angle-down facebook instagram vkontakte warning

История оперного пения

Истоки: Римская империя, средневековье и церковные песнопения

Пение как способ выражать различные чувства появилось еще до речи. Поговорим об истоках оперного пения и посмотрим, как оно стало профессиональным.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🗣 Пение само по себе известно человеку как режим голосообразования, как говорят исследователи древности, со времен неолита. Есть очень красивое определение, что пение — это между смехом и плачем. Не то, что бы этим определением все сказано, но функция, конечно, осталась похожей — передавать чувства и пробуждать их в других людях.

🎨 Когда речь идет об искусстве, мы всегда подключаем регистр профессионального. То есть нет искусства без профессионализма, а профессионализма — без критериев и системы оценок. Искусство же можно использовать как в прямом, так и в переносном смысле — искусство живописи, скульптура, архитектура, музыка и так далее. Ну а есть, допустим, искусство кулинарии или какое-то другое ремесло.

💪 Если у нас есть искусство, то есть профессионализм, а если есть профессионализм — есть критерии, и критерии, как правило, строгие, а значит, должно быть что-то, где происходит огранка природных способностей. Происходит научение чему-то.

🏫 Насколько известно, первое заведение, где профессионально учили петь, было открыто под конец Римской империи, в Риме, при Папе Гиларии. Он занимал святой престол в 460-е годы — то есть совсем перед падением Рима. Занимался централизацией власти, строительством. Помимо всего прочего Папа Гиларий открыл еще и школу, где должны были подготавливать певчих — естественно, для церковных нужд.

🕰 И долгое время эта традиция была разделена именно так. Было профессиональное пение, которое, вероятно, очень сильно отличалось от оперного, исходя из музыкальных задач. Профессиональное существовало в лоне церкви, а все, условно говоря, народное — пение бардов, менестрелей, вагантов, трубадуров — существовало вне. Как правило, это были несложные мелодии, не выходящие за пределы грудного регистра человеческого голоса. Они не требовали никаких приспособлений, ухищрений. Надо было петь чисто, звонко, благозвучно.

✝️ Если говорить о церковной музыке, то с усложнением самой музыкальной ткани произведений исполнителям приходилось осваивать все новые и новые навыки — к примеру, средневековые мотеты или гокеты требовали не просто чистоты тона, но и большого умения координации с теми, кто поет рядом.

🔉 С восстановлением всей этой музыки мы имеем большие и, кажется, неразрешимые проблемы. Мы не можем сказать с определенностью, как они звучали — у нас есть инструменты или их реплики, но большинство мелодий просто кануло в лету. И все реконструкции, может быть, создают похожую звуковую атмосферу, потому что состав инструментов известен — у нас есть средневековые миниатюры, описания празднеств.

Как звучали эти песни в отношении голоса? Мы можем предположить, что это было близко к естественному пению в речевой позиции без больших ухищрений. Но надо понимать, что все это остается в большой степени фантазией. Давайте послушаем одну из таких удачных попыток реконструкции.

Nuits Occitanes. Песни трубадуров ансамбля Céladon.
Видеопример
Время прослушивания: 5 минут

🎼 Замечательный пример средневековой музыки — песни Хильдегарды Бингенской, монахини, аббатисы бенедиктинского монастыря, которая жила в 12 веке. От нее осталось достаточно много нотированой музыки — опять же, восстановление ее всегда приблизительное, это скорее обработка: такая нотация помогает понять отношения между звуками, но в нашем равномерном темперированном строе сейчас может быть разница в интервал, или минимальный интервал может быть в половину тона.

🎶 Если мы обращаемся к каким-то экзотическим строям — например, к арабской музыке или к индийской музыке, там будет другое деление. Если мы говорим о современной академической музыке, там вообще нотация часто весьма приблизительна. Сколько отделяло один знак от другого — мы точно не знаем и можем предполагать, исходя из возможностей человеческого голосового аппарата и здравого смысла, то есть прикидывать какую-то очевидную разницу между двумя звуками. Тем более, нам неизвестен темп — скорее всего, он был не слишком быстрым.

