angle-down facebook instagram vkontakte warning

История оперного пения

Мария Каллас

Мария Каллас и по своей известности, и по степени мифологизации ее фигуры сравнима с Энрико Карузо. Поговорим о ее вокальном искусстве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👩🏻 Мария Каллас родилась в 1923 году в семье греческих эмигрантов в Нью-Йорке. С ранних лет Мария занималась фортепиано, потом пением, и в 12 лет переехала в Афины, чтобы учиться в консерватории у Эльвиры Де Идальго.

🗣 Голос Марии Каллас был далек от совершенства. Что самое неприятное, с точки зрения певца он был очень труден в обработке. Бывают голоса, поставленные от природы, которые легко находят правильное звучание, которым достаточно нескольких месяцев упражнений, чтобы встать в позицию или отработать момент перехода (а это часто бывает большой проблемой). У Марии Каллас этих достоинств не было, она училась долго, трудно, занималась по много часов в день, благо прочность голоса это позволяла. И исключительно благодаря усердию, упорству и мудрому руководству великой сопрано предыдущего поколения Эльвиры Де Идальго, она стала певицей технически безупречной.

🇬🇷 Каллас дебютировала в в 1941 году в Афинах, которые тогда были в оккупации. Когда оккупацию сняли, Мария Каллас решила продолжить карьеру в Америке. Ее дебют в «Метрополитен» сорвался: того, что она предлагала петь, от нее не хотели, а то, что от нее хотели, ей не подходило. Тогда многие первоклассные певцы были в бедственном положении — был еще жив стереотип «уехать в Америку на заработки». Поэтому она вернулась в Европу и продолжила карьеру уже там.

🎭 Как и любая начинающая певица, которая стремилась к славе, она пела все, что ей предлагали. И было время, когда она одновременно исполняла Брунгильду в «Валькирии» и Изольду в «Тристане и Изольде». Естественно, это все звучало на итальянском. Она исполняла Эльвиру в «Пуританах», что является совершенно другого типа партией, которая требует от голоса мягкости, подвижности, виртуозности и беспредельных верхов, тогда как Вагнер требует большой силы звука, большой выносливости. У нее это получалось совмещать. Лаури-Вольпи на год перестал петь, чтобы выучить партию Отелло, знаменитый тенор Альфредо Краус, как правило, делал так, что в одном сезоне он пел одну партию, что было лучше и с вокальной точки зрения, и с эмоциональной, и он тоже сохранил свой голос до преклонных лет — последний его концерт состоялся за несколько месяцев до смерти в 1999 году, когда ему было 69 лет, и звучал он там удивительно — голос не потерял юношеской свежести. А Мария Каллас взялась за это испытание и выдержала.

Мария Каллас. «Liebestod» из оперы «Тристан и Изольда»
Аудиопример
Время прослушивания: 7 минут

Мария Каллас. «O rendetemi la speme...Qui la voce sua soave» из оперы «Пуритане»
Аудиопример
Время прослушивания: 10 минут

Мария Каллас (1923–1977)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте подробнее остановимся на репертуаре Каллас и узнаем, кто помог ее дебютировать.

🎵 Сразу стало понятно, что ее голосу подвластен самый разнообразный репертуар. Для конца 1940-х — начала 1950-х это было не вполне типично. Тогда уже наступила гиперспециализация певцов, которая к нашему времени приобрела огромные масштабы, но времена, когда сопрано могли петь и Абигайль в «Набукко», и Эльвиру в «Пуританах», канули в лету.

🎶 Потеряли разнообразие не только сопрано, но и тенора. Если раньше Франческо Таманьо пел и «Отелло», и тех же самых «Пуритан», и записал из них арию (судя по-всему, справлялся он с этой партией с легкостью), то уже в 1930-е годы такое достаточно сложно представить. То есть лирические тенора пели лирический репертуар, драматические — драматический. То же самое с сопрано, только там более подробная классификация. А Мария Каллас бралась за все, и, кажется, не было такой партии, которая оказалась бы слишком высока, низка или тяжела для ее голоса. Давайте послушаем одну из ее самых высоких партий.

Мария Каллас. «Lakme»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 7 минут

👨 Все итальянские дебюты ей помог устроить Лаури-Вольпи, которому она написала несколько писем, и все они наполнены большой сердечностью и теплотой. Что смущало в ее голосе? Почему, несмотря на такое уже очевидное сейчас мастерство, театры не звали ее на перебой и не отрывали с руками?

➡️ Дело в том, что ее голос имел одну природную особенность — все три его регистра, вместо того, чтобы представлять собой единый монолит, звучали по-разному. То есть как три разных голоса, которые совмещены в одной гортани. Конечно, эта разность благодаря невероятному труду была сделана минимальной, но все-таки полностью преодолеть ее не получилось, и это было, конечно, непривычно.

⭐️ Но фанатичная преданность своему искусству, актерская убедительность и непревзойденная до сих пор точность следования партитуре в самых мельчайших деталях сделали Марию Каллас настоящей звездой. Конечно, здесь во многом помогла и пресса, которая раздувала вокруг нее скандалы. Каллас эти скандалы не любила, ее пытались выставить склочной, взбалмошной, припадочной, абсолютно несовременной примадонной образца 19 века со множеством причуд и капризов, которые были неотъемлемой частью их образа — иначе кто бы стал себя с ними вести как с примадоннами? А душа Марии Каллас принадлежала искусству.

