Дизайнеры, определившие моду
Мартин Маржела
Швы наружу, одежда из пластиковых пакетов и скотча, использование винтажных вещей для создания новых. Узнаем, какие еще идеи, без которых нельзя представить современную моду, придумал и внедрил Мартин Маржела.
Поговорим о бельгийском дизайнере, который одновременно опередил и определил моду нашего поколения. Это Мартин Маржела — минималист, деконструктивист и одна из самых загадочных фигур мира моды.
🧸 В детстве Мартин создавал костюмы для кукол, вдохновившись образами Андре Куррежа, знакового творца 60-х годов. На вопрос, кем он хотел бы стать, когда вырастет, Мартин дал уверенный ответ — модельером в Париже, чем привел в изумление родителей.
🇫🇷 Маржела окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене и отправился в Париж. Сначала работал дизайнером-фрилансером, а в 1985–87 годах у известного модельера Жана-Поля Готье. Затем Маржела основал свой модный дом вместе с Дженни Мейренс, которая стала его деловым партнером.
Маржела вошел в индустрию моды смело и бескомпромиссно ↓
⚪️ Свой бутик и все предметы, которые в нем находились, он выкрасил белой краской.
➰ Дал бесплатное объявление в газете с приглашением на свой первый показ — члены его команды после выхода газеты в печать просто собирали нужные листы, обводили объявление маркером и отправляли байерам.
➗ Отмечал свои вещи пустой биркой, пришитой к одежде фирменными четырьмя белыми стежками.
1 — бутик Маржела в Париже
2 — Дженни Мейренс
3 — приглашения на показ
4 — пустой лейбл
Узнайте больше о стиле на двухчасовой лекции с экспертом.
Посмотрите вебинар прямо сейчас или запишитесь и посмотрите в удобное время:
Шкаф полон, а надеть нечего: многие сталкиваются с этим парадоксом. Собирать интересные комплекты по утрам становится всё сложнее, и никак не складывается собственный стиль. На лекции разберемся с логикой гардероба, научимся создавать базовый гардероб и гардеробные капсулы для себя, и сделаем шаг к гардеробу, в котором есть наряд на любой случай.
Маржела занимался деконструктивизмом.
⚪️ Исследовал особенности кроя и материалов вещей, делая видимой их структуру, работая с пропорциями и объемами.
⚫️ Привычные и незаметные элементы он делал видимыми и даже ключевыми в конструкции, каждый раз дополняя и расширяя взгляд зрителя на одежду.
⚪️ Во главу угла он ставил силуэт, опираясь на линию плеч и обувь. При этом силуэт был важен для него не только в статике, но и в динамике — как ткань будет двигаться вместе с телом женщины, как силуэт будет видоизменяться в движении.
Вот знаковые вещи и приемы Мартина
◾️ Обувь таби — традиционный японский фасон с отдельным большим пальцем, который Маржела придумал поставить на каблук.
◽️ Использование винтажных вещей для создания новых: вечерние платья и другие вещи с барахолок составляли чуть ли не половину всего материала его ранних коллекций. Сейчас мы к этому привыкли, а 30 лет назад это был серьезный вызов. Апогей его работы в этом ключе — свитер из восьми пар носков.
◾️ Швы наружу, видимая наметка — линии ниток, которые обычно удаляют из готовой вещи — и другие элементы, создававшие ощущение одежды, вывернутой наизнанку.
◽️ Использование необычных материалов: скотча, пластиковых пакетов, в которые упаковывают вещи. А в одной из коллекций Маржела использовал в украшениях куски льда с красителем, которые таяли от тепла тела и окрашивали одежду прямо в процессе показа.
◾️Скрытые лица моделей, которые акцентируют внимание на самих вещах, а не том, на кого они надеты.
◽️ Цветовой минимализм, который позволяет вывести на первый план идейную наполненность и конструкцию вещи.
◾️ Оптические иллюзии: в одной из коллекций Мартина фото его старых работ в плоской раскладке были распечатаны на ткани, из которой сшили новые наряды.
◽️Новое видение кутюра: деконструкция и обнажение процесса работы над одеждой стали ключевыми для Маржелы и там — в одной из коллекций он показал наряды в виде частей портновского манекена с эскизами-наколками.
Знаковые вещи и приемы Маржелы
Знаковые вещи и приемы Маржелы
Новаторство Маржелы распространялось не только на саму одежду, но и на способы ее презентовать.
🍼 Один из ранних показов модного дома прошел в бедном районе Парижа практически на детской площадке — он превратился в шоу с духом домашнего праздника. Модели вели себя открыто и непосредственно, улыбались и общались с публикой. А люди, жившие в соседних домах, получили возможность прийти на показ — местные дети то и дело выбегали на подиум. Они же, кстати, и нарисовали приглашения для байеров.
🙋🏻 Модели Маржелы — не только профессиональные манекенщицы, но и обычные женщины, привлеченные с помощью уличных кастингов или друзей и знакомых. Это женщины с очень разной внешностью и непременным ощущением силы и обаянием личности — именно такими Маржела хотел видел клиенток.
Показ в бедном районе Парижа
Обычные женщины тоже участвовали в показах дома Маржелы
С 1997 по 2003 год Маржела был креативным директором женской линии Эрмес.
🌓 Это назначение стало неожиданностью для многих — деконструктивизм, андеграундность и специфическая интеллектуальная эстетика Мартина не очень вязалась с ДНК культовой консервативной марки. И все же Маржела нашел кое-что общее между своим подходом к работе и роскошью.
🌕 Маржела сформулировал новую формулу люкса: простота, комфорт и бескомпромиссный уровень качества исполнения и материалов. И дизайн, который как будто существует вне времени.
🌑 Его первые коллекции для Эрмес критики просто не поняли — им казалось, что выверенная лаконичность вещей обманула их ожидания, не смогла поразить и заинтересовать.
⭐️ Но спустя время все встало на свои места — и сама одежда, и способ ее презентации, который опирался на ощущения, которые женщина испытывает от себя в новом образе, до сих пор служат ориентиром для многих дизайнеров нашего поколения.
Работы Маржелы для Эрмес
Заканчиваем разговор о Маржеле — посмотрим как бы со стороны, как повлияли на моду личность и творчество дизайнера.
🟥 Многие идеи Маржелы поначалу прохладно или даже в штыки воспринимались критиками. Но очень быстро распространялись, формировали новое модное поле и шли в народ — другие дизайнеры подхватывали, развивали или просто копировали их. Этот процесс продолжается и сейчас, спустя 10 с лишним лет после того, как Маржела покинул собственный бренд и ушел из моды.
⬛️ Сам Маржела при этом максимально дистанцировался от публики. Он не общался с прессой, не выходил на подиум в конце показа, не давал интервью, не реагировал на похвалу и критику и поддерживал почти полную анонимность. Этим он не только ограждал себя от лишнего внимания, которое мешает творчеству, но и показывал, что на самом деле важнее — не собственная личность, а одежда, предмет его работы.
Практический курс со стилистами поможет разобрать шкаф и наконец создать гардероб мечты. За 2 месяца занятий соберем комплекты для разных случаев: на работу, праздник и прогулку. Теперь не нужно думать, что надеть — все вещи будут сочетаться между собой, и под рукой будет несколько красивых аксессуаров, чтобы разнообразить образ.
10200₽ 5100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день