История оперного пения
Опера современности
Современный оперный мир стремится к некоторому единообразию, но в нем все еще встречаются яркие индивидуальности, за которыми интересно следить. Давайте посмотрим, как менялась опера, и выделим ярких современных исполнителей.
Для того, чтобы говорить об опере современности, нам надо немного вернуться назад. Давайте посмотрим, кто был главным в опере во все времена.
👤 В эпоху барокко главными были, конечно, кастраты. На втором месте стояли сопрано. Оперная певица была одной из немногих доступных для женщин доходных профессий, причем таких, где доход мог не просто сравниться с мужским, а в случае успешной карьеры даже довольно сильно превзойти. Композитор за оперу получал гораздо меньше, чем певица за один спектакль.
🎻 Потом ситуация несколько меняется — главным становится композитор. Это началось в эпоху классицизма, а продолжилось и расцвело в эпоху романтизма. Да, есть дивы и великие артисты как социальные фигуры, но к концу 19 века на первый план выходят композитор и музыка, а певцы становятся ретрансляторами намерений композитора.
📝 В эпоху классицизма было очень важным сотрудничество композитора и либреттиста — вспомним, например, трилогию опер Моцарта на либретто Лоренцо да Понте. Вся музыка заточена под либретто, однако ему уделяется гораздо меньше внимания.
🎼 В начале 20 века на арену выходит дирижер. Дирижер как великий интерпретатор великой музыки. Почему так произошло? 19 век — не только век романтизма, но и век устаревания репертуара. Если в первом десятилетии 19 века в концертах новых произведений исполнялось в среднем 90%, а старых — 10%, то в последнем десятилетии эта пропорция изменилась с точностью до наоборот. Этому много причин.
➡️ Музыка стала сложнее, появилась традиция переслушивания музыки, возникли карманные партитуры, которые стало модно брать с собой на концерты. Опера с момента своего появления стала всенародно любимым зрелищем, и так случилось, что к 20-м годам 20 века широко исполняемый репертуар не то чтобы стал старым, но замкнулся. Были сформированы корпус опер, корпус симфоний, корпус фортепианных произведений, которые в общих чертах существуют до сих пор.
🎶 Современная музыка пошла по смелому пути экспериментов, которые широкой публике редко бывают понятны, редко могут окупить аренду большого театрального зала. Есть, конечно, исключения: например, опера Филипа Гласса «Эхнатон» была одним из кассовых событий сезона 2019 года в театре «Метрополитен-опера», но в целом картина остается прежней, наиболее широко исполняемый репертуар — это репертуар старый.
🎵 Репертуар состоит из 20–30 произведений. Например, весь 20 век воскрешали Моцарта, и теперь он везде есть во всем своем великолепии. То же самое произошло с барочной музыкой, до которой очень долго никому не было дела. Но когда исполняешь старую вещь, то главное значение приобретает интерпретация.
👤 А кто главный интерпретатор симфонической музыки? Дирижер. Он умеет обращаться с оркестром, выравнивать звуковой баланс, обладает особой магией воздействия и на оркестрантов, и на слушателей. Такими были Виллем Менгельберг (1871–1951), Вильгельм Фуртвенглер (1896–1954), яростный и неудержимый Артуро Тосканини (1867–1957).
🗣 Певцы вынуждены подчиняться дирижеру. Они с ним часто конфликтуют, например, дирижер может не позволить певцу держать высокую ноту, потому что это рушит музыкальную форму, а певцу хочется показать свой голос, и возникает конфликт. Дирижер может не позволить сделать бис к неудовольствию публики и гневу певца. Он главный, и он всем распоряжается, но так будет не всегда.
Дирижер был главным приблизительно до 1970-х годов. В это время в Германии начинается настоящий бум режиссерской оперы. Давайте узнаем, в чем особенности этого явления.
🎼 Наследие прошлого теперь пытаются переосмыслять с учетом актуальных социальных и политических проблем. Почему так произошло? Дело в распространении левой идеологии, которое к нынешнему моменту приобрело практически угрожающие масштабы. Изначально она весьма мудро и уместно использовалась для денацификации Германии, и в целом достигла своего, но этот процесс вышел из-под контроля, и так получилось, что левая философия и левая идеология захватили к нашему моменту весь культурный и интеллектуальный мир. Россия как провинция осталась несколько в стороне от наиболее актуальных течений: у нас был опыт социализма, который не благоприятствовал популярности левых течений. Как писал Бродский, «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».
🎭 И современная режиссура чаще всего представляет собой это левое отношение к культуре, к театру и к опере. Левое — не значит плохое. Есть среди всего этого богатства и разнообразия совершенно выдающиеся спектакли, которые смотреть одно удовольствие. Да, они могут претить нарочитой актуальностью, как недавнее «Кольцо нибелунга» на Фестивале в Байройте, но есть много действительно замечательной режиссуры.
