История оперного пения
Опера 20 века: веристы и постверисты
В начале 20 века изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической. Познакомимся с главными именами этого периода.
Так случилось, что мужским героем в опере долгое время был тенор, потом, во многом благодаря Верди, иногда стали появляться баритоны. А главной героиней, еще со времен барочной оперы, была сопрано. Давайте узнаем, кто же совершил революцию в исполнительском искусстве?
🗣 Сопрано весь 19 век получали самые высокие гонорары, тенора, как правило, шли на втором месте. Конечно, точной статистики нет — но самые известные сопрано, такие как Аделина Патти, получали больше, чем самые известные тенора. И так случилось, что революцию в исполнительском и музыкальном искусстве, которая пришлась на начало 20 века, совершили именно тенора. Точнее, один тенор — знаменитый Энрико Карузо.
⚡️ Для того, чтобы эта революция случилась, должны были совпасть несколько событий, и они совпали. Первое — изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Раньше опера создавалась в духе благородной романтической условности, и даже страстям отрицательных персонажей придавалось какое-то благородство, да и персонажи там были благородные рыцари, аристократы, короли, боги. Если это были простые люди, как Надир из «Искателей Жемчуга» Бизе или как «Риголетто» Верди (хотя должность придворного шута не такая уж и простая), их чувствам придавалось какое-то благородство.
☝️😠 Если говорить о Бизе, то именно «Кармен» осуждали за то, что «цыганку, развратницу сделали героиней оперы!» Тем не менее у оперы была музыкальная основа. Все арии имели, как правило, стандартную форму, то есть речитатив арии — это были либо кабалетта, либо стретта. И эта форма во многом держала структуру целостности впечатления.
➡️ Поэтому музыка, которая сопровождает мизансцену, очень важна. Она как раз поддерживает структуру, чтобы опера не превратилась в набор арий (итальянская, конечно же).
Главное изменение, которое привнесли веристы, было в том то, что основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической.
🎼 Музыка стала подчиняться смыслу происходящего. Это мы встречали и у Вагнера, конечно, но у либреттистов была другая эстетика. В моду вошла эстетика, как бы мы сейчас сказали, натурализма.
📌 Веризм — он же vero, истина, то есть опера про жизнь, как бы это странно ни звучало.
🕳 В операх сюжет часто говорил о жизни социальных низов. Даже если героями были условный средний класс, богема, которой обычно симпатизировали, или аристократия, то на первый план выходили сильные, грубые чувства.
⚡️ В веризме жестокости больше, чем где бы то ни было. С этим можно поспорить: в опере «Турандот» герой — принц, но это уже поздний веризм, 1924 год, год его смерти как живого композиторского направления.
🗣 Оперы веристов подразумевают несколько другую и вокальную эстетику — голос должен быть настолько экспрессивен, богат тембрами, насколько это возможно. Изящное, умеренное, с чувством фразы и того, как из фраз составить целый рисунок роли, просто перестало цениться, а потом и вовсе было массово утеряно.
🎶 И Верди, и даже иногда Доницетти поют через призму веризма. К тому же веристы, отчасти вдохновившись дурным примером Вагнера, не щадили голоса, не писали для них удобно — они писали так, чтобы это удовлетворяло их представлениям, творческим планам, и далеко не каждому голосу эта музыка подходила. Мы говорим, конечно же, об итальянской опере, потому что на начало 20 века это было место, где происходили революции. В вагнеровском мире была немножко другая история, но влияние ее было более локальным.
➡️ Это пение подразумевало несколько другой тип техники. Когда сейчас говорят бельканто, старая школа, то имеют ввиду под этим несколько разные вещи.
☂️ Belcanto — это зонтичный термин. Это и прекрасно услаждающее слух пение, и исполнение определенного репертуара, да и просто хорошая крепкая техника со способностью к виртуозности и колоратуре. Но все-таки эстетику того старого belcanto, которое было равнозначно стилю, мы сейчас практически не имеем возможности услышать.
🎙 Звукозапись сохранила несколько очень интересных примеров того, как вообще пели люди в начале 20 века в возрасте 50–60 лет, которые в молодости слышали великих певцов того поколения, которое ушло до появления звукозаписи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте послушаем две разные трактовки одной и той же арии из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831).
