История образования
Современность: массовое образование
Педагоги придумали уйму прогрессивных методик и технологий, а наши дети учатся так же, как 60 лет назад. Разберемся, почему школу так сложно изменить.
Нам осталось поговорить о том, что произошло с образованием в 20-21 веках.
☝️На рубеже 19 и 20 веков все больше людей говорит о том, что нужно менять модель школы.
💪 Последователи американского педагога Дьюи считают, что большую роль играет практико-ориентированный подход. Самые известные среди них — Килпатрик и Паркхерст. Они предлагают создать практические школы, где учили бы конкретным специальностям и преподавали предметы с оглядкой на них.
🎯 Другая их идея заключается во внедрении практики проектов. Вместо обилия предметов, характерных для системы Яна Коменского, должна быть задача, которую нужно решить. В ходе этого проекта дети сами решают, в каких областях знаний важно разобраться.
💦 Например, задача — построить канал. Для этого понадобятся знания о почве, о том, как устроены организмы и как они взаимодействуют с водой (биология), как устроены сооружения (физика и математика), какие есть примеры каналов (история).
👩🏫 Учителя становятся не носителями тайного знания, а консультантами, навигаторами в образовательном пространстве.
😱 Такой подход приводит к разрыву со сложившейся традицией. В тот момент, когда о нем мечтают представители новых педагогических учений, в государственных школах только создается система Яна Коменского. Практика отстает от передовой педагогической мысли лет на 200.
🤔 Дьюи и его последователи уверены, что все эти методы помогут получить конкретные результаты, и жизнь каждого человека можно срежиссировать через педагогику.
🧐 С другой стороны, рубеж 19-20 веков — это развитие психоанализа. Он предлагает другой подход, главная задача которого — не навредить ребенку. Важно обеспечить ему комфортные условия и развить не знания, а умения и навыки, научить общаться. Из этой концепции вырастают Вальдорфские школы и школы Монтессори.
❓Еще один педагог, Пенне, говорил о том, что ребенок усваивает только то, что его непосредственно касается. Поэтому нужно давать ему только ту информацию, на которую у него есть запрос.
🇬🇧 Пример удивительной частной школы, которая появилась в 1921 году, — это «Саммерхилл» в Англии. Александр Нилл создал школу абсолютного самоуправления. Взрослые и дети совместно решали, как будет строиться учебный процесс. В этих условиях формировалась новая личность, которая сама принимает решения.
🌍 Со временем таких школ в мире появится много.
1 — Школа Декроли (Эрмитаж) основана в 1907 году в Брюсселе (Бельгия).
По задумке бельгийского профессора Декроли ребенок должен последовательно познавать среду обитания, в которой ему придется жить. В начальной школе обучение касается базовых интересов и потребностей — питание, защита от непогоды, отдых и пр. Собирая, например, сведения о продуктах, ученики потом используют данные на уроках родного языка, математики и естествознания. Девиз школы — действовать, чтобы научиться, а не учиться, чтобы действовать.
2 — Вальдорфская школа основана в 1919 году в Штутгарте (Германия).
Дети ничего не зубрят специально, а как будто повторяют в миниатюре путь развития общества. История, например, поначалу преподается через легенды и мифы, потом — через библейские сказания, а современный этап изучается только в выпускном классе. Все уроки тесно взаимосвязаны: математический материал вполне может быть закреплен в танце. Жестких наказаний и оценок в вальдорфских школах нет. Стандартных учебников — тоже.
3 — Школа Дальтон основана в 1919 году в Нью-Йорке (США).
Молодой педагог Элен Паркхерст придумала разбить учебную программу на контракты: в каждом указывалась рекомендательная литература, контрольные вопросы и информация к размышлению. Ученики подписывают с школой договоры разной сложности, решая, в каком темпе и на какую оценку они хотят освоить материал. Учителя в дальтонской модели получают роль консультантов и периодических экзаменаторов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться👀 Посмотрите, как устроена школа «Саммерхилл» (в конце даже есть фильм о ней)👇
В этот же момент в СССР развивается идея педологии.
🤔 Согласно ей, мы знаем, как проходит процесс познания, а значит, реакции ребенка можно просчитать. Чтобы правильно его воспитывать, нужно понимать, как устроена его жизнь, социальное окружение и что его интересует. Образовательный процесс должен выстраиваться так, чтобы он соответствовал потребностям ребенка.
🔎 Педология развивалась в Советском союзе среди множества педагогических моделей. Помимо распространенных идей последователей Ушинского, Паркхерст, Коллингса и Монтессори, формируются школы Макаренко, экспериментальные школы-интернаты, ШКИД.
