История оперного пения
Появление оперы: Флорентийская камерата и Клаудио Монтеверди
Опера родилась в Италии во Флорентийской камерате. Поговорим об этом кружке и операх Монтеверди, узнаем, чем они отличались от современных опер и пения эпохи барокко.
🇮🇹 Поговорим о Флорентийской камерате. Это кружок интеллектуалов, созданный в 1573 году во Флоренции под патронажем графа мецената Джованни Барди, чтобы обновить современное состояние музыки. В чем была главная проблема? Музыку бардов и менестрелей члены этого кружка не воспринимали как профессиональную. А профессиональная церковная музыка ушла в дебри зауми — полифонические мотеты, где одновременно звучало множество голосов, были очень сложными по структуре, но эта сложность не была ничем замаскирована.
🎶 Поздние симфонии Моцарта и, допустим, симфонии Бетховена тоже очень сложны, но эта сложность выражена достаточно ясным музыкальным языком, который может найти отклик в сердце каждого, даже если этот человек ничего не знает о симфонической форме, да и вообще о музыке.
🌀 Со средневековой полифонической музыкой история была совершенно другая — часто слов было не разобрать. Издавались декреты о запрете избыточной сложности. И этот кружок был создан для того, чтобы возродить музыку — а значит, она где-то была.
📍 Здесь необходимо сказать, что все Возрождение — это возрождение античности. Это ориентация туда — в далекое славное прошлое. И новую музыку пытались создать так, чтобы она была похожа на древнегреческую, которой, естественно, они не знали. У них были только ее описания.
🏺 Музыка греков была, опять же, по описаниям, проста и выразительна. Существует рассказ Аристотеля, о том, как к нему пришел разгневанный юноша, Аристотель начал играть мелодию в определенном ладу, и юноша тут же успокоился. Музыка была частью целостного мировосприятия древних греков. Она была связана с математикой, с космогонией, была частью мира — и имела на этот мир большое воздействие. И к тому, чтобы создать музыку с похожей силой воздействия, стремились члены этого кружка.
🔉 Давайте послушаем произведение одного из членов этого кружка — Джулио Каччини, «Амор, ио парто». Тема здесь, конечно же, любовная. В произведении две части: первая — это собственно выражение любовного чувства, вторая — такая игривая, радостная — это радость от того, что это чувство нашло отклик. Обратите внимание на саму музыку: она ритмически свободна, действительно очень чувственна, там нет никакой сложной полифонии, есть только голос и сопровождающий инструмент, и сам голос звучит в небольшом диапазоне — около октавы. И для этого не нужно ничего изобретать, не нужно никаких ухищрений, нужно уметь попадать в ноты, интонировать и иметь красивый звучный голос, который в любом из подразумеваемых для исполнения мест был бы хорошо слышен.
→ Giulio Caccini. «Amor, io parto».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎵 Теперь давайте послушаем один фрагмент, который остался нам от самой первой оперы Якопо Пери «Дафна». Целиком она не сохранилась, но этот фрагмент может сказать нам о многом: конечно, о пении тоже. Мелодия не подразумевает большого диапазона, большой силы звука. Даже не оркестр, а инструментальный ансамбль, который сопровождал ее исполнение, вполне может оттенять не только пение, но и хорошо поставленный голос.
💎 Эта ария удивительно поэтична, и поэзия в ней очень тонкая. Здесь нет романтической заточенности под силу эмоционального воздействия. Вспомните начало Пятой симфонии Бетховена или фортепианного концерта Шумана в ля миноре — там сразу понятно настроение. Здесь же, наоборот — тонкий аромат поэзии находит свое отражение в музыке, которая взывает к тончайшим граням человеческого чувства. И насколько это другая музыка, чем, допустим, произведения школы Нотр-Дам.
→ Якопо Пери. Опера «Дафна», ария «Tu dormi, e 'l dolce sonno».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
🎙 Для такой музыки, строго говоря, и не подошла бы современная оперная манера с большим и довольно однообразным потоком звука, который, конечно, можно расцвечивать акцентами. И она, пожалуй, уничтожила бы все впечатление интимности переживания. Ведь опера зарождалась как искусство аристократическое, светское, которое возымело потом большое влияние — потому что через 30 с небольшим лет открылся первый публичный оперный театр. Но это произведения, которые были написаны изначально знатоками в расчете на знатоков и, конечно, были революционными для своего времени.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👤 Клаудио Монтеверди родился за 6 лет до создания камераты в 1567 году и прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Родился он вовсе не во Флоренции, а в Кремоне, умер в 1643 году в Венеции, где провел большую часть жизни. Он автор множества сочинений, но мы поговорим о двух его операх.
1️⃣ Первая — это «Орфей», после которой он очень долго опер не писал и вернулся к этому жанру только под закат жизни. В 1640 году он написал оперу «Возвращение Улисса на родину» и в 1642 «Коронацию Поппеи». Это удивительный пример художника, который со временем не костенеет в своем стиле, в своем жанре, не останавливается в развитии, хорошо освоившись с одним стилем, а постоянно продолжает развиваться.
📖 Миф об Орфее всем хорошо известен. Это герой, певец-герой, что очень важно для начала оперы, музыка которого обладала чудесной силой воздействия. Давайте послушаем арию Орфея из этой оперы.
→ Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей», ария «Possente spirito».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут
🎼 Монтеверди не был воспитанником камераты, хотя, конечно, ее слава была велика в музыкальных кругах. За 34 года своего существования от даты основания до написания оперы «Орфей» слава камераты успела разрастись по всей Италии. Но это совершенно другая музыка, другая традиция. Именно здесь лежат корни той выразительности, которую мы из нашего 21-го века, глядя на 20-й, воспринимаем как итальянскую, национальную.
🎵 То есть здесь volksgeist родился еще до того, как был придуман термин. Хотя это, конечно, тоже позднейшее объяснение нашего времени. Это музыка, в которую заложено более сильное и яркое чувство. Это интерпретации певца, который учился петь на Верди и вообще на романтической музыке. И эта музыка подразумевает большую силу и мужественность — здесь Орфей убеждает, заклинает, то есть именно воздействует — это не приглашение вслушаться, а именно напор. Диапазон здесь чуть шире, но не настолько, чтобы его использование требовало каких-то специальных ухищрений.
📌 И именно в этой музыке появляется та сложная мелизматика, которая позже будет называться виртуозностью. Опера — об искусстве певца, что может быть более способствующим ее развитию и развитию самого концепта искусства.
→ Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 40 минут
Профессионализм отменили?!
О том, как мы узнаем канон в современном искусстве
Контекстное искусство и радость узнавания
Поговорим об опере Монтеверди «Коронация Поппеи».
🎭 Она была поставлена в 1642 году в новом театре, который тогда открылся в Венеции. Не смотря на то, что камерата и опера родились во Флоренции, новый большой старт этого искусства чуть позже произошел в Венеции и начался с того, что в 1637 году там открылся первый публичный театр. Таким образом опера из дворцов аристократии вышла к народу и приобрела огромную популярность.
🎉 Премьера «Коронация Поппеи» была приурочена к Венецианскому карнавалу — давней традиции, в которую был введен новый элемент. Конечно, опера не появилась на пустом месте, и, начав рассказ о флорентийской камерате, мы пропустили достаточно большой кусок. Давайте узнаем одну предысторию, которая тоже связана с Венецией.
👑 Речь пойдет об Иване Великом — то есть Иване III, который был государем Всея Руси и Великим Князем Московским с 1462 по 1505 год. Он занимался в числе прочего налаживанием культурных связей — в первую очередь с Италией. При нем итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти был возведен Успенский Собор. Профессор кафедры русского искусства исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Валентин Александрович Булкин давал очень поэтичный перевод этой фамилии — «цветы на ветер». При Иване III состоялось большое итальянское посольство, и к нам дошли описания службы в соборе в Сан-Марко в Венеции, и когда их читаешь, думаешь о том, что это очень похоже на оперу: сложная машинерия, ангелы, спускающиеся с небес, театрализованные сценки-представления из жизни святого семейства, пение, музыка.
➡️ То есть корни таких театрализованных представлений и вообще праздников были давние. И опера, с одной стороны, родилась из греческого корня, воспринятого людьми эпохи Возрождения, с другой стороны, она очень органически была связана со средой и именно поэтому получила столь широкую популярность.
❓ Что же интересного в «Коронации Поппеи» 👇
🎶 Во-первых, в ней мы слышим, как изменился стиль Монтеверди — стал строже, сложнее, его искусство возросло. Но самое интересное, что это первая опера на исторический сюжет: Нерон, Поппея, Сенека — это действительные персонажи истории. И, несмотря на условность самого стиля, который может показаться несколько примитивным, если мы будем сравнивать с тем же Малером, и музыка, и либретто сделаны очень точно психологически.
→ Клаудио Монтеверди. Опера «Коронация Поппеи», ария «Addio, Roma».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
🎵 Конечно, ее поют сейчас так же в техническом отношении, как и романтическую оперу, с некоторыми стилевыми моментами, которые считаются признаками барочного или позднего ренессансного пения. Но делают это по одной причине: несмотря на такой большой оркестр, все равно эта музыка исполняется в больших оперных залах, которые нужно заполнить голосом.
🇬🇧 Теперь давайте перенесемся еще на 40 лет вперед — в другую географию. Англия 1688 год. Около этого времени Генри Пёрселл пишет оперу «Дидона и Эней». Оперу до сих пор ставят и исполняют, но наиболее известна из нее ария «When I am laid». Сравнение немного жульническое: это сейчас можно спокойно сравнивать постмодернизм Испании, и, допустим, Германии, а тогда искусства были в большей степени географически изолированы друг от друга — но эта разница очень показательна.
➡️ Расширился сам диапазон голоса, требуемый для исполнения — почти две октавы (октава и секста). Мелодика изменилась, стала более выразительной. Это, конечно, можно списать на чисто английскую традицию, но на самом деле, ее простота и выразительность потом найдут отражение в барокко и более поздней музыке, просто Пёрселл сделал это первым.
🔉 Давайте послушаем и посмотрим, как эту арию исполняет великая английская меццо Джанет Бейкер. Эта запись, судя по всему, сделана в 50–60-х, когда исторически-информированное исполнительство было движением не то что маргинальным, но совсем не магистральным. Обратите внимание, что она делает, как ведет себя на сцене. Это, в принципе, шекспировский театр — по пластике, по выразительности. Именно не по голосу, а по поведению, и все это очень подходит этой арии.
→ Джанет Бейкер. «When I am laid in earth», ария «Pur ti miro».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
О разнице пения времен Флорентийской камераты и эпохи барокко
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день