angle-down facebook instagram vkontakte warning

Как смотреть архитектуру

Законы красоты: вкус, почерк и стиль

Что значит красивое здание? У разных эпох, направлений и стилей будут разные ответы. В этой части изучим представления о прекрасном, чтобы понять законы красоты архитектуры.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Поликлет. Дорифор, 450–440 гг. до н.э. — Поликлету приписывают утраченный трактат «Канон», в котором он подробно описал идеальные пропорции мужской фигуры.
2. Кариатиды на крыльце Эрехтейона, Афины, Греция, 421–407.
3. Портал Собора Парижской Богоматери, Париж, Франция, 1163–1345.
4. «Зеленый человек» в декоре Бамбергского собора, Германия, начало 13 века — лицо среди листьев или составленное из них, цветов и фруктов, встречается не только в искусстве раннего Средневековья, но по всему миру.
5. Вход Господень в Иерусалим. Икона, Галиция, начало 17 века — изображение архитектуры подчинено идее Иерусалима как сакрального, а не только исторического города.
6. Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810 — руина — образец «чистой» красоты: ее уже нельзя использовать, можно только рассматривать.
7. Иоганн Цоффани. Трибуна Уффици, 1772–1777 — распространенный сюжет: в мастерской художника происходит дискуссия о красоте.
8. Музей музыки в Сиэтле, арх. Фрэнк Гэри, Сиэтл, США, 2000
.

О том, как красоту представляли себе древние греки и римляне написано множество книг. Для них была важна связь архитектуры с пропорциями человеческого тела. Все части здания должны были соотноситься с ними.

▪️ Пифагорейская традиция рассматривала математические пропорции как мистику, глубинную связь всех вещей в мире.

▪️ Для Аристотеля ключевым был принцип мимесиса — искусство отражает жизнь, приближается к ней. Но это касалось в большей степени живописи и театра, а что изображает, например, колонна — не очень понятно (об архитектуре он писал мало).

▪️ Для Платона красота в приближении к миру идей, эйдосов, которые не имеют материальной формы и могут быть поняты только умом. Так что всякое искусство заведомо неполноценно.

🙏 В Средние века проблема красоты была тесно связана с темой религии. Красота — атрибут божественного, его проявление. Выражение «красив как дьявол» для человека того времени было бы непонятно, ведь дьявол не может быть красив по определению.

▪️ Образ божественного появляется в иконе и в скульптуре. В пространстве и числах зашифрованы религиозные символы — только так их можно рассматривать как красивые.

▪️ В то же время соборы средневековой Европы полны разных странных скульптур и фигур — это проявление народной культуры, архаической тяги к изображению вещей.

✍️ Современное представление об эстетическом суждении (определении того, что красиво, а что — нет) сформулировал Иммануил Кант. Он отмечал, что эстетическое суждение является незаинтересованным — то есть мы ничего не выигрываем от того, что назовем здание красивым или безобразным, и это ни к чему не приведет.

▪️ Это отличается от научного понимания — когда мы открываем новые законы физики, это может привести к серьезным последствиям для всех. И отличается от практического суждения, которое связано с нашим субъективным желанием как-то использовать предмет или нашими эмоциями от его использования.

☝️ И в то же время эстетическое суждение претендует на всеобщность: если я назову что-то красивым, мой собеседник захочет согласиться или возразить, потому что я выражаю мнение не только об отдельном предмете, но и о красоте вообще. Если же я открыл новый закон физики и доказал его, то спорить не о чем, а если я скажу, что люблю помидоры, а он — нет, ничего страшного не случится.

▪️ Именно поэтому споры о красоте — самые ожесточенные 🙂

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Страница из работы Алоиза Ригля — он изучал развитие орнамента.
2. Страница из работы Генриха Вельфлина — сравнение Ренессанса и барокко.
3. Палаццо Кьерикати, арх. Андреа Палладио, Виченца, Италия, 1550–1680 — архитектура маньеризма: для Ренессанса слишком много деталей и неясная форма, а для барокко — слишком мало и нет динамичности.
4. «Мясные ряды», Харлем, Нидерланды, 1602–1603 — пример Северного Возрождения.
5. Книга Эрвина Панофски «Готика. Архитектура и схоластика», 1951
6. Рудольф Виттковер. Анализ планов вилл Палладио.
7. Василий Кандинский. Композиция VIII, 1923.
8. Дом Шрёдер, арх. Геррит Ритвельд, Утрехт, Нидерланды, 1924.
9. Вилла «Дом для Эссекса», арх. бюро FAT и художник Грейсон Перри, Великобритания, 2012–2015.
10. Здание «М2», арх. Кэнго Кума, Токио, Япония, 1991.

Давайте поговорим о том, как возникли архитектурные стили и кто решил, что готика — это готика, а барокко — это барокко.

⚖️ Современная идея архитектурных стилей появилась только в 19 веке. Искусствоведы Алоиз Ригль и Генрих Вельфлин попытались найти общие закономерности, присущие творчеству художников, скульпторов и архитекторов, живших в определенный период времени — больше всего их интересовали Ренессанс и барокко.

▪️ Вельфлин в книге «Ренессанс и барокко» указал на то, что архитекторы этих двух эпох по-разному относились к некоторым общим проблемам, и получил «пары понятий»: «линейность — живописность»; «плоскость — глубина»; «замкнутая форма — открытая форма»; «множественность — единство»; «ясность — неясность».

🤔 С этим подходом сразу начались проблемы. Он формировался только на «чистых» образцах стилей — в первую очередь, на античности и итальянской архитектуре периода Возрождения и барокко.

