angle-down facebook instagram vkontakte warning

История оперного пения

Энрико Карузо и Джованни Мартинелли

С Энрико Карузо началась революция в области оперного пения. Его голос заставил пересмотреть отношение и требования к тенорам. Поговорим о личности певца и его преемнике — Джованни Мартинелли.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Зачем вообще говорить про оперное пение?

Мы продолжаем говорить о вокальной технике и сравнивать, как пели раньше и как стали петь позже. Обсуждая разницу в школах, мы подходим к Энрико Карузо.

👤 Карузо родился в 1873 году, умер в 1921-м, и всплеск его славы пришелся на конец первого десятилетия 20 века. И до самой его смерти эта слава уже не увядала, а только росла. Это было именно то время, когда можно было очень ярко увидеть различия старого и нового. Происходило столкновение двух направлений — романтического и веристского. Конечно, это происходило не только у теноров, но пример Карузо наиболее показателен.

🎵 Да, был бас Шаляпина, был баритон Титта Руффо, сопрано Розы Понсель или сопрано Лины Бруны Разы, которая экспрессивностью своего вокала сильно выделялась на фоне современниц, не говоря уже о певицах прошлого поколения.

🔉 Чтобы видеть эту разницу, можно послушать дуэт из «Сельской чести» Лины Бруны Разы с Беньямино Джильи сразу после записи той же самой Аделины Патти. Да, это не вполне правомерное сравнение, потому что это певицы с разным типом голоса, которые исполняют разную музыку. «Сельская честь» — это веризм, а Аделина Патти записывала в основном песни. Самая поздняя по времени написания музыка, которую она записала — это «Ave Maria» Баха-Гуно, а все остальное — арии Беллини или Моцарта. Но самая большая разница даже не в этом, а в подходе к эстетике пения, к тому, как певица ведет фразу — ведь и «Сельскую честь» можно спеть старомодно, с аккуратным вниманием к правильности вокальной линии и правильности звукоизвлечения.

Лина Бруна Раза и Беньямино Джильи. «Сельская честь»
Аудиопример
Время прослушивания: 14 минут

🗣 Конечно, четче всего этот перелом был виден именно в начале 20 века на примере Карузо. В чем же дело? В том, что на рубеже веков в тенорах ценились совершенно другие качества, чем те, которыми обладал Карузо. Голос тенора должен был быть звонким, полетным, обладать способностью к колоратуре, петь с изяществом, несколько старомодно и театрально. Конечно были и такие тенора, и их мы будем с Карузо сравнивать. А матовый, бархатистый, почти баритонального тембра голос Карузо входил в некоторое противоречие с общей эстетикой того времени, но его оценили позже — он был мощнейшим инструментом для выражения сильных чувств, для воздействия не через форму, а от сердца к сердцу, и, конечно, подходил новой веристской музыке. Хотя репертуар Карузо был огромен, в первую очередь, это веристский певец, который привнес веристскую манеру исполнения и в вердиевский, и в романтический репертуар.

🎤 Еще одна составляющая успеха Карузо — это удивительная фоногеничность его голоса. Фоногеничность — это то, как звучит голос и какой образ он создает. Да, тогда запись брала только ограниченное количество его спектра, но его голос и на ней звучал хорошо. Карузо стал первым артистом, который продал больше миллиона экземпляров пластинок, что, конечно, увеличило его славу до непредставимых раньше масштабов. Более того, это сделало его ролевой моделью для всех последующих теноров, оно не могло не повлиять на эстетику.

🎶 Раньше влияние певцов ограничивалось тем кругом людей, которые их слышали и о них рассказывали. А теперь можно было находиться хоть в Австралии, хоть на другом конце света, и при наличии проигрывателя грампластинок слышать то, что сейчас находится на пике моды в Нью-Йорке, где располагался театр «Метрополитен-опера».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Для начала сравним две записи арии из оперы Верди «Трубадур» «Di quella pira».

1️⃣🔉 Первую записал знаменитый тенор конца 19 века Франческо Томаньо — первый исполнитель роли Отелло, обладатель голоса невероятной силы и звучности, который умер в расцвете сил в 1905 году и незадолго до смерти успел напеть несколько пластинок. По свидетельствам очевидцев, сохранившиеся записи представляют собой только бледную тень его голоса, и о подлинных качествах тембра мы судить не можем, только о фразировке, может быть, о фонетике. Это пение относительно современное, но уходящее корнями в 19 век.