🎩 На оперу оказал влияние постдраматический театр, ритуальный театр. Мы можем вспомнить постановки Роберта Уилсона, где режиссура привносит в старые классические произведения новые смыслы. Не то, чтобы они в них нуждались, но, возможно, в них нуждаются зрители. И это, конечно, отвлекло внимание от голосов, от музыки.
🔉 Если сравнить среднестатистические записи 1950-х и 2000-х годов, то мы увидим, что запись 50-х в отношении качества музыки и качества пения все-таки лучше. Да, режиссер вышел на первый план, но повлияло не только это. После режиссеров на первый план вышли менеджеры, которые часто ставят коммерческие интересы вышел интересов искусства, появилось огромное количество профсоюзов, которые строжайшим образом следят, чтобы музыканты не перерепетировали ни одной минуты, не задержались ни секунды дольше лишний раз на сцене. Оттачивание до совершенства и долгие репетиции сейчас стали маловозможны — не только из-за профсоюзов, но и из-за бешеных ритмов современного мира.
➡️ Когда Денис Мацуев играл Второй концерт Прокофьева с Марисом Янсонсом в Санкт-Петербургской филармонии, у него было приблизительно такое расписание: в 13 часов дня он прилетал в Санкт-Петербург, в 15 начиналась репетиция и шла приблизительно до 18 часов, после этого филармонии нужно было подготовиться к концерту, а Денис Мацуев летел в Дрезден на репетицию концерта, который должен был быть следующим днем, после этого возвращался в Петербург и играл концерт, а затем снова улетал в Германию, чтобы выступить с оркестром там. Такое сумасшедшее расписание не что-то исключительное, это, скорее, норма. Совокупность этих факторов не могла не повлиять на то, как в целом поют певцы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться❓ Что требуется от современных оперных певцов?
🎭 Во-первых, от известного оперного певца сейчас требуется быть хорошим актером, владеть своим телом, уметь петь вниз головой, лежа на спине, на бегу, прыгая, катаясь на роликовых коньках — то есть быть пластичным инструментом для воплощения режиссерской идеи. Просто стоять и петь, пусть даже великолепно, никто не даст.
💥 Был инцидент с великолепной сопрано Деборой Войт, которой не дали роль из-за лишнего веса. Из-за фигуры она не могла воплотить режиссерскую задумку, которая требовала больших пластических усилий.
🇮🇹 Во-вторых, благодаря развитию информационной среды, практически исчезла уникальность национальных вокальных школ. Раньше знания передавались от учителя к ученику, искались в книгах. Множество советских артистов рассказывали, как они стояли за кулисами на гастролях «Ла Скала» и просто наблюдали за каждой мельчайшей деталью пения и поведения итальянских певцов, чтобы понять секрет правильного итальянского оперного пения.
🎦 Сейчас доступно огромное количество записей, любой может открыть Ютуб и посмотреть мастер-класс любого певца — как по технике, так и по интерпретации. Стало нормой учиться у разных педагогов, ездить совершенствоваться на мастер-классы. Если раньше мы могли сказать «русская школа», «итальянская школа», «немецкая школа», «старо-испанская школа», которая идет от великого тенора Хулиана Гаярре и которой обладал еще Альфредо Краус, то сейчас трудно так сказать — все поют более-менее одинаково с поправкой на индивидуальные особенности голосового аппарата.
Часто естественные природные достоинства певца отходят на второй план, а на первый выходит грамотный маркетинг. Чтобы не попасться на удочку хитроумных маркетологов и понимать, что к чему, кто из современных певцов настоящая звезда, а кто не дотянул, надо хорошо разбираться в технических моментах. Давайте кратко поговорим об искусстве некоторых известных современных сопрано.
👩🏻 Первая из них — Анна Нетребко. Несмотря на довольно сомнительное присутствие в медиа, на сцене она воплощает собой старый типаж дивы. Ее поведение поражает своей органикой, у нее действительно выдающийся голос, который в последние несколько лет претерпел изменения такого же характера, как у Джованни Мартинелли. Анна Нетребко родила, и это тоже сказалось на ее голосе. Ее слава совершенно заслужена, она органично смотрится в своей роли. Несмотря на образ веселой и легкомысленной кубаночки, она великая труженица и очень умная певица, которая прекрасно понимает, как работает ее голосовой аппарат. Ее можно упрекнуть в отсутствии большого вкуса, но все, что она делает на сцене — это чрезвычайно органично. Как и встарь, несмотря на все усилия медиасферы, основное чудо всегда происходит в зрительном зале, и она на это чудо способна.