👩🦱 Аделина Патти — одна из первых оперных суперзвезд. Она сделала эту запись в возрасте уже за 60 лет. Примитивная звукозаписывающая техника не может даже в восстановленном виде дать полное представление о голосе. Все восстановление записи сводится к очистке от посторонних шумов, но оно не может добавить отсутствующие частоты. Механический способ записи этой пластинки давал не очень большой их спектр, и фонограф был, конечно, привередлив.
📷 Это можно сравнить с двумя фотографиями: на одной есть недосвет, на другой — пересвет. И ту, на которой недосвет, можно вытянуть, потому что вся информация там есть. А с той, на которой пересвет, сделать почти ничего нельзя, и подправить ее гораздо труднее.
🔉 Давайте послушаем это великое искусство и сравним, насколько отличается сам способ построения фразы, то, на чем строится выразительность, от того, как эту арию пела, например, Монсеррат Кабалье, которая обладала уже постверистской техникой. В ее голосе гораздо большое грудного резонирования, грудных обертонов. Не то чтобы это две разные музыки, но Беллини в этих интерпретациях звучит совсем иначе.
→ Аделина Патти. «Casta Diva».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ Монсеррат Кабалье. «Casta Diva».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
История сохранила для нас удивительный пример певца, который был анахронизмом для своего времени. Давайте поговорим о Лиллиан Нордика (1857–1914).
🇺🇸 Лиллиан Нордика, американская певица, у которой были очень большие успехи на сцене — и не такие, как у Флоренс Фостер Дженкинс, а настоящие. И в записи, которую мы послушаем, она копирует манеру исполнения, которую она слышала в детстве, в 1860-е годы на гастролях итальянской оперной труппы — не в отношении техники, а в отношении подхода к произведению.
🎵 Ей абсолютно все равно, что там написал Верди, ей надо показать свой голос. Поэтому она делает разнообразнее, расцвечивает партию Леоноры в соответствии со своими представлениями о прекрасном, она показывает свой голос, его богатство, его технические возможности, и они действительно выдающиеся.
🔉 Имея опыт длительного слушания старых записей и зная, как голос изменяется, будучи записанным с помощью таких устройств, можно заключить, что голос Лиллиан был замечательным и по масштабу, и по полетности. Он был очень красивого богатого необычного тембра с беспредельными техническими возможностями. Но здесь она делает то, что не может себе позволить ни одна современная певица. Это не Анна Нетребко, скидывающая туфли и отплясывающая на сцене. Это другая смелость — сознание себя как артиста, другая система взаимоотношений между исполнителем, дирижером и композитором.
❔ Насколько это можно считать аутентичным искусством середины 19 века — большой вопрос. Будем честны, то, что делает Лиллиан Нордика, не звучит очень уж стильно. Но кто сказал, что все певцы в середине 19 века были стильными? Это один из интереснейших раритетов.
→ Лиллиан Нордика. «Tacea la notte placida... Di tale amor».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Теперь давайте послушаем запись, где певица Мариза Гальвани (род. 1936), которая взяла себе псевдоним в честь итальянской оперной дивы Марии Гальвани, исполняет сцену из «Анны Болейн» — оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти.
🎵 Техника у нее совсем современная. У нее очень мощный грудной регистр, который она растягивает вверх, чтобы придать ранним романтическим пассажам более драматическое звучание. Этим она показывает, что эта музыка сейчас, в таком исполнении звучит очень эффектно. Но сравните это с пением Аделины Патти и напишите в чат свои впечатления.
→ Мариза Гальвани. «Piangete voi. Al dolce guidami. Coppia iniqua».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 18 минут
🔉 Для демонстрации разницы между двумя вокальными школами — старой и новой — давайте послушаем еще две записи. Это Стефан Цукер (род. 1949) — оперный тенор, энтузиаст, создатель журнала «Opera Fanatic», для которого давал интервью Франко Корелли и другие современные ему оперные звезды.
