История оперного пения
Беньямино Джильи
Беньямино Джильи был вторым и, может быть, наиболее явным претендентом на то, чтобы заместить Карузо в лирической части его репертуара. Давайте узнаем о творческом пути Джильи и его технике.
👥 У Джильи и Карузо были не только похожие голоса, но и фактура — оба были невысокие и полные, хотя Карузо был повыше. Оба родились в бедных семьях, однако жизнь Карузо сложилась более счастливо. В юные годы, когда Джильи перебрался из маленького городка Реканати, где родился, в Рим в поисках учителя пения, ему приходилось голодать.
⭐️ Старт карьеры Джильи был блестящим — всем полюбились его удивительная музыкальность, чувство мелодической линии. В этом отношении Джильи, пожалуй, не было равных. В «Метрополитен-опера» он попал практически случайно — тогда он был уже достаточно известен и гастролировал в Южной Америке. Ему предложили небольшой контракт, который потом продлевали в течение нескольких лет, до времен Великой депрессии, когда состав труппы театра «Метрополитен-опера» сильно изменился.
🎭 На сцене «Мет» он дебютировал в роли Фауста в опере Арриго Бойто «Мефистофель». По свидетельствам критики, уже после нескольких тактов, которые задумчиво поет еще старый Фауст, прежде чем на сцену ворвется толпа ликующих горожан, публика сразу убедилась в том, что перед ними певец абсолютно выдающийся.
→ Беньямино Джильи. «Dai campi, dai prati»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🔉 Здесь Джильи звучит очень хорошо, очень уместно. Чувство сообразно слову, он понимает стиль музыки. Его карьера в «Мет» развивается удачно, но в какой-то момент ему начинает досаждать постоянное сравнение с Карузо. Он говорил: «Я не хочу быть вторым Карузо, я хочу быть первым Джильи!». И в отношении голоса он пытается максимально отстроиться от того, как звучал Карузо. При некоторой схожести тембров это непросто, но у Джильи получается. И хотя он стремится найти собственную индивидуальность, природного чувства меры, чувства вкуса Карузо у Джильи не было. И пользуясь той свободой, которую подразумевала веристская манера, он пускается во все тяжкие.
👍 С точки зрения техники поет он, конечно, изумительно. Наверное, из теноров первой половины 20-го века это самый хитроумный певец, который владеет всеми красками, всеми оттенками своего голоса, естественным тембром, фальцетом. Если внимательно слушать его запись, то можно заметить, как он приспосабливает голос под музыку, под нужды репертуара.
→ Беньямино Джильи. «M'apparì»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🔉 В записи этой арии можно насладиться тем, как сначала Джильи поет почти что фальцетом (не совсем фальцетом, но облегченным голосом, близким к нему), и когда меняется эмоция героя, меняется и манера подачи звука. Он становится более мужественным, более насыщенным грудными обертонами. В целом это прекрасный образец веристского искусства — в нем нет той страсти, которая была у Мартинелли или у Карузо. Пение Джильи не то что бесполо, а как-то асексуально, но у него есть другие достоинства: выразительность, эмоциональность, уникальное чувство мелодики и задушевность, которую не могут оттуда изъять никакие технические ухищрения.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
А теперь давайте поговорим чуть подробнее о манере Джильи и чувстве вкуса.
🎵 Пение Джильи эпохи «Мет» — это просто конвенциональное, очень хорошее, очень милое, очень искусное пение. Говорить об индивидуальной манере здесь, конечно, можно — Джильи всегда идет от обратного, оставаясь в русле веристской традиции, и стремится быть не похожим на Карузо. Но гораздо более интересная перемена происходит с ним, когда он уходит из «Мета» и начинает большую европейскую карьеру.
✨ Часто бывает, что и слава, и возраст способствуют развитию пороков натуры, каких-то дурных качеств характера. Пример — вопиюще безвкусный дом, который Джильи себе отстроил в Реканати в Италии. Этот дом был во много раз богаче, чем самые богатые дома города, и обставлен, как настоящий дворец, но без тонкого и высокого вкуса. Джильи мечтал жить, как богач, и он действительно был очень богат, но впечатление это производит удручающее.
👏 Его искусство в 30-е годы ставило перед собой одну задачу: нравиться публике. Эту задачу можно реализовать по-разному, но Джильи использовал совершенно стереотипные вещи. Если мы послушаем запись песен Герцога из «Риголетто» 1938 года, которая была сделана на радио, то услышим техническое вокальное совершенство, но чуть-чуть передержанные ферматы на верхних нотах, некоторое жеманство, свойственное его натуре. И в целом от записи есть какое-то ощущение наигранности с этими прекрасно отрепетированными смешками, с искусной, но искусственной фразировкой.
→ Беньянмино Джильи. «Questa o quella»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
💎 Пример безупречного вкуса в исполнении этой арии — это исполнение Тито Скипы. Здесь совершенство вокальной линии практически недостижимо.
→ Тито Скипа. «M'apparì»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🗣 Еще более показателен пример арии из оперы «Манон Леско» Пуччини. Сверхэмоциональность, вставная верхняя си в конце, причитания в конце арии, которых нет и не было в партитуре, наплевательство на намерение композитора в духе 19 века и, вместе с тем, все то же техническое совершенство при полном искажении и извращении того, что было заложено в партитуру. В первую очередь — с эмоциональной точки зрения.
→ Беньямино Джильи. «No, pazzo son» из оперы «Манон Леско»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎼 Вместо того, чтобы дать капитану совершенно нормально отыграть свою роль, спеть несколько фраз, он прерывает их причитаниями — зачем? Он обращает внимания на себя, и с его точки зрения это красиво, это очень трогательно. Однако выглядит это все совершенно неуместно.
👇 Давайте сравним его манеру с уже известным нам Карузо.
🎭 Эмоциональность Карузо была органична. Да, Карузо был экспрессивнее, чем большинство его современников, но это было для него естественно, и делал он это соразмерно роли и самому себе. Конечно, он был, как правило, главной звездой в спектаклях, в которых пел, но к партнеру по сцене всегда относился очень уважительно, с любовью, с пониманием и всегда был готов оказать помощь тем, кто только начинал свой путь, к примеру, Мартинелли.
⭐️ Конечно, Джильи был великим певцом, очень одаренным. Но в какой-то момент желание нравиться, быть всеми любимым, обращать на себя внимание возобладали над художественным чувством, которое является необходимым качеством для подлинно великого артиста. И, несмотря на большую славу, успех и действительно большое вокальное искусство, в этом состоит его трагедия. Вспоминая Станиславского, можно сказать, что Джильи любил себя в искусстве, а не искусство в себе.
🔉 Для сравнения давайте послушаем запись арии из оперы «Манон Леско», которую сделал Джакомо Лаури-Вольпи.
→ Джакомо Лаури-Вольпи. Ария «Pazzo son, guardate!» из оперы «Манон Леско»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день