👰 Личная жизнь Марии Каллас была непростой. Мы обойдем вниманием несчастливый брак с первым мужем, оказавшимся форменным подлецом, а также связь с Онассисом, которая закончилась, когда Онассис, ничего не говоря, женился на Жаклин Кеннеди. Об отношениях Марии Каллас с матерью стоит упомянуть, что ее мать в старости сделалась безумна: она лежала в психиатрической лечебнице, а выйдя из нее, творила всякие непотребства — давала интервью газетчикам, вымогала деньги, и в целом вела себя некрасиво.

🎦 Видеозаписей Марии Каллас, блестящей актрисы, к сожалению, осталось очень мало. Полных записей опер нет, но есть небольшой кусочек из «Мадам Баттерфляй», где она поет Чио-Чио-Сан, а также фрагмент из «Травиаты», это запись уже позднего периода с Альфредо Краусом. Самое большое, что до нас дошло — запись второго акта оперы «То́ска» с Тито Гобби, который исполняет там партию барона Скарпиа. Давайте посмотрим ее целиком, поскольку это тот уровень игры и та сила художественного воздействия, которые вы больше нигде не увидите. К этому все стремятся, этого пытаются достичь через режиссуру — а все равно ничего не получается.

Мария Каллас и Тито Гобби. Опера«Тоска»
Видеопример
Время прослушивания: 44 минут

🎵 В середине 1960-х у Марии Каллас начались проблемы с голосом. Кто-то в этом винит насыщенную светскую жизнь с Онассисом и то, что она занималась своими нарядами, прическами и бриллиантами вместо того, чтобы заниматься пением. Кто-то винит в этом экстренное похудение в течение короткого времени, а кто-то — слишком большие нагрузки, которым она подвергала голос в начале своей карьеры. Сейчас большинство исследователей склоняются к мнению, что это было какое-то системное заболевание, связанное с постепенным угнетением активности мышц, в первую очередь, диафрагмы. В чем это выражалось?

➡️ Верхние ноты остались на своем месте, но появилась качка. И что бы Мария Каллас ни делала, эта качка никуда не уходила. Можно посмотреть записи концертов, которые она давала с Джузеппе Ди Стефано, уже уйдя с большой оперной сцены. Джузеппе Ди Стефано тоже подпортил голос неправильным пением, однако в этих концертах есть след живого искусства, и особенно сильное впечатление они производят, когда узнаешь, что эти концерты были организованы для дочери Джузеппе Ди Стефано, которой в юном возрасте был поставлен очень тяжелый диагноз.

Мария Каллас и Джузеппе Ди Стефано. «C'est toi?! C'est moi!»
Видеопример
Время прослушивания: 10 минут

Мария Каллас и Джузеппе Ди Стефано. «Tu qui Santuzza»
Видеопример
Время прослушивания: 11 минут

🎼 Величие этих артистов в том, что даже в вокальной форме, которая далека от совершенства, в этом все равно есть искусство, на это интересно смотреть, это увлекает и завораживает.

🎧 На следующей и очень интересной записи можно услышать, как менялся голос Марии Каллас в последние годы ее жизни. Несмотря на то, что она его в общем-то потеряла, как человек с исключительной волей, она не оставляла попыток его восстановить, и эти попытки в итоге увенчались успехом.

🎶 В 1978 году она собиралась вернуться к партии Шарлотты в опере «Вертер». Это партия меццо-сопрано, но для сопрано с темным тембром в этом вообще нет ничего необычного. Упорство может победить все — даже болезнь, может совершить невозможное, что мы видим здесь — потому что состояние голоса Каллас очевидно улучшилось.

⚫️ Но возвращению помешала смерть. Ходили слухи, что это было самоубийство, но на самом деле причиной смерти стал инфаркт. Против версии самоубийства говорят и планы на возвращение, и то, что депрессия Каллас поздних лет во многом придумана прессой, так как в депрессии невозможно было бы работать над голосом.

Мария Каллас, улучшение голоса (1973–1977)
Аудиопример
Время прослушивания: 10 минут

❓ Как Каллас проложила путь к современности.

🎶 Ее искусство пробило брешь в традиции певцов с актерскими способностями манекенов для одежды. Ее искусство стерло границы между типами голосов. Публика и режиссеры хотели видеть и слышать на сцене то, что одновременно и эстетически выглядит уместно, и с вокальной и драматической точки зрения совершенно.

После Марии Каллас, наверное, каждая сопрано стремилась стать дивой. После Каллас, если певец находился на мировом уровне, было трудно взять ее планку, но также было невозможно отказаться к ней стремиться.

🎤 Манеру Марии Каллас повторять не стали — для этого нужно иметь слишком необычный голос. Да и с тремя разными по звучанию регистрами справиться было сложно. Ведь Марию Каллас любили не благодаря, а вопреки.

📍 Но все-таки это важный шаг по пути сближения оперы и драматического театра, когда певец должен обладать сценичной внешностью. Ведь Каллас отказалась петь Чио-Чио-Сан в 1940-х в «Метрополитен», поскольку тогда она была полноватой и считала и полноту, и свой высокий рост неуместными в партии юной и хрупкой японской девушки.

🎙 В каком-то смысле Каллас способствовала рождению режиссерской оперы.

Мария Каллас
курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;