Франческо Томаньо. «Di quella pira»
Аудиопример
Время прослушивания: 1 минута

2️⃣🔉 И сравнивать мы его будем с записью той же арии, которую сделал Карузо в 1906 году. Эта запись восстановлена, из нее убраны все шумы, и перезаписан оркестр. В оригинале записи было только фортепиано, а звук оркестра записан в 1999 году и сведен с голосом Карузо.

🎧 Здесь мы слышим, насколько современнее она звучит, насколько другая фразировка, насколько фонетика ближе к фонетике разговорной речи. Может быть, дело именно в поколении? Франческо Томаньо был на 23 года старше Энрико Карузо.

Энрико Карузо. «Di quella pira»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

🎼 Но давайте послушаем еще одного тенора, карьера которого не вышла за пределы Европы, но была достаточно успешной — это Марио Джильон, который родился в 1870 году. Что мы можем услышать на этой записи? Каков признак того, что это все-таки стиль, обращенный в 19 век?

➡️ Модификация гласных. Если вы заметите, то гласные «э» приближены по звучанию к «и» — они часто являются маркерами. Для чего это сделано? Чтобы звук не уходил из высокой позиции. Фразировка здесь более аккуратная, в ней нет той стихийности чувства — конечно, искусство Джильона было впечатляющим, но все-таки обращенным в прошлое.

Марио Джильон. «Di quella pira»
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты

🎵 Следующая запись была сделана великим веристским тенором Аурелиано Пертиле. Он обладал не очень красивым голосом, но несмотря на это смог стать выдающимся певцом. Эта запись 1930 года, и она, конечно, гораздо ближе к записи Карузо, чем к записям двух других теноров.

Аурелиано Пертиле. «Di quella pira»
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты

Давайте немного поговорим о творческом пути Карузо и об особенностях его голоса, зная которые, мы можем лучше понять разные подходы к оперному пению.

🇺🇸 Основная слава Карузо связана, конечно, с Америкой, где он провел последнюю часть своей жизни — с начала 20 века и по 1920 год он выступал в театре «Метрополитен-опера», на тот момент одном из лучших театров мира, который за недолгое время своего существования смог встать наравне с La Scala и Венской оперой. Он задавал стиль, он задавал моду.

💫 При жизни фигура Карузо обросла легендами — помимо того, что он был великим артистом, он еще был очень яркой и неординарной личностью, обладал даром карикатуриста и скульптора, имел природную склонность к искусствам.

🎓 У Карузо не было никакого образования, он и сам образованием не очень занимался, не читая ничего, кроме газет, но этого ему было вполне достаточно — вот она, сила природы.

🎭 Несмотря на это, драматические трактовки его ролей были чрезвычайно убедительны — известны истории про то, как оркестранты рыдали, и публика приходила в неистовство.

С его голосом были связаны мифы и легенды. Долгие годы после его внезапной кончины фониаторы, журналисты пытались объяснить загадку: кто-то говорил, что голос Карузо был уникален, потому что у него басовые связки — у него действительно были очень длинные толстые голосовые связки, которые больше характерны для баса. Но тип голоса определяется не длиной связок, а проводимостью нерва, который к ним идет, то есть сколько колебаний в секунду этот нерв связкам может передать. Какие-то газеты сразу после его смерти писали о том, что его связки могли колебаться с удивительной частотой в 587 герц, что приблизительно соответствует сейчас ноте ре второй октавы.

🎶 Пытались объяснить необычность его голоса и вокальной техникой. Дело в том, что его главное и основное отличие — более низкое дыхание: Карузо брал дыхание так низко, как возможно. В вокальной педагогике 19 века это считалось не вполне правильным способом — тогда было принято использовать реберно-диафрагмальное дыхание, а Карузо использовал диафрагмально-абдоминальное. Разницу можно увидеть, чтобы это стало более понятно, на двух примерах современных певцов, которые пользовались каждым из типов дыхания соответственно. На мастер-классе Монсеррат Кабалье люди лежали на полу, и им на нижнюю часть живота положили блин от штанги, который они должны были поднимать дыханием, запоминая правильные ощущения. Это как раз диафрагмально-абдоминальное дыхание.

