angle-down facebook instagram vkontakte warning

История оперного пения

Опера 20 века: веристы и постверисты

В начале 20 века изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической. Познакомимся с главными именами этого периода.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Так случилось, что мужским героем в опере долгое время был тенор, потом, во многом благодаря Верди, иногда стали появляться баритоны. А главной героиней, еще со времен барочной оперы, была сопрано. Давайте узнаем, кто же совершил революцию в исполнительском искусстве?

🗣 Сопрано весь 19 век получали самые высокие гонорары, тенора, как правило, шли на втором месте. Конечно, точной статистики нет — но самые известные сопрано, такие как Аделина Патти, получали больше, чем самые известные тенора. И так случилось, что революцию в исполнительском и музыкальном искусстве, которая пришлась на начало 20 века, совершили именно тенора. Точнее, один тенор — знаменитый Энрико Карузо.

⚡️ Для того, чтобы эта революция случилась, должны были совпасть несколько событий, и они совпали. Первое — изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Раньше опера создавалась в духе благородной романтической условности, и даже страстям отрицательных персонажей придавалось какое-то благородство, да и персонажи там были благородные рыцари, аристократы, короли, боги. Если это были простые люди, как Надир из «Искателей Жемчуга» Бизе или как «Риголетто» Верди (хотя должность придворного шута не такая уж и простая), их чувствам придавалось какое-то благородство.

☝️😠 Если говорить о Бизе, то именно «Кармен» осуждали за то, что «цыганку, развратницу сделали героиней оперы!» Тем не менее у оперы была музыкальная основа. Все арии имели, как правило, стандартную форму, то есть речитатив арии — это были либо кабалетта, либо стретта. И эта форма во многом держала структуру целостности впечатления.

➡️ Поэтому музыка, которая сопровождает мизансцену, очень важна. Она как раз поддерживает структуру, чтобы опера не превратилась в набор арий (итальянская, конечно же).

Главное изменение, которое привнесли веристы, было в том то, что основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической.

🎼 Музыка стала подчиняться смыслу происходящего. Это мы встречали и у Вагнера, конечно, но у либреттистов была другая эстетика. В моду вошла эстетика, как бы мы сейчас сказали, натурализма.

📌 Веризм — он же vero, истина, то есть опера про жизнь, как бы это странно ни звучало.

🕳 В операх сюжет часто говорил о жизни социальных низов. Даже если героями были условный средний класс, богема, которой обычно симпатизировали, или аристократия, то на первый план выходили сильные, грубые чувства.

⚡️ В веризме жестокости больше, чем где бы то ни было. С этим можно поспорить: в опере «Турандот» герой — принц, но это уже поздний веризм, 1924 год, год его смерти как живого композиторского направления.

🗣 Оперы веристов подразумевают несколько другую и вокальную эстетику — голос должен быть настолько экспрессивен, богат тембрами, насколько это возможно. Изящное, умеренное, с чувством фразы и того, как из фраз составить целый рисунок роли, просто перестало цениться, а потом и вовсе было массово утеряно.

🎶 И Верди, и даже иногда Доницетти поют через призму веризма. К тому же веристы, отчасти вдохновившись дурным примером Вагнера, не щадили голоса, не писали для них удобно — они писали так, чтобы это удовлетворяло их представлениям, творческим планам, и далеко не каждому голосу эта музыка подходила. Мы говорим, конечно же, об итальянской опере, потому что на начало 20 века это было место, где происходили революции. В вагнеровском мире была немножко другая история, но влияние ее было более локальным.

➡️ Это пение подразумевало несколько другой тип техники. Когда сейчас говорят бельканто, старая школа, то имеют ввиду под этим несколько разные вещи.

☂️ Belcanto — это зонтичный термин. Это и прекрасно услаждающее слух пение, и исполнение определенного репертуара, да и просто хорошая крепкая техника со способностью к виртуозности и колоратуре. Но все-таки эстетику того старого belcanto, которое было равнозначно стилю, мы сейчас практически не имеем возможности услышать.

🎙 Звукозапись сохранила несколько очень интересных примеров того, как вообще пели люди в начале 20 века в возрасте 50–60 лет, которые в молодости слышали великих певцов того поколения, которое ушло до появления звукозаписи.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте послушаем две разные трактовки одной и той же арии из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831).