👩🦱 Вторая певица — это американская звезда Рене Флеминг. Это очень известная певица, которая технически поет очень правильно, но тем не менее это пение от шоу-бизнеса, несмотря на техническую правильность, никакого глубокого чувства за этим нет. Более того, там нет никакого понимания формы. Если послушать, как она поет арии, то все они более-менее одинаковы. В ее вокале нет теплоты чувства, нет экспрессии, есть только изображение этого. Она не считает нужным делать исполнение партии контрастным, а дает красивую картинку — с точки зрения визуальной и вокальной. Такое сейчас, очевидно, пользуется успехом.
👱🏻♀️ Три российских певицы более молодого поколения, на которых стоит обратить внимание — это Хибла Герзмава, Вероника Джиоева и Елена Стихина. Все три обладают яркой индивидуальностью, все три поют очень правильно и всячески одарены.
Что почитать об истории оперного пения:
🔹 Тито Гобби. Моя жизнь. 2015
🔸 Тита Руффо. Парабола моей жизни. 1990
🔹 Джакомо Лаури-Вольпи. Вокальные параллели. 1972
🔸 Дмитриев Л. Б. Беседы с певцами Ла Скала о вокальном искусстве
🔹 Парин А. Елена Образцова. Голос и судьба. 2009 (и другие книги Алексея Парина)
🔸 Тоти даль Монте. Голос над миром. 1966
🔹 Беньямино Джильи. Я не хотел жить в тени Карузо. 2001
🔸 Пласидо Доминго. Мои первые 40 лет. 1989
🔹 Жан Абитболь. Одиссея голоса. Связь между ДНК, способностью мыслить и общаться. Путь длиной в 5 миллионов лет. 2018
📚 Специальная литература 👇
▫️ Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. 2012
▫️ Рауль Юссон. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. 1974
Мы изучали историю оперного пения. Давайте повторим, что мы узнали и подведем итог.
🗣 Мы поговорили о вокальной технике и сравнили, как пели раньше и как стали петь после революции, которую совершил Энрико Карузо. Произошло столкновение двух направлений — романтического и веристского.
🎵 Удивительная фоногеничность голоса Карузо сделала его уникальным певцом, он стал первым артистом, который продал больше миллиона экземпляров пластинок.
🟡 Карузо был великим артистом, яркой и неординарной личностью, драматические трактовки его ролей были чрезвычайно убедительны, а его главное и основное отличие — более низкое дыхание: Карузо брал дыхание так низко, как возможно.
🔎 Попытки поиска преемника не увенчались успехом — ни Марио Чамли, ни Джулио Крими, учитель знаменитого итальянского баритона Тито Гобби, не могли его заменить.
👤 Наиболее близок оказался Джованни Мартинелли: это был яркий голос с металлическим блеском, со склонностью к мелодекламации, к чеканной фразировке. Мартинелли подражал карузовской манере, следствием этого стали потеря подвижности голоса и вынужденное замедление темпов.
🎩 Мы поговорили о Беньямино Джильи — втором и, может быть, наиболее явном претенденте на то, чтобы заместить Карузо в лирической части его репертуара. С точки зрения техники поет Джильи изумительно, но его искусство ставило перед собой одну задачу: нравиться публике, и Джильи использовал совершенно стереотипные вещи.
👱♂️ Мы поговорили об одном из самых талантливых оперных певцов 20 века — Джакомо Лаури-Вольпи. Вернувшись из армии, Лаури-Вольпи брал занятия у Энрико Розати и стремительно дебютировал — в 1920-х он был приглашен в «Метрополитен-опера». Его голос подходил для исполнения как лирико-драматических, так и лирических ролей, в которых ему не было равных.
👩🏻 Мы поговорили о вокальном искусстве Марии Каллас. Ее голос имел одну природную особенность — все три его регистра, вместо того, чтобы представлять собой единый монолит, звучали по-разному. Фанатичная преданность своему искусству, актерская убедительность и непревзойденная точность следования партитуре в самых мельчайших деталях сделали Марию Каллас настоящей звездой.
⭐️ Искусство Марии Каллас стерло границы между типами голосов, она совершила важный шаг на пути сближения оперы и драматического театра, когда певец должен обладать сценичной внешностью.
🎻 Мы проследили историю оперы с точки зрения главенствующей роли: к концу 19 века на первый план выходят композитор и музыка, в начале 20 века на арену выходит дирижер. а начиная с 1970-х годов происходит бум режиссерской оперы.
🎭 На оперу оказал влияние постдраматический театр, ритуальный театр. Режиссура привносит в старые классические произведения новые смыслы, что, конечно, отвлекло внимание от голосов, от музыки.
🎧 Мы обсудили современных оперных певиц, назвали тех, кто достоин особенного внимания, и завершили нашу неделю оптимистичным выводом: оперный мир стремится к некоторому единообразию, но в нем все еще встречаются яркие индивидуальности, за которыми интересно следить.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день