🗣 Сам Стефан Цукер заявлял, что его манера пения — это манера Джованни Баттиста Рубини (1794–1854). С одной стороны, мы слышим совершенно отвратительного тембра голос, как ножом по стеклу, блеющий, очень неприятный. Но вместе с тем, обратите внимание, с какой свободой он берет верхнюю соль (соль выше верхнего до), как он делает трель на верхнем до. Это действительно очень необычная техника, которая наложилась на природные данные.
→ Кто такой Стефан Цукер?
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
А сейчас мы увидим на видео двух женщин. Слева — мать Стефана Цукера, Розина Вольф. Справа — та самая Мариза Гальвани.
→ Вокальный дуэт Маризы Гальвани и Розины Вольф.
Видопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
⭐️ Голос Разины Вульф, которой здесь уже за 80, очень яркий, он звенит металлом, и в нем не так много того, что мы сейчас называем тембристостью. А голос Маризы Гальвани, наоборот, наполненный, объемный, производит впечатление мощи. А Розина Вольф поет в старой манере — это манера с преобладанием головного резонанса.
📌 В вокальной педагогике есть два понятия: головной резонанс и грудной резонанс. Их совмещением в нужной пропорции занимаются люди, обучаясь петь.
👒 Розина Вольф не раскрывает рта даже на верхних нотах. От этого ее голос теряет в тембре, но приобретает в звонкости, подвижности и полетности. В большом оперном зале она звучала бы более эффектно, чем Мариза Гальвани, при всем уважении к ней. А Мариза Гальвани широко раскрывает рот, и это один из признаков того, что мы называем грудным резонированием и звучанием.
➡️ Дело в том, что голос как инструмент является чрезвычайно трудным в обработке. Он составляет часть тела человека, и у нас нет над ним прямого контроля — только через обратную связь. И теории о том, где рождается голос, начали появляться еще в Древней Греции. Одни говорили, что голос рождается в груди, другие — что в голове. Учили пению, обращая внимание ученика на определенные ощущения, которые возникают у него в теле.
🎶 Многие говорят, что голос нужно направлять в маску или опирать голос на грудь, потому что когда человек говорит или поет и при этом кладет руку на грудь, то чувствует некоторую вибрацию. Наблюдая за этими ощущениями, и пришли к такой терминологии: маска, головной голос, грудной голос. Дело в том, что с точки зрения физики грудь не может быть резонатором, как и голова, потому что они заполнены мягкими тканями, которые поглощают звук. Это можно сравнить с тем, что вы входите в парадную, начинаете говорить, и голос разносится гулким эхом. А как только входите в квартиру, этот эффект исчезает — там есть мебель , вещи, которые гасят звуковые вибрации. Точно так же вибрации гасит тело.
🗣 Строго говоря, в голосовом аппарате есть два места: 1 — надсвязочное пространство над уровнем надгортанника, 2 — ротоглотка, пространство в области надгортанника, где и образуется металлический призвук, который делает голос пробивным и полетным. В ротоглотке как раз и находятся грудные обертона.
🎙 Индивидуальный способ пения выстраивается не логическим, а эмпирическим путем. Ученика пытаются привести к тому звучанию голоса, который был бы для него комфортным, соответствующим канону текущего времени и эстетически приемлемым. Пение Лиллиан Нордика вызывало восторг и овации, у нее были и цветы, и поклонники, но сейчас бы над такой манерой посмеялись, а ее сочли фриком. Пение Стефана Цукера произвело бы впечатление своей виртуозностью, но тембр голоса остался бы неприятным. Розина Вольф для 19 века и для своего почтенного возраста звучала просто идеально, голос у нее очень красивый. Она больше раскрывает его через тембр на последней ноте — вслушайтесь и представьте, каким он мог быть. Такая техника — не только признак старины, но и способ облегчить звучание голоса, которым иногда пользуются певцы и певицы в возрасте, как поздняя Елена Васильевна Образцова. А Мариза Гальвани для прежнего времени, скорее всего, не очень бы подошла, и дело здесь и в технике, и во фразировке.
🎵 Постверистская техника закрывает доступ к большому количеству тонкостей — это было сформировано, исходя из эстетики музыки и того, как эстетика оперного пения поменялась за прошедшие 100–120 лет, учитывая и усиление оркестров, и увеличение объемов залов, которые нужно заполнять голосом.
