История оперного пения
Мария Каллас
Мария Каллас и по своей известности, и по степени мифологизации ее фигуры сравнима с Энрико Карузо. Поговорим о ее вокальном искусстве.
👩🏻 Мария Каллас родилась в 1923 году в семье греческих эмигрантов в Нью-Йорке. С ранних лет Мария занималась фортепиано, потом пением, и в 12 лет переехала в Афины, чтобы учиться в консерватории у Эльвиры Де Идальго.
🗣 Голос Марии Каллас был далек от совершенства. Что самое неприятное, с точки зрения певца он был очень труден в обработке. Бывают голоса, поставленные от природы, которые легко находят правильное звучание, которым достаточно нескольких месяцев упражнений, чтобы встать в позицию или отработать момент перехода (а это часто бывает большой проблемой). У Марии Каллас этих достоинств не было, она училась долго, трудно, занималась по много часов в день, благо прочность голоса это позволяла. И исключительно благодаря усердию, упорству и мудрому руководству великой сопрано предыдущего поколения Эльвиры Де Идальго, она стала певицей технически безупречной.
🇬🇷 Каллас дебютировала в в 1941 году в Афинах, которые тогда были в оккупации. Когда оккупацию сняли, Мария Каллас решила продолжить карьеру в Америке. Ее дебют в «Метрополитен» сорвался: того, что она предлагала петь, от нее не хотели, а то, что от нее хотели, ей не подходило. Тогда многие первоклассные певцы были в бедственном положении — был еще жив стереотип «уехать в Америку на заработки». Поэтому она вернулась в Европу и продолжила карьеру уже там.
🎭 Как и любая начинающая певица, которая стремилась к славе, она пела все, что ей предлагали. И было время, когда она одновременно исполняла Брунгильду в «Валькирии» и Изольду в «Тристане и Изольде». Естественно, это все звучало на итальянском. Она исполняла Эльвиру в «Пуританах», что является совершенно другого типа партией, которая требует от голоса мягкости, подвижности, виртуозности и беспредельных верхов, тогда как Вагнер требует большой силы звука, большой выносливости. У нее это получалось совмещать. Лаури-Вольпи на год перестал петь, чтобы выучить партию Отелло, знаменитый тенор Альфредо Краус, как правило, делал так, что в одном сезоне он пел одну партию, что было лучше и с вокальной точки зрения, и с эмоциональной, и он тоже сохранил свой голос до преклонных лет — последний его концерт состоялся за несколько месяцев до смерти в 1999 году, когда ему было 69 лет, и звучал он там удивительно — голос не потерял юношеской свежести. А Мария Каллас взялась за это испытание и выдержала.
→ Мария Каллас. «Liebestod» из оперы «Тристан и Изольда»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Мария Каллас. «O rendetemi la speme...Qui la voce sua soave» из оперы «Пуритане»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
Мария Каллас (1923–1977)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте подробнее остановимся на репертуаре Каллас и узнаем, кто помог ее дебютировать.
🎵 Сразу стало понятно, что ее голосу подвластен самый разнообразный репертуар. Для конца 1940-х — начала 1950-х это было не вполне типично. Тогда уже наступила гиперспециализация певцов, которая к нашему времени приобрела огромные масштабы, но времена, когда сопрано могли петь и Абигайль в «Набукко», и Эльвиру в «Пуританах», канули в лету.
🎶 Потеряли разнообразие не только сопрано, но и тенора. Если раньше Франческо Таманьо пел и «Отелло», и тех же самых «Пуритан», и записал из них арию (судя по-всему, справлялся он с этой партией с легкостью), то уже в 1930-е годы такое достаточно сложно представить. То есть лирические тенора пели лирический репертуар, драматические — драматический. То же самое с сопрано, только там более подробная классификация. А Мария Каллас бралась за все, и, кажется, не было такой партии, которая оказалась бы слишком высока, низка или тяжела для ее голоса. Давайте послушаем одну из ее самых высоких партий.
→ Мария Каллас. «Lakme»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
👨 Все итальянские дебюты ей помог устроить Лаури-Вольпи, которому она написала несколько писем, и все они наполнены большой сердечностью и теплотой. Что смущало в ее голосе? Почему, несмотря на такое уже очевидное сейчас мастерство, театры не звали ее на перебой и не отрывали с руками?
➡️ Дело в том, что ее голос имел одну природную особенность — все три его регистра, вместо того, чтобы представлять собой единый монолит, звучали по-разному. То есть как три разных голоса, которые совмещены в одной гортани. Конечно, эта разность благодаря невероятному труду была сделана минимальной, но все-таки полностью преодолеть ее не получилось, и это было, конечно, непривычно.
⭐️ Но фанатичная преданность своему искусству, актерская убедительность и непревзойденная до сих пор точность следования партитуре в самых мельчайших деталях сделали Марию Каллас настоящей звездой. Конечно, здесь во многом помогла и пресса, которая раздувала вокруг нее скандалы. Каллас эти скандалы не любила, ее пытались выставить склочной, взбалмошной, припадочной, абсолютно несовременной примадонной образца 19 века со множеством причуд и капризов, которые были неотъемлемой частью их образа — иначе кто бы стал себя с ними вести как с примадоннами? А душа Марии Каллас принадлежала искусству.