▪️ Северное барокко таким образом следовало считать «плохим», неправильным барокко, как и маньеризм — переходный момент между Возрождением и барокко. Насколько это справедливо? Что нам удается понять таким образом? Изначально задачей стиля было понять дух эпохи, логику мышления авторов, а это трудно делать, когда считаешь, что есть «плохое» и «хорошее».

▪️ Кроме того, искусство остальных эпох и стран в такие простые схемы не укладывалось — там выделять стили оказалось намного сложнее.

💭 Альтернативой идее стиля по формальным признакам (форме колонн, пропорциям, зданиям) стал иконологический подход, в котором здание рассматривается как слепок с мировоззрения. Для каждого периода характерны свои идеи, выражаемые в устойчивых формах зданий. Сначала эти формы надо выделить, сравнивая друг с другом много примеров (этот этап называется иконографическим анализом), а потом сопоставлять с другими явлениями культуры.

▪️ Эрвин Панофски показал, что появление готического стиля тесно связано с развитием схоластической теологии. А Рудольф Виттковер в книге «Архитектурные принципы в эпоху гуманизма» пристально изучал связь между планами вилл Палладио и философией Возрождения.

〰️ С развитием абстрактного искусства в 20 веке идею красоты стали связывать уже не со стилем или значением, а с непосредственным переживанием формы. Василий Кандинский писал в книге «Линия и точка на плоскости» о разных эмоциях, которые могут вызывать линии разных форм. Архитекторы искали способы создавать яркие переживания в геометрии внешних объемов и пространства внутри здания.

▪️ Эта идея и сейчас привлекает многих архитекторов (не обязательно модернистов), считающих, что архитектура не должна выражать никакой идеи красоты кроме своей собственной — красоты форм, материалов, поверхностей, эффектов света и т.д.

🧩 Для постмодернистов идея красоты была другой: они считали, что архитектура (как поэзия, изобразительное искусство, кино) наполнена самыми разными культурными смыслами, выраженными в формах. Архитектор, как поэт, пользуется метафорой, рифмой, иронией, пафосом, он цитирует, переводит, заимствует и т.д. Красота — в том, как он это делает, в том, насколько интересна его трактовка, глубока мысль.

1, 2. Вилла Майреа, арх. Алвар Аалто, Финляндия, 1939 — финский модернист высоко ценится последователями феноменологии в архитектуре за его внимание к деталям и материалам.
3, 4. Церковь Св. Марка, арх. Сигурд Леверенц, Стокгольм, Швеция, 1956 — шведский архитектор стал известен тонким подходом к использованию кирпича.
5, 6. Вилла ПО-2, арх. Александр Бродский, Никола-Ленивец, Россия, 2018 — российский архитектор любит работать со вторично используемыми материалами, таким образом обращаясь к культурной памяти советского человека. В Никола-Ленивце он построил дом из типовых бетонных панелей забора ПО-2.
7, 8. Часовня брата Клауса, арх. Петер Цумтор, Кёльн, Швейцария, 2007
9, 10. Музей океана и серфинга, арх. Стивен Холл, Биаррица, Франция, 2011 — здание напоминает о морской волне, гальке, легких временных конструкциях на пляжах.

Давайте обсудим, как на понимание красоты архитектуры повлияла современная философия.

📏 Все предыдущие рассуждения о красоте сходны в одном: потенциально существует единая шкала красоты — даже если мы никогда не сможем договориться о ее стандартах. Это могут быть пропорции, символизм, ощущение благородства или эмоциональная встряска — но все должны увидеть или почувствовать архитектуру одинаково.

▪️ В 20 веке развивалась и другая идея красоты — феноменологическая. Основанное Эдмундом Гуссерлем философское направление феноменологии требовало от мыслителей «вернуться к вещам» — то есть перестать видеть мир сквозь призму понятий, которые отличаются в разных науках и философиях, но никогда до конца не объясняют смысл.

🧠 Феноменология оказала большое влияние на архитектуру: философы и архитекторы сосредоточились на восприятии как таковом, на устройстве зрения и других органов чувств, воображения, памяти и т.д.

▪️ Архитекторам этого направления стало важнее не как здание выглядит, а как его переживает наблюдатель. Под переживанием понимается целостный опыт, который включает все: форму здания, материалы, функцию, погоду, наш предыдущий опыт взаимодействия с архитектурой, а также разные органы чувств — не только зрение, но и слух, осязание, движение.

📕 Финский архитектор Юхани Палласмаа написал две книги, каждая из которых по своему интерпретирует идеи феноменологии в архитектуре.

▪️ В «Мыслящей руке» он описывает роль интуиции в творчестве архитектора, предлагая рассматривать все тело архитектора как орган, принимающий решения. Архитектору необязательно рассчитывать пропорции, чтобы добиться гармонии, он должен научиться их чувствовать.

▪️ В книге The Eyes of the Skin («Глаза кожи») он пишет о том, что, к сожалению, визуальная составляющая архитектуры стала самой важной, а другие органы чувств оказались напрасно отодвинуты на второй и третий планы.

🏗 Самым известным архитектором феноменологического направления стал швейцарец Петер Цумтор. В его проектах всегда использованы интересные материалы и необычные световые эффекты. А иногда — даже особый способ строительства.

▪️ Например, для строительства небольшой часовни брата Клауса около деревни Вахендорф в Швейцарии он построил шалаш, который играл роль опалубки. После высыхания бетона эти бревна сожгли, и внутренняя поверхность стен часовни стала рельефной и обугленной.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;