angle-down facebook instagram vkontakte warning

Андреа Палладио

Городские проекты

В городских проектах Палладио проявляет себя как современный архитектор. Узнаем, какие приемы он применял и рассмотрим знаменитые палаццо, построенные Палладио в Виченце.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

О городских проектах Палладио

1. Базилика в Виченце
2. Палаццо делла Раджоне, Падуя, 1172–1440
3. Палаццо Ка-д'Оро, Венеция, 1425–1430 годы — готический полифорий, серия арок — любимый прием архитекторов венецианских палаццо
4. «Серлиана» в книге Себастьяна Серлио, 1537
5. Мотив серлианы в Палаццо дель Те, Джулио Романо, Мантуя, 1534
6. Нимфей в Дженаццано, приписывается Донато Браманте, построен в нач. 16 века, разрушен в 19 веке
7. Библиотека Марчиана, арх. Якопо Сансовино, Венеция, 1537–1547 — зазор между крайними колоннами едва виден, но он есть
8. Базилика Палладиана, Виченца, 1549–1614
9. Кафе на крыше лоджии
10. Чертеж базилики в Виченце из книги Палладио

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте рассмотрим городские проекты Палладио. И начнем с одной из самых известных его работ в принципе — Базилики в Виченце.

🏛 Базилика в Виченце — готическое здание ратуши 15 века, перестроенное в 16 веке Андреа Палладио. Он построил мраморную галерею в классических формах с портиком, которая скрыла готическую архитектуру и вынесла элементы общественной жизни наружу, к площади. Он же назвал ратушу «базиликой», как аналогичные общественные постройки в античности. Палладио на момент начала строительства было 40 лет, но как архитектор он считался начинающим. Работа затянулась на долгие годы и завершилась только после смерти архитектора. Почти все эти годы он получал 60 скудо (8 400 сольдо) в месяц — не самые плохие деньги, ведь кусок мяса на ужин стоил 2 сольдо.

📐 В этой работе Палладио уже проявляет себя как архитектор современный. Во-первых, он с уважением относится к старинной ратуше — хотя ее и так не хотели сносить (проект Палладио и без того обошелся городу в круглую сумму). Такие ратуши часто строились в итальянских городах в готическом стиле. В главной большой зале на втором этаже — суд и городской совет. На первом этаже — рынок. Эту рыночную часть он хотел расширять в первую очередь. В родной для Палладио Падуе серию галерей к фасаду старинного здания прилепили довольно неаккуратно (в несколько подходов).

🔲 Но Палладио поступает иначе — его лоджия с широким шагом полуциркульных арок аккуратно обходит готическое здание по всему периметру, но не закрывает его полностью. Верхняя часть ратуши — пропорционально вписывается в общую систему (по высоте она равна высоте лоджии).

🔝 Во-вторых, Палладио выбирает модный прием для создания лоджии и умело его использует. Это так называемая «серлиана» — комбинация из проема с высокой полуциркульной аркой и двух прямоугольных проемов по бокам. В древнеримской архитектуре такой прием встречается только в одном месте — во дворце Диоклетиана в Сплите. Этот город был частью Венецианской республики. Однако обычно это изобретение приписывают Донате Браманте. Себастьяно Серлио, ученик Браманте, популяризировал этот прием в своей книге.

〰️ Палладио использует этот прием смелее и гибче, чем другие. Полуциркульные (то есть с правильной окружностью) арки — красивый и очень римский прием. Их нельзя сжимать и растягивать, как готические стрельчатые арки, пропорции приходится строго соблюдать. Не всегда правильное количество арок может занять фасад — есть риск, что или по углам останется место, или крайние арки придется сделать меньше, или же простенки между арками шире. Палладио изменяет боковые проемы «серлианы» на углах базилики, что добиться ровной аркады.