👰 Личная жизнь Марии Каллас была непростой. Мы обойдем вниманием несчастливый брак с первым мужем, оказавшимся форменным подлецом, а также связь с Онассисом, которая закончилась, когда Онассис, ничего не говоря, женился на Жаклин Кеннеди. Об отношениях Марии Каллас с матерью стоит упомянуть, что ее мать в старости сделалась безумна: она лежала в психиатрической лечебнице, а выйдя из нее, творила всякие непотребства — давала интервью газетчикам, вымогала деньги, и в целом вела себя некрасиво.
🎦 Видеозаписей Марии Каллас, блестящей актрисы, к сожалению, осталось очень мало. Полных записей опер нет, но есть небольшой кусочек из «Мадам Баттерфляй», где она поет Чио-Чио-Сан, а также фрагмент из «Травиаты», это запись уже позднего периода с Альфредо Краусом. Самое большое, что до нас дошло — запись второго акта оперы «То́ска» с Тито Гобби, который исполняет там партию барона Скарпиа. Давайте посмотрим ее целиком, поскольку это тот уровень игры и та сила художественного воздействия, которые вы больше нигде не увидите. К этому все стремятся, этого пытаются достичь через режиссуру — а все равно ничего не получается.
→ Мария Каллас и Тито Гобби. Опера«Тоска»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 44 минут
🎵 В середине 1960-х у Марии Каллас начались проблемы с голосом. Кто-то в этом винит насыщенную светскую жизнь с Онассисом и то, что она занималась своими нарядами, прическами и бриллиантами вместо того, чтобы заниматься пением. Кто-то винит в этом экстренное похудение в течение короткого времени, а кто-то — слишком большие нагрузки, которым она подвергала голос в начале своей карьеры. Сейчас большинство исследователей склоняются к мнению, что это было какое-то системное заболевание, связанное с постепенным угнетением активности мышц, в первую очередь, диафрагмы. В чем это выражалось?
➡️ Верхние ноты остались на своем месте, но появилась качка. И что бы Мария Каллас ни делала, эта качка никуда не уходила. Можно посмотреть записи концертов, которые она давала с Джузеппе Ди Стефано, уже уйдя с большой оперной сцены. Джузеппе Ди Стефано тоже подпортил голос неправильным пением, однако в этих концертах есть след живого искусства, и особенно сильное впечатление они производят, когда узнаешь, что эти концерты были организованы для дочери Джузеппе Ди Стефано, которой в юном возрасте был поставлен очень тяжелый диагноз.
→ Мария Каллас и Джузеппе Ди Стефано. «C'est toi?! C'est moi!»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Мария Каллас и Джузеппе Ди Стефано. «Tu qui Santuzza»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут
🎼 Величие этих артистов в том, что даже в вокальной форме, которая далека от совершенства, в этом все равно есть искусство, на это интересно смотреть, это увлекает и завораживает.
🎧 На следующей и очень интересной записи можно услышать, как менялся голос Марии Каллас в последние годы ее жизни. Несмотря на то, что она его в общем-то потеряла, как человек с исключительной волей, она не оставляла попыток его восстановить, и эти попытки в итоге увенчались успехом.
🎶 В 1978 году она собиралась вернуться к партии Шарлотты в опере «Вертер». Это партия меццо-сопрано, но для сопрано с темным тембром в этом вообще нет ничего необычного. Упорство может победить все — даже болезнь, может совершить невозможное, что мы видим здесь — потому что состояние голоса Каллас очевидно улучшилось.
⚫️ Но возвращению помешала смерть. Ходили слухи, что это было самоубийство, но на самом деле причиной смерти стал инфаркт. Против версии самоубийства говорят и планы на возвращение, и то, что депрессия Каллас поздних лет во многом придумана прессой, так как в депрессии невозможно было бы работать над голосом.
→ Мария Каллас, улучшение голоса (1973–1977)
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
❓ Как Каллас проложила путь к современности.
🎶 Ее искусство пробило брешь в традиции певцов с актерскими способностями манекенов для одежды. Ее искусство стерло границы между типами голосов. Публика и режиссеры хотели видеть и слышать на сцене то, что одновременно и эстетически выглядит уместно, и с вокальной и драматической точки зрения совершенно.
✨ После Марии Каллас, наверное, каждая сопрано стремилась стать дивой. После Каллас, если певец находился на мировом уровне, было трудно взять ее планку, но также было невозможно отказаться к ней стремиться.
🎤 Манеру Марии Каллас повторять не стали — для этого нужно иметь слишком необычный голос. Да и с тремя разными по звучанию регистрами справиться было сложно. Ведь Марию Каллас любили не благодаря, а вопреки.
📍 Но все-таки это важный шаг по пути сближения оперы и драматического театра, когда певец должен обладать сценичной внешностью. Ведь Каллас отказалась петь Чио-Чио-Сан в 1940-х в «Метрополитен», поскольку тогда она была полноватой и считала и полноту, и свой высокий рост неуместными в партии юной и хрупкой японской девушки.
🎙 В каком-то смысле Каллас способствовала рождению режиссерской оперы.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день