👨 А реберно—диафрагмальное дыхание использовал Альфредо Краус — удивительный лирический тенор, который был одним из последних певцов, использовавших старую манеру. Часть его мастер-классов записана на видео, а часть доступна аудио или в текстовом формате — отвечая на вопрос про дыхание, Краус советует его брать так, чтобы расширялись нижние ребра, это и есть реберно-диафрагмальный тип дыхания.

Но, конечно, основу успеха Карузо составляли веристские оперы.

🌟 Одна из опер, «Паяцы» стала прямо ассоциироваться с Карузо, а под конец жизни он даже успел сняться в двух немых фильмах. В одном из них Карузо выступал на сцене в роли Канио, и эта кинопленка была подмонтирована к звуку «Метрополитен-оперы», которая выпустила фильм о самых больших своих солистах.

Энрико Карузо. «Vesti la Giubba Pagliacci Leoncavallo»
Видеопример
Время прослушивания: 3 минуты

🗣 В целом упражнения Карузо были достаточно необычными, их можно называть силовыми — то есть если вокальные пособия 19 века можно сравнить с аэробикой, то Карузо предлагал заниматься кроссфитом. Сам он не оставил никакого пособия, книгу написал его аккомпаниатор с сотоварищем, и вышло издание Фучито и Бейера «Искусство пения Карузо», которое приобрело большую известность.

❓ В чем же был секрет Карузо

🌀 Как такового секрета там нет — это не знание, как добыть философский камень, не формула ядерного реактора, это счастливое стечение обстоятельств: голос + искусство + место + время + конечно, то удивительное живое чувство, которое Карузо вкладывал в свое пение и которое трогает нас через век после того, как он смолк навсегда. Давайте послушаем несколько арий и неаполитанских песен в исполнении Карузо.

Энрико Карузо. «Core 'ngrato»
Аудиопример
Время прослушивания: 5 минут

Энрико Карузо и Титта Руффо. «Sì, Pel Ciel Marmoreo Giuro!» (1914)
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

🎼 Напоследок, в качестве такого музыкального трюка, можно послушать басовую арию «Vecchia zimarra». Ее Карузо однажды пришлось петь то ли на спор, то ли в помощь басу, с которым он исполнял оперу Руджеро Леонкавалло «Богема» и который вдруг из-за волнения лишился голоса, и эту арию записал на пластинку. Конечно, если не знать, что это Карузо, то вообще трудно поверить, что это тенор: по тембру больше похоже на высокий бас.

➡️ Это еще раз демонстрирует богатство безграничных голосовых средств, которыми обладал Карузо. Да, в этой арии нет сверхнизких нот, но, что очаровательно, он здесь не только затемняет тембр, но и подделывает басовый переход в головной регистр на слове «passa», которое у басов наступает на ре первой октавы, а у теноров обычно на ноте соль.

Энрико Карузо. Басовая ария в опере «Богема»
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты (момент в записи 00:56)

♥️ И в заключение послушаем арию из оперы Доницетти «Любовный напиток» «Una Furtiva Lagrima», которую Карузо сумел превратить из сентиментальной безделушки в наполненное драматизмом произведение. «Una Furtiva Lagrima» было принято петь с легкомысленным изяществом моцартовского духа. А Карузо превратил ее в исполненный драматизмом монолог. С каким талантом он играет здесь голосовыми красками: вместо того, чтобы перед каденциями на словах «Cielo, si puo morir!» перейти на головной регистр и дать звук менее насыщенный по тембру, зато более правильный, он растягивает головной регистр до ноты соль, и эта нота действительно будто бы становится широка, как небо, к которому он взывает.

Энрико Карузо. «Una Furtiva Lagrima»
Аудиопример
Время прослушивания: 5 минут (момент в записи на 3:48)

Теперь поговорим о поиске преемников Карузо, но сначала узнаем о том, как развивалась судьба театра «Метрополитен-опера», и о фигуре Джованни Мартинелли.

🎵 Уже ко второй половине 1910-х годов менеджмент театра «Метрополитен-опера» понимал, что театр не может держаться на одном Карузо. В итальянском репертуаре из теноров он стоял прежде всех. В драматическом и лирико-драматическом репертуаре лирических теноров, то есть более легких, более светлых по тембру, были другие певцы, и Карузо с ними не соперничал. Но на его репертуар нужно было поставить какую-нибудь вторую фигуру, и нашелся молодой тенор Джованни Мартинелли, который тоже был наделен драматическим тенором, но совершенно другого свойства.