👩‍🦱 Аделина Патти — одна из первых оперных суперзвезд. Она сделала эту запись в возрасте уже за 60 лет. Примитивная звукозаписывающая техника не может даже в восстановленном виде дать полное представление о голосе. Все восстановление записи сводится к очистке от посторонних шумов, но оно не может добавить отсутствующие частоты. Механический способ записи этой пластинки давал не очень большой их спектр, и фонограф был, конечно, привередлив.

📷 Это можно сравнить с двумя фотографиями: на одной есть недосвет, на другой — пересвет. И ту, на которой недосвет, можно вытянуть, потому что вся информация там есть. А с той, на которой пересвет, сделать почти ничего нельзя, и подправить ее гораздо труднее.

🔉 Давайте послушаем это великое искусство и сравним, насколько отличается сам способ построения фразы, то, на чем строится выразительность, от того, как эту арию пела, например, Монсеррат Кабалье, которая обладала уже постверистской техникой. В ее голосе гораздо большое грудного резонирования, грудных обертонов. Не то чтобы это две разные музыки, но Беллини в этих интерпретациях звучит совсем иначе.

Аделина Патти. «Casta Diva».
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты.

Монсеррат Кабалье. «Casta Diva».
Видеопример
Время прослушивания: 7 минут

История сохранила для нас удивительный пример певца, который был анахронизмом для своего времени. Давайте поговорим о Лиллиан Нордика (1857–1914).

🇺🇸 Лиллиан Нордика, американская певица, у которой были очень большие успехи на сцене — и не такие, как у Флоренс Фостер Дженкинс, а настоящие. И в записи, которую мы послушаем, она копирует манеру исполнения, которую она слышала в детстве, в 1860-е годы на гастролях итальянской оперной труппы — не в отношении техники, а в отношении подхода к произведению.

🎵 Ей абсолютно все равно, что там написал Верди, ей надо показать свой голос. Поэтому она делает разнообразнее, расцвечивает партию Леоноры в соответствии со своими представлениями о прекрасном, она показывает свой голос, его богатство, его технические возможности, и они действительно выдающиеся.

🔉 Имея опыт длительного слушания старых записей и зная, как голос изменяется, будучи записанным с помощью таких устройств, можно заключить, что голос Лиллиан был замечательным и по масштабу, и по полетности. Он был очень красивого богатого необычного тембра с беспредельными техническими возможностями. Но здесь она делает то, что не может себе позволить ни одна современная певица. Это не Анна Нетребко, скидывающая туфли и отплясывающая на сцене. Это другая смелость — сознание себя как артиста, другая система взаимоотношений между исполнителем, дирижером и композитором.

Насколько это можно считать аутентичным искусством середины 19 века — большой вопрос. Будем честны, то, что делает Лиллиан Нордика, не звучит очень уж стильно. Но кто сказал, что все певцы в середине 19 века были стильными? Это один из интереснейших раритетов.

Лиллиан Нордика. «Tacea la notte placida... Di tale amor».
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

Теперь давайте послушаем запись, где певица Мариза Гальвани (род. 1936), которая взяла себе псевдоним в честь итальянской оперной дивы Марии Гальвани, исполняет сцену из «Анны Болейн» — оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти.

🎵 Техника у нее совсем современная. У нее очень мощный грудной регистр, который она растягивает вверх, чтобы придать ранним романтическим пассажам более драматическое звучание. Этим она показывает, что эта музыка сейчас, в таком исполнении звучит очень эффектно. Но сравните это с пением Аделины Патти и напишите в чат свои впечатления.

Мариза Гальвани. «Piangete voi. Al dolce guidami. Coppia iniqua».
Аудиопример
Время прослушивания: 18 минут

🔉 Для демонстрации разницы между двумя вокальными школами — старой и новой — давайте послушаем еще две записи. Это Стефан Цукер (род. 1949) — оперный тенор, энтузиаст, создатель журнала «Opera Fanatic», для которого давал интервью Франко Корелли и другие современные ему оперные звезды.