❗️Но одним из самых важных следствий внимания к педагогике становится теория психолога Льва Выготского. Его открытия переворачивают мир педагогики — и не только советской.
👧🏻 Идея Выготского о зоне ближайшего развития стала всемирно известной. Ребенок не может освоить материал, который находится вне зоны его ближайшего развития. Он в силах только заучить его, но не понять. Поэтому всю педагогическую практику учителям нужно строить, исходя из того, что ребенок может освоить.
😞 В 30-е годы, в сталинский период, педологию подвергнут репрессиям. Все авторитарные режимы страшно не любили демократические идеи. Муссолини поссорится с Монтессори. Гитлер закроет все экспериментальные гимназии. В Англии начнется травля «Саммерхилла». В США в послевоенные годы Трумэн тоже накинется на экспериментальные школы.
❌ В итоге в 30-40-е 20 века экспериментальные школы окажутся зажаты. Растет государственный контроль за образованием.
✍️ В Америке, а потом и по всему миру, появляется тест IQ, а дальше — идея тестирования и проверки знаний через тест. В 40-50 годы они начинают распространяться вместе с массовой школой — иначе проверить такие объемы работ невозможно.
💔 Как только заканчивается послевоенная истерия, в 50-60-е люди возвращаются с экспериментальным идеям. Они уверены, что старая школа с оценками, дисциплиной, классно-урочной системой не соответствует новому миру постмодерна. Он требует других навыков и компетенций.
🔎 Появляются педагоги (такие как Блум), которые пробуют систематизировать педагогическое знание и выстроить из него таксономии — системы с уровнями действий ученика. Сначала он должен уметь повторить, потом — сотворить что-то на усвоенной основе, дальше проанализировать и создать свое.
🗺 В 1968 году создается еще один известный современный проект — школа международного бакалавриата (IB). Она продвигает идею о том, что нужно обучаться на основе общих единых концептов, проходящих через разные предметы (система, пространство и время, эстетика, цивилизация и проч.). Оцениваются не только знания и понимание предметов, но и базовые компетенции (критериальное оценивание).
❗️Не только на Западе критикуют сложившуюся модель образования. В 60—70-е среди новаторов СССР — психолог Леонтьев, философ Щедровицкий, педагоги и авторы идеи системного подхода Давыдов и Эльконин и их последователь Асмолов.
Массовое образование, которое выросло из системы Яна Коменского, стало по-настоящему массовым в большинстве стран не так давно.
👎 Но даже этих 70 лет хватило, чтобы в период постмодерна оно пришло в упадок. Уже в 70-е группа Pink Floyd пела: We don’t need no education (что хорошо говорит о том, что у автора текстов есть некоторые проблемы с английской грамматикой).
🧐 Приверженцы доказательной педагогики (Хэтти и Марзано) пытаются описать лучшие практики и понять, как достичь результатов. Марзано приходит к мысли: до тех пор пока ребенок не присваивает себе процессы обучения и пока учитель — его главный ведущий, ничего не получится.
👨🏫 В школе периода постмодерна роль преподавателя меняется. Он не источает знания, а является менеджером образовательного процесса. Он, конечно же, эксперт в своей области, но это не так важно. Важно, чтобы он умел использовать педагогические технологии для достижения определенных целей.
💪 Вместо технических способностей или набора навыков, которые легко определить количественно, и которые можно наглядно продемонстрировать (hard skills), растет значение soft skills — гибких навыков.
🔎 Возникает мысль о том, что базовые навыки 21 века укладываются в 4 «К»: креативность, критическое мышление, командную работу и коммуникацию.
🇷🇺 В современной образовательной системе России заложены хорошие идеи, связанные с развитием системно-деятельного подхода. Ребенок сам должен участвовать в постановке цели и быть мотивированным на развитие в рамках различных областей. Но как и во многих других странах, это блокируется рядовыми учителями, которые не привыкли работать в этой системе.
🌍 Вещи, которое современное педагогическое сообщество считает необходимыми сегодня, были придуманы 100, 150 и даже 200 лет назад. Например, это персонализация, критериальное оценивание, проектный подход. Но школьная система очень традиционна и привязана к модерным ценностям, поэтому ее так тяжело изменить.
🤔 Узнайте, что такое «система 4К» и в чем ее особенности👇
🤔 Подумайте, какая из пройденных образовательных моделей приглянулась вам больше всего? Почему?
🎧 P.S. А вот и та самая песня Pink Floyd, о которой мы говорили👇
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день