🌟 Это был яркий голос с металлическим блеском, со склонностью к мелодекламации, к чеканной фразировке, которая несколько напоминала старомодную фразировку Франческо Таманьо, и достаточно яркой индивидуальностью, чтобы одновременно и не соперничать с Карузо, и при этом привлекать какую-то часть аудитории. Конечно, Мартинелли, попав в этот театр, попал и под очарование личности Карузо — он советовался с ним по поводу исполнения партий, практически прошел с ним всю партию Канио в «Паяцах».

🗣 Не желая беспокоить именитого коллегу, он сначала отправился к композитору Руджеро Леонкавалло, который был в Нью-Йорке проездом, но Леонкавалло сказал: «Джованни, мой друг! Зачем тебе я, когда у тебя под носом есть лучший Канио всех времен! Иди к Карузо!». И Карузо ему по-дружески посоветовал, как нужно эту партию петь, как именно петь несколько ля-бемолей в этой сицилиане из «Сельской чести» Масканьи, и всячески помогал советами. Давайте послушаем и сравним исполнение маэстро и его ученика — Карузо и Мартинелли.

Энрико Карузо. «O Lola» (1910)
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты

Джованни Мартинелли. «O Lola, c'hai di latti la cammisa» (1915)
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты

Давайте узнаем, как сложилась судьба Карузо и какие тенора пробовались на роль преемника.

📆 Наступает 1920 год. И с Карузо во время исполнения партии Самсона в опере «Самсон и Далила» в Бостоне приключается происшествие. Ему на спину падает одна из колонн храма филистимлян. Сначала никаких негативных последствий это, кажется, не имеет — Карузо возвращается в Нью-Йорк, выступает в партии Элеазара в опере «Иудейка» Фроманталя Галеви, и тут он слег с жаром.

🌡 Оказалось, что травма вместе с простудой привела к абсцессу. Антибиотиков тогда еще не знали, и Карузо делают операцию, приходится удалять несколько ребер. Он некоторое время проводит в коме, восстанавливается и решает поправить здоровье в родном Неаполе. Он возвращается туда, идет на поправку, но потом с открытой раной в спине решает искупаться в Неаполитанском заливе. Он приглашает доктора, который, конечно, в отличие от нью-йоркских докторов, куда меньше знает о гигиене. У Карузо возникает новая инфекция, и в итоге он умирает в своем родном городе.

⚡️ Если бы не это обстоятельство — у него на ближайшее время была назначена операция в клинике в Риме — вполне возможно, что там бы его выходили. Тем не менее, смерть Карузо становится большим шоком для всех. Он был еще молод, ему не было и 50 лет — все надеялись, что он выздоровеет. Тем же вечером директор «Метрополитен-оперы» Джулио Гатти-Казацца дает в газеты объявление о том, что никто не знает, кто будет преемником Карузо — это покажет только время, но поиски преемника начинаются прямо сейчас.

👥 Несколько теноров пытались претендовать на это звание, попытки ни одного из них не увенчались успехом — у всех чего-то да не доставало. Марио Чамли, которому пророчили славу второго Карузо, не оправдывает надежд. Во-первых, Марио Чамли был американцем, что для итальянских поклонников Карузо определенно не было плюсом. Во-вторых, в отношении манеры он принадлежал к более старому стилю. Конечно, голосовой фактурой он был похож на Карузо. Может быть, в нем не было такой чувственности, такого эмоционального тепла, но все-таки голос был схож.

🔉 Давайте послушаем запись этой арии и сравним ее с записью Карузо — насколько он аккуратнее, насколько больше привержен конвенциональной трактовке. Годы прошли, а это все еще сентиментальная песенка.

Марио Чамли. «Una furtiva lagrima»
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

👤 Другой тенор, который пытался стать преемником Карузо, это Джулио Крими, учитель знаменитого итальянского баритона Тито Гобби. Он обладал голосом более легким, чем у Карузо, и пытался его искусственно затемнить. Как мы это слышим?

