angle-down facebook instagram vkontakte warning

История оперного пения

Джакомо Лаури-Вольпи

Джакомо Лаури-Вольпи — один из самых талантливых оперных певцов 20 века. В лирических ролях ему не было равных. Давайте узнаем, как складывалась его судьба.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👨 Джакомо Лаури-Вольпи родился в 1892 году, в Ланувио, под Римом, в семье довольно обеспеченной, но не богатой. Осиротел в 11 лет, был отдан на воспитание родственникам, с детства испытывал разные мистические состояния, имел видения религиозного свойства и достаточно долго думал связать свою жизнь с церковью. Тем не менее, получил юридическое образование в университете Сапиенца в Риме, написал несколько серьезных научных работ, занимался переводами с латыни и был человеком выдающихся способностей.

🎵 Совершенно случайно Лаури-Вольпи попал на просушивание в консерваторию. Связывать свою жизнь с музыкой он не собирался — у него впереди была блестящая карьера юриста. Однако в 21 год Джакомо Лаури-Вольпи был принят в Академию «Санта-Чечилия» в класс Антонио Котоньи.

💣 На следующий год началась Первая мировая война, и Лаури-Вольпи пошел на фронт, хотя вполне мог избежать этого, как делали другие. Лаури-Вольпи участвовал в боях и получил несколько наград.

🎼 Вернувшись из армии, он не застал своего учителя в живых — Антонио Котоньи, один из величайших баритонов 19 века, умер за 2 месяца до его возвращения. Лаури-Вольпи продолжил занятия у Энрико Розати и вскоре после этого дебютировал.

💫 Карьера Лаури-Вольпи развивалась стремительно. В начале 1920-х он был приглашен в «Метрополитен-опера», и в тот период публику поражали объем его голоса и удивительно свободные верхние ноты. Давайте послушаем одну из ранних записей Джакомо Лаури-Вольпи.

Джакомо Лаури-Вольпи. «Una furtiva lagrima»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

🔉 Здесь Лаури-Вольпи 30 лет, и голос его звучит довольно старомодно. Он очень собран, переходные ноты опущены вниз: если тенора обычно переходят в головной регистр на соль второй октавы, то здесь мы можем услышать, как он переходит на ноте ре или на ми-бемоле. Такой переход является более щадящим для голоса, поскольку переход в другой регистр — это естественный природный механизм защиты голосовых связок от перенагрузки.

➡️ Чтобы издать ноту ля первой октавы, голосовые связки должны колебаться с частотой 440 Гц, и такая частота вполне может их травмировать. Поэтому природой задумано так, что при достижении определенной частоты колебаний по краям связки смыкаются, и колеблется только их середина — меняется тембр голоса, и происходит то, что мы называем переходом в головной регистр.

📌 Более ранний переход может быть как следствием затемнения голоса — то есть приближения его к голосу другого типа (драматического тенора, баритона), так и следствием того, что певец относится к голосу сверхаккуратно.

🎧 Эта запись — как окно в 19 век, только без его излишеств. Фразировка очень благородна, нет никаких эффектов, которые должны воздействовать на эмоции. И Лаури-Вольпи действует с точностью античного скульптора, создавая прекрасное произведение искусства и, возможно, делая эту музыку даже лучше и благороднее, чем она есть.

Джакомо Лаури-Вольпи (1892–1979)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте обсудим, чем выделялся голос Лаури-Вольпи и какой репертуар он исполнял.

🗣 Его голос подходил для исполнения как лирико-драматических, так и лирических ролей, в которых ему не было равных. В 1920-е годы он еще искал себя, и, конечно, американская слава его была велика — он был первым Калафом в американской премьере «Турандот» Джакомо Пуччини, ему поручались все героические теноровые партии в ранних романтических операх.

🎭 Когда речь заходила о веристских операх — а он пел и «Паяцев» Руджеро Леонкавалло, и «Марту» Фридрих фон Флотова, и вердиевский репертуар — то критики того времени отмечали все те же достоинства голоса, что и при его дебюте: большую силу и звучные верха. Но никаких упоминаний об особенной манере или особенно сильном впечатлении там нет.

🔉 Давайте послушаем запись арии «E lucevan le stelle» из оперы «То́ска» Пуччини, которую Лаури-Вольпи сделал в 1928 году. Здесь мы можем услышать ту же безупречность вокала, очень аккуратные акценты, которые никогда не выходят за пределы школы, фразировку, которая ближе к фразировке Алессандро Бончи, чем к фразировке Карузо.

⚡️ Веристов (а «Тоска» — это веристская опера) в то время пели совсем иначе — там нужна была мощь грудного регистра, страсти на разрыв аорты. А здесь есть умеренная дозировка вокальных эффектов, правильность вокальной линии. Понятно, почему это не вызывало восторгов публики — это было хорошо, но не модно.

Джакомо Лаури-Вольпи. «E lucevan le stelle»
Аудиопример
Время прослушивания: 2 минуты

🌟 Самый большой успех Лаури-Вольпи в «Метрополитен-опера» — это исполнение партии Поллиона в опере «Норма» Винченцо Беллини. На тот момент он имел ту выразительность, которая идеально подходила для беллиниевской музыки, и здесь благородство героя и благородство музыки сплелись в одно и дали удивительный по своему воздействию художественный эффект, что было отмечено критикой.