🗣 Сам Стефан Цукер заявлял, что его манера пения — это манера Джованни Баттиста Рубини (1794–1854). С одной стороны, мы слышим совершенно отвратительного тембра голос, как ножом по стеклу, блеющий, очень неприятный. Но вместе с тем, обратите внимание, с какой свободой он берет верхнюю соль (соль выше верхнего до), как он делает трель на верхнем до. Это действительно очень необычная техника, которая наложилась на природные данные.

Кто такой Стефан Цукер?
Видеопример
Время прослушивания: 6 минут

А сейчас мы увидим на видео двух женщин. Слева — мать Стефана Цукера, Розина Вольф. Справа — та самая Мариза Гальвани.

Вокальный дуэт Маризы Гальвани и Розины Вольф.
Видопример
Время прослушивания: 2 минуты

⭐️ Голос Разины Вульф, которой здесь уже за 80, очень яркий, он звенит металлом, и в нем не так много того, что мы сейчас называем тембристостью. А голос Маризы Гальвани, наоборот, наполненный, объемный, производит впечатление мощи. А Розина Вольф поет в старой манере — это манера с преобладанием головного резонанса.

📌 В вокальной педагогике есть два понятия: головной резонанс и грудной резонанс. Их совмещением в нужной пропорции занимаются люди, обучаясь петь.

👒 Розина Вольф не раскрывает рта даже на верхних нотах. От этого ее голос теряет в тембре, но приобретает в звонкости, подвижности и полетности. В большом оперном зале она звучала бы более эффектно, чем Мариза Гальвани, при всем уважении к ней. А Мариза Гальвани широко раскрывает рот, и это один из признаков того, что мы называем грудным резонированием и звучанием.

➡️ Дело в том, что голос как инструмент является чрезвычайно трудным в обработке. Он составляет часть тела человека, и у нас нет над ним прямого контроля — только через обратную связь. И теории о том, где рождается голос, начали появляться еще в Древней Греции. Одни говорили, что голос рождается в груди, другие — что в голове. Учили пению, обращая внимание ученика на определенные ощущения, которые возникают у него в теле.

🎶 Многие говорят, что голос нужно направлять в маску или опирать голос на грудь, потому что когда человек говорит или поет и при этом кладет руку на грудь, то чувствует некоторую вибрацию. Наблюдая за этими ощущениями, и пришли к такой терминологии: маска, головной голос, грудной голос. Дело в том, что с точки зрения физики грудь не может быть резонатором, как и голова, потому что они заполнены мягкими тканями, которые поглощают звук. Это можно сравнить с тем, что вы входите в парадную, начинаете говорить, и голос разносится гулким эхом. А как только входите в квартиру, этот эффект исчезает — там есть мебель , вещи, которые гасят звуковые вибрации. Точно так же вибрации гасит тело.

🗣 Строго говоря, в голосовом аппарате есть два места: 1 — надсвязочное пространство над уровнем надгортанника, 2 — ротоглотка, пространство в области надгортанника, где и образуется металлический призвук, который делает голос пробивным и полетным. В ротоглотке как раз и находятся грудные обертона.

🎙 Индивидуальный способ пения выстраивается не логическим, а эмпирическим путем. Ученика пытаются привести к тому звучанию голоса, который был бы для него комфортным, соответствующим канону текущего времени и эстетически приемлемым. Пение Лиллиан Нордика вызывало восторг и овации, у нее были и цветы, и поклонники, но сейчас бы над такой манерой посмеялись, а ее сочли фриком. Пение Стефана Цукера произвело бы впечатление своей виртуозностью, но тембр голоса остался бы неприятным. Розина Вольф для 19 века и для своего почтенного возраста звучала просто идеально, голос у нее очень красивый. Она больше раскрывает его через тембр на последней ноте — вслушайтесь и представьте, каким он мог быть. Такая техника — не только признак старины, но и способ облегчить звучание голоса, которым иногда пользуются певцы и певицы в возрасте, как поздняя Елена Васильевна Образцова. А Мариза Гальвани для прежнего времени, скорее всего, не очень бы подошла, и дело здесь и в технике, и во фразировке.

🎵 Постверистская техника закрывает доступ к большому количеству тонкостей — это было сформировано, исходя из эстетики музыки и того, как эстетика оперного пения поменялась за прошедшие 100–120 лет, учитывая и усиление оркестров, и увеличение объемов залов, которые нужно заполнять голосом.

