будет добавляться латынь, а на высшей ступени ученики будут полностью переходить на этот язык.
✅❌ В системе обучения иезуитов много состязательной и групповой работы с детьми, театральные постановки, школьное самоуправление. Но при этом в ней существует тотальный контроль за учениками, заучивание формальных постулатов и идея о том, что смысл образования — возвращение людей в лоно матери-Церкви.
💪 Вся система 15—16 веков приведет к появлению гениального открытия. Оно связано с именем отца модерной системы образования. Это чешский деятель Ян Коменский.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться🧐 Узнайте детальнее о том, как иезуиты строили систему образования👇
Ян Коменский — это гениальный деятель 17 века, который придумывает все то, чего раньше не было в образовательной системе.
1️⃣ Классно-урочная система. Должны быть классы, по которым распределяются ученики по уровню знаний и возрастам. Так их возможно обучать по принципу постепенного усложнения.
2️⃣ Школа для всех. В школе не должно быть ни гендерных, ни сословных, ни классовых различий.
3️⃣ Преподавание на родном языке.
4️⃣ Адаптированная информация. Нельзя излагать детям то, что для них не адаптировано. Коменский создает серию учебников, материал в которых адаптируется к определенному возрасту и знанию детей. Происходит систематизация материала и распределение его по сложности.
5️⃣ Отдельные дисциплины. Коменский предлагает вводить разные предметы.
☝️ Периоды обучения ребенка делятся на четыре этапа:
✅ Материнская школа — детский сад и младшая школа.
✅ Школа родного языка — средняя школа.
✅ Латинская школа — старшая школа.
✅ Академии — наши университеты и институты.
☹️ Беда Коменского заключалась в том, что на протяжении всей жизни его идеи не принимали. Он переезжал, нигде не мог закрепиться и так и не увидел ни одну школу, полностью работающую по его системе.
💪 Но спустя время все это обретет смысл в модерной системе образования.
1 — Ян Коменский — отец модерной системы образования
2 — Английская школа в 17 веке
3 — Голландская школа в 17 веке
О распространении грамотности в России
🤔 Подумайте, нравится ли вам система Яна Коменского? Что, на ваш взгляд, в ней есть хорошего?
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день