➡️ Ответ очень простой — модификация гласных. Когда он поет звук «и», то мы слышим что-то между «ы» и «у» (или скорее английской «u»). Это говорит нам о том, что гортань певца опущена ниже естественного певческого положения, и голос хоть и получает более глубокий тембр, но перенапрягается. И это достаточно быстро привело к вокальным проблемам, и Джулио Крими не продлили контракт, он ушел из «Метрополитен-оперы» и закончил карьеру певца, зато стал замечательным учителем.

Джулио Крими. «Celeste Aïda»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

Теперь узнаем, как Мартинелли стал преемником Карузо и каким голосом он обладал.

🎵 Джованни Мартинелли, попав под очарование фигуры Карузо, начал искусственно затемнять свой от природы яркий и звонкий голос. Эта природа была очень крепкая, поэтому она выдержала такое издевательство — в принципе у Мартинелли не было необходимости подражать Карузо, он и сам по себе был интересен как вокалист, но гравитация Карузо сделала свое дело.

🔉 Для отслеживания того, как изменялась его вокальная манера, будет интересно послушать две записи одной и той же арии, сделанные с промежутком в 10 с небольшим лет. Первая запись относится к началу 1910-х годов, когда Мартинелли только-только начинал свою карьеру и еще не был в труппе театра «Метрополитен». Вторая — к 1920-м. О своеобразии манеры говорить пока рано, потому что своеобразие здесь есть исключительно в отношении тембра.

Джовании Мартинелли. «Che Gelida Manina» (1912)
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

Джовании Мартинелли. «Che Gelida Manina» (1926)
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

🎶 Давайте послушаем арию «M'appari» из оперы Фридриха фон Флотова «Марта». Здесь мы слышим практически полное сходство интерпретации Мартинелли с интерпретацией Карузо. О какой художественной или артистической индивидуальности можно говорить, когда основные средства выразительности просто скопированы со старой карузовской пластинки?

Джованни Мартинелли. «M'Apparì»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

Энрико Карузо. «M'appari tutt'amor»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

👏 Однако Мартинелли имеет успех у публики и у критиков. Критики, как правило, отмечают убедительность актерской игры и хорошей индивидуальной трактовки роли именно с драматической стороны. В отношении вокала все может быть не слишком индивидуально, но впечатляюще. Это большой и красивый голос, очень ровный по регистрам, который, правда, к концу 1920-х начинает несколько терять в подвижности.

👨 Потеря подвижности голоса и вынужденное замедление темпов — это то, что стало следствием попытки Мартинелли подражать карузовской манере. Здесь его опять выручило богатство природы — колоссальное дыхание, которое позволяло справляться с фразами и с нотами, которые стали соответственно занимать больше времени.

🎩 В середине 30-х Мартинелли — это заслуженный артист труппы «Метрополитен». Он выступает в Италии, в Лондоне, но не имеет там того успеха и той любви публики, которые окружают его в старом добром Мет.

🎭 В конце 30-х годов, в возрасте 52 лет Мартинелли исполняет роль Отелло. И это становится его самой большой творческой удачей. Опера «Отелло» не шла в «Метрополитен» больше 20 лет, она чрезвычайно трудная, и Мартинелли решается участвовать в ее возобновлении. Его голос звучен, но неповоротлив, и это в приложении к музыке «Отелло» производит удивительный эффект медленного разворачивания глобального чувства, постоянного нагнетания этого напряжения. Давайте послушаем некоторые арии из «Отелло».

Джованни Мартинелли. «Dio! Mi potevi scagliar tutti i mali» из оперы «Отелло»
Аудиопример
Время прослушивания: 5 минут

Джованни Мартинелли. «Si, pel ciel» из оперы «Отелло»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

Джованни Мартинелли. «Niun mi tema» из оперы «Отелло»
Аудиопример
Время прослушивания: 6 минут

🎤 У Мартинелли был весьма интересный и непростой путь к обретению собственной индивидуальности, которая сложилась отчасти вынужденно. Слушая его старые записи, мы вполне можем представить, что если бы он пошел по другому пути, то слава его была больше — пусть не наравне с Карузо, но имя Мартинелли было куда более известным, чем сейчас.

🎵 Давайте напоследок послушаем арию, которую он записал в 20-е годы. Это ария «Amor Ti Vieta» из оперы Умберто Джордано «Федора». Еще раз полюбуемся его удивительным сверкающим голосом и той стихийностью чувства, которое мы можем услышать в этой записи.

Джованни Мартинелли. «Amor Ti Vieta»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;