angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Дизайнеры, определившие моду

Мартин Маржела

Швы наружу, одежда из пластиковых пакетов и скотча, использование винтажных вещей для создания новых. Узнаем, какие еще идеи, без которых нельзя представить современную моду, придумал и внедрил Мартин Маржела.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Арискина
Персональный и съемочный стилист, байер в концепт-сторах русских брендов. Ювелир и дизайнер собственной марки украшений «Прощай, Офелия!»

Поговорим о бельгийском дизайнере, который одновременно опередил и определил моду нашего поколения. Это Мартин Маржела — минималист, деконструктивист и одна из самых загадочных фигур мира моды.

🧸 В детстве Мартин создавал костюмы для кукол, вдохновившись образами Андре Куррежа, знакового творца 60-х годов. На вопрос, кем он хотел бы стать, когда вырастет, Мартин дал уверенный ответ — модельером в Париже, чем привел в изумление родителей.

🇫🇷 Маржела окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене и отправился в Париж. Сначала работал дизайнером-фрилансером, а в 1985–87 годах у известного модельера Жана-Поля Готье. Затем Маржела основал свой модный дом вместе с Дженни Мейренс, которая стала его деловым партнером.

Маржела вошел в индустрию моды смело и бескомпромиссно

⚪️ Свой бутик и все предметы, которые в нем находились, он выкрасил белой краской.

➰ Дал бесплатное объявление в газете с приглашением на свой первый показ — члены его команды после выхода газеты в печать просто собирали нужные листы, обводили объявление маркером и отправляли байерам.

➗ Отмечал свои вещи пустой биркой, пришитой к одежде фирменными четырьмя белыми стежками.

1 — бутик Маржела в Париже

2 — Дженни Мейренс

3 — приглашения на показ

4 — пустой лейбл

Узнайте больше о стиле на двухчасовой лекции с экспертом.

Посмотрите вебинар прямо сейчас или запишитесь и посмотрите в удобное время:

Бесплатная лекция
Как собрать капсульный гардероб

Шкаф полон, а надеть нечего: многие сталкиваются с этим парадоксом. Собирать интересные комплекты по утрам становится всё сложнее, и никак не складывается собственный стиль. На лекции разберемся с логикой гардероба, научимся создавать базовый гардероб и гардеробные капсулы для себя, и сделаем шаг к гардеробу, в котором есть наряд на любой случай.

500 ₽ 0 ₽
смотреть бесплатно

Маржела занимался деконструктивизмом.

⚪️ Исследовал особенности кроя и материалов вещей, делая видимой их структуру, работая с пропорциями и объемами.

⚫️ Привычные и незаметные элементы он делал видимыми и даже ключевыми в конструкции, каждый раз дополняя и расширяя взгляд зрителя на одежду.

⚪️ Во главу угла он ставил силуэт, опираясь на линию плеч и обувь. При этом силуэт был важен для него не только в статике, но и в динамике — как ткань будет двигаться вместе с телом женщины, как силуэт будет видоизменяться в движении.

Вот знаковые вещи и приемы Мартина

◾️ Обувь таби — традиционный японский фасон с отдельным большим пальцем, который Маржела придумал поставить на каблук.

◽️ Использование винтажных вещей для создания новых: вечерние платья и другие вещи с барахолок составляли чуть ли не половину всего материала его ранних коллекций. Сейчас мы к этому привыкли, а 30 лет назад это был серьезный вызов. Апогей его работы в этом ключе — свитер из восьми пар носков.

◾️ Швы наружу, видимая наметка — линии ниток, которые обычно удаляют из готовой вещи — и другие элементы, создававшие ощущение одежды, вывернутой наизнанку.

◽️ Использование необычных материалов: скотча, пластиковых пакетов, в которые упаковывают вещи. А в одной из коллекций Маржела использовал в украшениях куски льда с красителем, которые таяли от тепла тела и окрашивали одежду прямо в процессе показа.

️Скрытые лица моделей, которые акцентируют внимание на самих вещах, а не том, на кого они надеты.

◽️ Цветовой минимализм, который позволяет вывести на первый план идейную наполненность и конструкцию вещи.

◾️ Оптические иллюзии: в одной из коллекций Мартина фото его старых работ в плоской раскладке были распечатаны на ткани, из которой сшили новые наряды.

️Новое видение кутюра: деконструкция и обнажение процесса работы над одеждой стали ключевыми для Маржелы и там — в одной из коллекций он показал наряды в виде частей портновского манекена с эскизами-наколками.

Знаковые вещи и приемы Маржелы

Знаковые вещи и приемы Маржелы

Новаторство Маржелы распространялось не только на саму одежду, но и на способы ее презентовать.

🍼 Один из ранних показов модного дома прошел в бедном районе Парижа практически на детской площадке — он превратился в шоу с духом домашнего праздника. Модели вели себя открыто и непосредственно, улыбались и общались с публикой. А люди, жившие в соседних домах, получили возможность прийти на показ — местные дети то и дело выбегали на подиум. Они же, кстати, и нарисовали приглашения для байеров.

🙋🏻 Модели Маржелы — не только профессиональные манекенщицы, но и обычные женщины, привлеченные с помощью уличных кастингов или друзей и знакомых. Это женщины с очень разной внешностью и непременным ощущением силы и обаянием личности — именно такими Маржела хотел видел клиенток.

Показ в бедном районе Парижа

Обычные женщины тоже участвовали в показах дома Маржелы

С 1997 по 2003 год Маржела был креативным директором женской линии Эрмес.

🌓 Это назначение стало неожиданностью для многих — деконструктивизм, андеграундность и специфическая интеллектуальная эстетика Мартина не очень вязалась с ДНК культовой консервативной марки. И все же Маржела нашел кое-что общее между своим подходом к работе и роскошью.

🌕 Маржела сформулировал новую формулу люкса: простота, комфорт и бескомпромиссный уровень качества исполнения и материалов. И дизайн, который как будто существует вне времени.

🌑 Его первые коллекции для Эрмес критики просто не поняли — им казалось, что выверенная лаконичность вещей обманула их ожидания, не смогла поразить и заинтересовать.

⭐️ Но спустя время все встало на свои места — и сама одежда, и способ ее презентации, который опирался на ощущения, которые женщина испытывает от себя в новом образе, до сих пор служат ориентиром для многих дизайнеров нашего поколения.

Работы Маржелы для Эрмес

Заканчиваем разговор о Маржеле — посмотрим как бы со стороны, как повлияли на моду личность и творчество дизайнера.

🟥 Многие идеи Маржелы поначалу прохладно или даже в штыки воспринимались критиками. Но очень быстро распространялись, формировали новое модное поле и шли в народ — другие дизайнеры подхватывали, развивали или просто копировали их. Этот процесс продолжается и сейчас, спустя 10 с лишним лет после того, как Маржела покинул собственный бренд и ушел из моды.

⬛️ Сам Маржела при этом максимально дистанцировался от публики. Он не общался с прессой, не выходил на подиум в конце показа, не давал интервью, не реагировал на похвалу и критику и поддерживал почти полную анонимность. Этим он не только ограждал себя от лишнего внимания, которое мешает творчеству, но и показывал, что на самом деле важнее — не собственная личность, а одежда, предмет его работы.

Команда Маржелы и пустой стул для него в объективе Энни Лейбовиц

курс Level One
Школа стиля: перезапуск гардероба

Практический курс поможет создать гардероб мечты без огромных трат. Это универсальные знания и навыки на всю жизнь. На курсе каждый найдет свое, чтобы смотреть в зеркало и думать: «Да, это я! Я выгляжу именно так, как хочу».

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;