angle-down facebook instagram vkontakte warning

История образования

Просвещение: практическое образование

До 14 лет ребенок должен учиться не через книги, а через игру и практические дела. Выясним, когда детство наконец признают самоценным периодом и как с учетом этого меняются школы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy

Теперь поговорим об образовании в 18—19 веках.

☝️ Еще с конца 17 века, с раннего Просвещения, идея образования становится невероятно важной.

😤 В этот период ведутся споры👇

🤔 Всем ли нужно высшее и среднее образование? Многие философы-просвещенцы ставят это под сомнение. «Слава Богу, что мои слуги необразованны — как же ими иначе управлять», — рассуждает Вольтер.

🤔 Включать ли в образование профессиональную подготовку?

🤔 Нужно ли гуманитарное образование? Возможно, вместо этого стоит учить проверяемым естественно-научным дисциплинам.

🤔 Что такое ученик? Из него можно вылепить все, что хочешь, или он обладает врожденными способностями?

💪 На фоне этих споров выделяется один человек. Это Жан-Жак Руссо. Он становится наиболее значимым философом истории образования со времен Платона.

🔎 Руссо считает, что влияние государства и общества на образование слишком велико. Как он заключает в своем романе «Эмиль», лучшее образование — это ограждение ребенка от общения со светом, книгами и журналами до подросткового возраста.

📖 Единственная книга, которую стоит читать детям, — это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Главный герой оказывается в сложных обстоятельствах, ведет дневник, в котором анализирует все, что с ним происходит, строит хижину и подстраивается жить в новых условиях. Все это учит ребенка тому, как устроена человеческая жизнь.

🌳 По Руссо не плохо, когда государство занимается образованием. Но это образование должно быть связано с реальным познанием мира — совсем как у Робинзона. Ребенок должен делать что-то своими руками, проводить время на свежем воздухе, играть.

🌍 К 14 годам, когда человек сформируется, можно выпускать его в мир.

Последователи Руссо слышат в его словах вызов.

👀 Образование, которое они видят вокруг, — это закрытые пансионы и школы, где бьют детей. Эти учебные заведения похожи на тюрьму или армию. Вспомните историю Джейн из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» или майора Доббина из «Ярмарки тщеславия» Уильяма Теккерея.

☝️ Руссо не против государственного образования, но его последователи трактуют его мысли по-другому. Многие считывают идею о том, что родители не должны перекладывать ответственность за воспитание на государство или частные школы.

💡 Еще одно открытие (это идея Платона, но популяризует ее Руссо) в том, что нужно исходить из потребностей ребенка. Заучивание в классических гимназиях и школах формирует шаблонное мышление. Ученику проще заучить, чем сказать своими словами, и он не умеет формулировать мысли самостоятельно.

🧸 В это же время европейское общество осознает, что детство — самоценный период в жизни человека. Появляется мысль, что ребенок не недоразвитый взрослый, которого нужно научить и заставить измениться. Детство само по себе важно и необходимо.

🤔 В 19 веке среди последователей Руссо будет Песталоцци, который считает, что образовательным моделям необходимо исходить из интересов ребенка. С другой стороны, появится Толстой. Он уверен, что школа не должна быть местом, куда ребенок идет с ужасом или приходит шалить. Школа — место, где ребенок может и хочет получать знания.

✍️ К последователям Руссо относятся и немецкие авторы гимназических программ. Они считают, что нужно вывести ребенка на практическую деятельность — развивать не только знания, но и навыки.

🪁 Появляются Кей и Монтессори, которые уверены, что каждый ребенок может образовываться через игру и тактильную среду.

😥 При этом большинство школ по-прежнему строятся на классической зубрежке, сложном и часто ненужном принципе обязательного прохождения бессмысленных наук.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Чем больше развивается прогресс, тем сильнее становится понятно: чтобы получить нужных специалистов, нужно обучать техническим специальностям. Большой вклад в эту идею вносят представители позитивистов — последователи философа Огюста Конта.

💪 Государства поддерживают эту идею, но видят и необходимость в гуманитарных специальностях. Через них можно влиять на мировоззрение ребенка, формировать важные национальные черты и создавать «нужного» гражданина.

👨‍👩‍👧‍👦 Помимо государства образование в это время нужно семье. Вкладывание денег в образование ребенка — это его социальный лифт или сохранение социального статуса и обеспечение в старости. Родители рассчитывают, что эти вложения вернутся к ним позже.

😎 Еще один стейкхолдер — работодатель. Ему нужен сотрудник и предсказуемый рынок труда.

👨‍🏫 Наконец, есть учителя. Для учителя работа с детьми — это реализация собственных идей и экспериментов. Но главное, что учителя через детей реплицируют себя, оставляют в них частичку себя.

🗺 В 19 веке в большинстве стран Европы и Америки складывается система образования, где работает детский сад, начальная школа, средняя школа (училища или гимназии), технические или реальные училища. В это же время начинается противостояние гуманитариев и технарей. Дальше люди идут в институты, университеты, военные академии. Среди учебных заведений появляется большое разнообразие.

📚 Подумайте, если бы вы, как Руссо, хотели оставить своему воспитаннику только одну книгу, что бы это было?

курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;