Давайте подведем промежуточные итоги нашего урока.
🎼 Мы узнали, что пение появилось до речи, и это был способ выражать различные чувства, состояния. Его функция — передавать чувства и пробуждать их в других людях.
⛪️ Первое заведение, где профессионально учили петь, было открыто в Риме при Папе Гиларии. Долгое время профессиональное существовало в лоне церкви, а все народное — пение бардов, менестрелей, вагантов, трубадуров — существовало вне. Как правило, это были несложные мелодии, не выходящие за пределы грудного регистра человеческого голоса.
🔉 Мы послушали некоторые песни Хильдегарды Бингенской 12 века, исполненные в стиле современного исторически информированного исполнительства.
🇫🇷 Мы узнали, что во Франции также оформилась мощнейшая певческая и композиторская школа, которая названа школой Нотр-Дам. Мы знаем двух композиторов той эпохи — это Леонин и Перотин. Тогда у человека впервые со времен античности появляется осознание себя как творца.
✝️☦️ Мы узнали разницу между православной и католической традициями в пении, которая объясняется разницей в архитектуре: высоченные готические соборы даже на уровне метафор благоприятствуют высоким голосам — они в них звучат особенно хорошо и чисто. В православной традиции, наоборот, ценятся низкие голоса — басы протодьяконов. Чем ниже, тем лучше: архитектура у храмов другая, соответственно, другая акустика.
🎓 Мы поговорили о Флорентийской камерате — месте, где родилась опера. Это кружок интеллектуалов, созданный в 1573 году во Флоренции под патронажем графа мецената Джованни Барди, чтобы обновить современное состояние музыки.
👤 Мы прикоснулись к творчеству Клаудио Монтеверди, который родился за 6 лет до создания камераты в 1567 году. Поговорили о его опере «Орфей» и опере «Коронация Поппеи». Именно здесь лежат корни итальянской национальной выразительности. А «Коронация Поппеи» была приурочена к Венецианскому карнавалу — это первая опера на исторический сюжет, и музыка, и либретто в ней сделаны очень точно психологически.
💥 Мы поговорили о бурном развитии оперного пения, которое началось в конце 17 — начале 18 века. Академическая манера пения была создана искусственно для реализации определенных задач. Нужно было, чтобы голос певца, стоящего на сцене, был слышен за массой оркестра. Одновременно с этим необходимо, чтобы голос был тембрально наполнен, красив, имел диапазон в полторы, а чуть позже уже и в полноценные две октавы.
🗣 Мы поговорим о творчестве великих контртеноров, обсудили фальцет — это определенный механизм звукоизвлечения, при котором связки неплотно примыкают друг к другу. Мы послушали Беньямино Джильи, который пел трудные для голоса арии фальцетом.
👏 Мы послушали запись, где Лучано Паваротти поет арию из оперы «Пуритане», где он берет верхнюю фа фальцетом.
📌 В начале 20 века изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической. Музыка начала подчиняться смыслу происходящего.
⚡️ Оперы веристов подразумевают несколько другую и вокальную эстетику — голос должен быть настолько экспрессивен, богат тембрами, насколько это возможно.
🖤 Мы послушали Аделину Патти — одну из первых оперных суперзвезд и сравнили ее трактовку оперы Беллини с современной интерпретацией в исполнении Монсеррат Кабалье.
🇺🇸 Мы поговорили о Лиллиан Нордика, американской певице, чей голос был замечательным и по масштабу, и по полетности, с беспредельными техническими возможностями.
👩🦱 Мы послушали Маризу Гальвани, которая исполняет сцену из «Анны Болейн» — оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти. У нее очень мощный грудной регистр, который она растягивает вверх, чтобы придать ранним романтическим пассажам более драматическое звучание. Этим она показывает, что эта музыка сейчас, в таком исполнении звучит очень эффектно.
👨👩🦳 Чтобы уловить разницу между двумя вокальными школами — старой и новой — мы послушали Стефана Цукера и Розину Вольф, которая поет в манере с преобладанием головного резонанса.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день