Джакомо Лаури-Вольпи. Ария «Meco all' altar di Venere» из оперы «Норма»
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

💰 Когда начинается Великая депрессия, зарплату солистам театра урезают вдвое. Лаури-Вольпи отказывается петь за такие деньги и покидает Америку, чтобы больше туда никогда не вернуться. Он поет по всей Европе, поет сложнейшую оперу «Пуритане» Винченцо Беллини. Давайте послушаем виртуозную арию Арнольда из оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини, сделанную в La Scala.

Джакомо Лаури-Вольпи. «O muto asil»
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

🔉 Это исполнение кажется примером чистого совершенства. Но вдруг, в начале 1930-х, Лаури-Вольпи теряет голос. Это происходит как раз после исполнения «Пуритан», и в этот момент он понимает, что та крепость природы, которая позволяла ему петь сложнейшие арии, блистать высокими нотами (а его диапазон доходил до фа второй октавы, доступной редкому тенору), его покинула, и ему приходится заниматься техникой и как-то ее перестраивать.

🗃 Как человек, не чуждый мистике, он дает некий обет, о котором ничего не известно, кроме самого факта. Об этом рассказывает Франко Корелли, который несколько лет занимался с Лаури-Вольпи в период каникул в театре. Содержание этого обета неизвестно, но голос к нему возвращается. И как раз к 1930-м годам и к началу 1940-х относится высшая слава Лаури-Вольпи и расцвет его формы. К счастью, от этой эпохи осталось достаточно много записей.

Давайте посмотрим фрагмент из фильма «La canzone del sole» — «Песня Солнца», в котором Лаури-Вольпи сыграл самого себя.

👏 Здесь удивителен даже не голос, не то, с какой легкостью он берет верхнее ре, а его сценическое существование. Он не играет в киношном смысле, он вовсю пользуется выразительностью, которая и для того времени кажется старомодной, но структурирует излучаемую энергию так, что она сильнее воздействует. Это абсолютно противоречит веристским установкам на сценическую правдивость, на любовные страсти, но, тем не менее, это работает. Дело здесь в том, что Лаури-Вольпи открыл некоторые универсальные законы сценической выразительности — да, они применимы не во всем репертуаре, но близки к чему-то архетипическому.

Джакомо Лаури-Вольпи. «Gli Ugonotti»
Видеопример
Время прослушивания: 6 минут

🗣 В 1942 году Лаури-Вольпи решается на то, чтобы спеть партию Отелло. Это редкий пример, когда тенор, который одновременно изумительно поет Беллини, Россини и Доницетти, дебютирует в «Отелло» с равным успехом. Лаури-Вольпи на год отказался от всех выступлений, занимался только этой партией и построил ее на одном из главных качеств своего голоса — на звонкости, которая как лазерный луч пробивала массу оркестра.

Джакомо Лаури-Вольпи. «Niun mi tema» из оперы «Отелло»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Джакомо Лаури-Вольпи. «Dio Mi Potevi Scagliar...» из оперы «Отелло»
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

Давайте послушаем дуэт из оперы «Сила Судьбы» Джузеппе Верди, который Лаури-Вольпи записал с баритоном Джино Беки.

👤 Джино Беки был младше Лаури-Вольпи на 21 год, он родился в 1913 году, и их столкновение выглядит как конфликт поколений.

🎼 Обратим внимание на то, как по-разному каждый из артистов интерпретирует партию. Джино Беки — это ярость, которая выражается стихийной мощью голоса, не имеющего, кажется, предела звучности. Акценты подчеркиваются, но все-таки от них есть впечатление sfumato — то есть светотени. Одно связно с другим — по большому счету, это единый поток звука, обладающий мощной выразительностью примерно карузовского толка, только менее благозвучной из-за специфики манеры: Джино Беки направлял голос на самые пазухи.

➡️ И обратим внимание, как делает акцент на словах Лаури-Вольпи — с какой театральной выразительностью он сообщает чувства своего героя.

Джакомо Лаури-Вольпи и Джино Беки. «La forza del destino»
Аудиопример
Время прослушивания: 9 минут

🎶 Карьера Лаури-Вольпи была удивительно долгой. Он прекратил регулярно выступать уже в возрасте за 60 и стал примером вокального долголетия, блистательно исполнив арию Калафа «Nessun Dorma» из оперы «Турандот» в 80-летнем возрасте. Он не имел подражателей, у него не было фан-клуба, как у Карузо. Конечно, можно отчасти назвать Франко Корелли его учеником, но, как и любой мудрый учитель, Лаури-Вольпи не стал навязывать ему свою манеру, а просто научил обращаться с голосом, исходя из того, что подходило именно Корелли. Поэтому Франко Корелли смог обрести собственную индивидуальность.

🎙 Когда все оперное искусство в 1920-е, 1930-е, 1940-е годы развивалось по веристскому пути, Лаури-Вольпи шел своей дорогой. Он смог создать свой уникальный вокальный стиль, который своим благородством, своей строгостью похож на стиль 19 века, но гораздо более умерен.

🎄 История Лаури-Вольпи, которая разворачивалась больше полувека назад, учит нас тому, что всегда лучше следовать своим путем, верить в свою звезду.

Джакомо Лаури-Вольпи. «Nessun Dorma» (1972)
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;