История образования
Просвещение: практическое образование
До 14 лет ребенок должен учиться не через книги, а через игру и практические дела. Выясним, когда детство наконец признают самоценным периодом и как с учетом этого меняются школы.
Теперь поговорим об образовании в 18—19 веках.
☝️ Еще с конца 17 века, с раннего Просвещения, идея образования становится невероятно важной.
😤 В этот период ведутся споры👇
🤔 Всем ли нужно высшее и среднее образование? Многие философы-просвещенцы ставят это под сомнение. «Слава Богу, что мои слуги необразованны — как же ими иначе управлять», — рассуждает Вольтер.
🤔 Включать ли в образование профессиональную подготовку?
🤔 Нужно ли гуманитарное образование? Возможно, вместо этого стоит учить проверяемым естественно-научным дисциплинам.
🤔 Что такое ученик? Из него можно вылепить все, что хочешь, или он обладает врожденными способностями?
💪 На фоне этих споров выделяется один человек. Это Жан-Жак Руссо. Он становится наиболее значимым философом истории образования со времен Платона.
🔎 Руссо считает, что влияние государства и общества на образование слишком велико. Как он заключает в своем романе «Эмиль», лучшее образование — это ограждение ребенка от общения со светом, книгами и журналами до подросткового возраста.
📖 Единственная книга, которую стоит читать детям, — это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Главный герой оказывается в сложных обстоятельствах, ведет дневник, в котором анализирует все, что с ним происходит, строит хижину и подстраивается жить в новых условиях. Все это учит ребенка тому, как устроена человеческая жизнь.
🌳 По Руссо не плохо, когда государство занимается образованием. Но это образование должно быть связано с реальным познанием мира — совсем как у Робинзона. Ребенок должен делать что-то своими руками, проводить время на свежем воздухе, играть.
🌍 К 14 годам, когда человек сформируется, можно выпускать его в мир.
Последователи Руссо слышат в его словах вызов.
👀 Образование, которое они видят вокруг, — это закрытые пансионы и школы, где бьют детей. Эти учебные заведения похожи на тюрьму или армию. Вспомните историю Джейн из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» или майора Доббина из «Ярмарки тщеславия» Уильяма Теккерея.
☝️ Руссо не против государственного образования, но его последователи трактуют его мысли по-другому. Многие считывают идею о том, что родители не должны перекладывать ответственность за воспитание на государство или частные школы.
💡 Еще одно открытие (это идея Платона, но популяризует ее Руссо) в том, что нужно исходить из потребностей ребенка. Заучивание в классических гимназиях и школах формирует шаблонное мышление. Ученику проще заучить, чем сказать своими словами, и он не умеет формулировать мысли самостоятельно.
🧸 В это же время европейское общество осознает, что детство — самоценный период в жизни человека. Появляется мысль, что ребенок не недоразвитый взрослый, которого нужно научить и заставить измениться. Детство само по себе важно и необходимо.
🤔 В 19 веке среди последователей Руссо будет Песталоцци, который считает, что образовательным моделям необходимо исходить из интересов ребенка. С другой стороны, появится Толстой. Он уверен, что школа не должна быть местом, куда ребенок идет с ужасом или приходит шалить. Школа — место, где ребенок может и хочет получать знания.
✍️ К последователям Руссо относятся и немецкие авторы гимназических программ. Они считают, что нужно вывести ребенка на практическую деятельность — развивать не только знания, но и навыки.
🪁 Появляются Кей и Монтессори, которые уверены, что каждый ребенок может образовываться через игру и тактильную среду.
😥 При этом большинство школ по-прежнему строятся на классической зубрежке, сложном и часто ненужном принципе обязательного прохождения бессмысленных наук.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Чем больше развивается прогресс, тем сильнее становится понятно: чтобы получить нужных специалистов, нужно обучать техническим специальностям. Большой вклад в эту идею вносят представители позитивистов — последователи философа Огюста Конта.
💪 Государства поддерживают эту идею, но видят и необходимость в гуманитарных специальностях. Через них можно влиять на мировоззрение ребенка, формировать важные национальные черты и создавать «нужного» гражданина.
👨👩👧👦 Помимо государства образование в это время нужно семье. Вкладывание денег в образование ребенка — это его социальный лифт или сохранение социального статуса и обеспечение в старости. Родители рассчитывают, что эти вложения вернутся к ним позже.
😎 Еще один стейкхолдер — работодатель. Ему нужен сотрудник и предсказуемый рынок труда.
👨🏫 Наконец, есть учителя. Для учителя работа с детьми — это реализация собственных идей и экспериментов. Но главное, что учителя через детей реплицируют себя, оставляют в них частичку себя.
🗺 В 19 веке в большинстве стран Европы и Америки складывается система образования, где работает детский сад, начальная школа, средняя школа (училища или гимназии), технические или реальные училища. В это же время начинается противостояние гуманитариев и технарей. Дальше люди идут в институты, университеты, военные академии. Среди учебных заведений появляется большое разнообразие.
Об образовании в Российской империи
📚 Подумайте, если бы вы, как Руссо, хотели оставить своему воспитаннику только одну книгу, что бы это было?
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день