🗣 И способ, которым эти песни поются сейчас и доступны в записи, кончено же, исходит из нынешних представлений о благозвучии и навыков вокалистов, которые прошли кто академическую, кто аутентичную исполнительскую школу. Мы не можем точно научно восстановить это звучание, только проникнуть в него интуитивно, поскольку пение — это вещь, которая с нами очень долго, и какая-то связь с древними эпохами у него есть, пусть и не явная и не осознанная. Давайте послушаем некоторые песни Хильдегарды Бингенской.

Песни Хильдегарды Бингенской, 12 век.
Видеопример
Время прослушивания: 22 минуты

➡️ Здесь артисты стараются петь в стиле современного исторически-информированного исполнительства, предполагая, что тогда было меньше вибрато. Мы знаем архитектуру храмов и их акустику, и вибрато в этой акустике звучит гораздо хуже, чем ровный чистый звук. Реверберация слишком сильная, обертоны накладываются друг на друга, это смазывает картину — но все равно надо понимать, что все эти артисты имеют академическую выучку.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎼 Примерно в то же время во Франции оформилась мощнейшая певческая и композиторская школа, которая названа школой Нотр-Дам, потому что находилась в соборе Нотр-Дам-де-Пари. Мы знаем двух композиторов той эпохи — это Леонин и Перотин. Тогда у человека впервые со времен античности появляется осознание себя как творца.

💫 Рождается феномен авторства, и сама музыка, конечно, в большей степени напоминает продукт конкретной школы, чем песни Хильдегарды, которые по-своему замечательны и передают чудесные состояния, но все-таки проще. Школа Нотр-Дам создавала произведения для хоруса со сложным многоголосьем, которое нужно учиться вести, учиться петь. От вокалистов это требовало более широкого диапазона, который, скорее всего, как и на этой записи, расширялся за счет фальцета — тоже достаточно естественного голоса, не требующего никаких особенных ухищрений. Давайте послушаем.

Перотин. «Le Grand Dame».
Аудиопример
Время прослушивания: 11 минут

Леонин. Viderunt Omnes
Аудиопример
Время прослушивания: 9 минут

⛪️ Нужно сказать, что пение в церкви с чисто акустической точки зрения не требует больших ухищрений, наращивания силы звука — там очень хорошая акустика. Известен один фокус, который проделывал сотрудник в Пизанском баптистерии: это здание — правильный многоугольник, и сотрудник выходил в его центр и последовательно пел без всяких особенных ухищрений три чистые ноты: ре-си-соль. И реверберация была настолько долгой, что из этих нот складывалось соль-мажорное трезвучие, и звук затухал, наверное, около минуты.

🎶 Конечно, слушая всю эту музыку и хитросплетения органумов школы Нотр-Дам, слушая мотеты и гокеты, нужно понимать, что они имели тот волшебный эффект продолжения некоторых звуков и их сложного взаимодействия в пространстве собора. Если мы говорим о готической архитектуре, то там акустика немного другая.

✝️☦️ Кстати говоря, разницу между православной и католической традициями в пении можно вполне объяснить разницей в архитектуре: высоченные готические соборы даже на уровне метафор благоприятствуют высоким голосам — они в них звучат особенно хорошо и чисто. Этим, в том числе, объясняется появление кастратов, которые призваны были заменить женщин, которым не разрешалось петь в церкви — потому что аудиальный результат от этих высоких голосов, детских голосов или голосов кастратов, был замечательный. А в православной традиции, наоборот, ценятся низкие голоса — басы протодьяконов. Чем ниже, тем лучше: архитектура у храмов другая, соответственно, другая акустика.

Пример пения в русской православной традиции.
Видеопример
Время прослушивания: 4 минуты

О музыке и архитектуре: разница в архитектуре оперных театров, готических и православных соборов

О музыке и архитектуре: октависты

1, 2 — Мариинский театр
3 — Спасо-Преображенский собор в Петербурге

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;