Давайте подведем промежуточные итоги нашего урока.

🎼 Мы узнали, что пение появилось до речи, и это был способ выражать различные чувства, состояния. Его функция — передавать чувства и пробуждать их в других людях.

⛪️ Первое заведение, где профессионально учили петь, было открыто в Риме при Папе Гиларии. Долгое время профессиональное существовало в лоне церкви, а все народное — пение бардов, менестрелей, вагантов, трубадуров — существовало вне. Как правило, это были несложные мелодии, не выходящие за пределы грудного регистра человеческого голоса.

🔉 Мы послушали некоторые песни Хильдегарды Бингенской 12 века, исполненные в стиле современного исторически информированного исполнительства.

🇫🇷 Мы узнали, что во Франции также оформилась мощнейшая певческая и композиторская школа, которая названа школой Нотр-Дам. Мы знаем двух композиторов той эпохи — это Леонин и Перотин. Тогда у человека впервые со времен античности появляется осознание себя как творца.

✝️☦️ Мы узнали разницу между православной и католической традициями в пении, которая объясняется разницей в архитектуре: высоченные готические соборы даже на уровне метафор благоприятствуют высоким голосам — они в них звучат особенно хорошо и чисто. В православной традиции, наоборот, ценятся низкие голоса — басы протодьяконов. Чем ниже, тем лучше: архитектура у храмов другая, соответственно, другая акустика.

🎓 Мы поговорили о Флорентийской камерате — месте, где родилась опера. Это кружок интеллектуалов, созданный в 1573 году во Флоренции под патронажем графа мецената Джованни Барди, чтобы обновить современное состояние музыки.

👤 Мы прикоснулись к творчеству Клаудио Монтеверди, который родился за 6 лет до создания камераты в 1567 году. Поговорили о его опере «Орфей» и опере «Коронация Поппеи». Именно здесь лежат корни итальянской национальной выразительности. А «Коронация Поппеи» была приурочена к Венецианскому карнавалу — это первая опера на исторический сюжет, и музыка, и либретто в ней сделаны очень точно психологически.

💥 Мы поговорили о бурном развитии оперного пения, которое началось в конце 17 — начале 18 века. Академическая манера пения была создана искусственно для реализации определенных задач. Нужно было, чтобы голос певца, стоящего на сцене, был слышен за массой оркестра. Одновременно с этим необходимо, чтобы голос был тембрально наполнен, красив, имел диапазон в полторы, а чуть позже уже и в полноценные две октавы.

🗣 Мы поговорим о творчестве великих контртеноров, обсудили фальцет — это определенный механизм звукоизвлечения, при котором связки неплотно примыкают друг к другу. Мы послушали Беньямино Джильи, который пел трудные для голоса арии фальцетом.

👏 Мы послушали запись, где Лучано Паваротти поет арию из оперы «Пуритане», где он берет верхнюю фа фальцетом.

📌 В начале 20 века изменился стиль, в котором писали оперы. Настала эпоха веризма. Основа оперы перестала быть музыкальной, она стала драматургической. Музыка начала подчиняться смыслу происходящего.

⚡️ Оперы веристов подразумевают несколько другую и вокальную эстетику — голос должен быть настолько экспрессивен, богат тембрами, насколько это возможно.

🖤 Мы послушали Аделину Патти — одну из первых оперных суперзвезд и сравнили ее трактовку оперы Беллини с современной интерпретацией в исполнении Монсеррат Кабалье.

🇺🇸 Мы поговорили о Лиллиан Нордика, американской певице, чей голос был замечательным и по масштабу, и по полетности, с беспредельными техническими возможностями.

👩‍🦱 Мы послушали Маризу Гальвани, которая исполняет сцену из «Анны Болейн» — оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти. У нее очень мощный грудной регистр, который она растягивает вверх, чтобы придать ранним романтическим пассажам более драматическое звучание. Этим она показывает, что эта музыка сейчас, в таком исполнении звучит очень эффектно.

👨👩‍🦳 Чтобы уловить разницу между двумя вокальными школами — старой и новой — мы послушали Стефана Цукера и Розину Вольф, которая поет в манере с преобладанием головного резонанса.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;