1, 2. Палаццо Тьене, Виченца, 1550–1551
3, 4. Палаццо Порто, Виченца, 1552
5, 6. Палаццо Чьерикати, Виченца, 1550–1680
7. Палаццо дель Капитанио, Виченца, 1565–1572
8. Палаццо дель Капитанио и базилика друг на против друга

Пришло время поговорить о знаменитых палаццо, построенных Палладио в Виченце.

🏛 В этих проектах Палладио ищет ответ на вопрос: как использовать ордер в частном здании. Здесь нельзя переборщить — частный дом не может быть похож на церковь или дворец короля (которого в Венеции нет). Но Палладио вслед за своим учителем Триссино воспринимает ордер не только эстетически, но и этически: все, что красиво — имеет отношение к благу (привет греческой философии).

◽️ Палаццо Тьене. Перестроенное готическое здание. Единственный палаццо Палладио с симметрично обстроенным двором в духе традиционных флорентийских дворцов. Фасадом Плаццо Тьене вдохновлялся советский архитектор Иван Жолтовский, когда проектировал Дом Тарасова в Москве.

◽️ Палаццо Порто. Судя по черновикам, Палладио планировал построить два отдельных жилых здания, одно из которых должно было располагаться вдоль улицы, а другое — примыкать к задней стене двора. В ходе строительства оба блока соединили внутренним двором с огромными композитными колоннами.

💠 Палаццо Тьене и Палаццо Порто близки по масштабу, но отличаются решениями одинаковых элементов. В палаццо Тьене на цокольном этаже утрированно тяжелый руст, на втором — тонкие плоские пилястры, руст в оформлении окон, выступающий карниз. В палаццо Порто — цокольный этаж значительно легче, зато на втором этаже вместо пилястр — полуколонны, а здание завершается не карнизом, а аттиком.

◽️ Палаццо Чьерикати. Фасад состоит из двух рядов колонн — дорических на нижнем и ионических на верхнем. Центральная часть фасада немного выступает вперед. Интересно, что заказчик попросил открыть часть первого этажа для общего пользования: Палладио смог решить эту задачу, сохранив и интимность жилых помещений.

◽️ Палаццо дель Капитанио. Типичное для севера Италии общественное сооружение с лоджией внизу и залом сверху. Завершение строительства совпало с крупной победой венецианцев над турками, поэтому боковой фасад напоминает триумфальные арки, скульптуры и барельефы изображают трофеи, взятые у турок. Целиком здание не удалось построить.

⚖️ Палаццо Чьерикати и палаццо дель Капитанио сравнивать уже труднее. Оба имеют более торжественный и фундаментальный масштаб. Чьерикати — это прообраз более крупных дворцов. Здесь найден точный баланс между центром фасада и боковыми частями, первым и вторым этажом. Два ордера, тосканский и ионический, использованы так близко друг к другу по масштабу и пропорциям, что весь фасад выглядит как единый организм.

▪️ В палаццо дель Капитанио единство достигается радикально другим образом — Палладио использует свой «фирменный» колоссальный ордер, громадные полуколонны, которые объединяют первый уровень и второй. Смелость этого жеста хорошо видна в сравнении с базиликой, которая стоит напротив.

1. Мезон Карре, Ним, Франция, 1 век до н.э.
2. Пантеон, Рим, Италия, 2 век
3. Санта Мария Новелла, арх. Леон Баттиста Альберти, Флоренция, Италия, 15 век — новый фасад скрывает за собой старую церковь, фронтон относится только к центральной части
4. Сант-Андреа, арх. Леон Баттиста Альберти, Мантуя, Италия, 15 век — фасад выступает как единое целое, фронтон относится ко всему фасаду
5, 6, 7. Иль Реденторе, арх. Андреа Палладио, Венеция, Италия, 1577–1592
8, 9, 10. Сан-Джорджо-Маджоре, арх. Андреа Палладио, Венеция, Италия, 1566–1610

Теперь рассмотрим две венецианские церкви Палладио — Иль Реденторе и Сан-Джорджо-Маджоре. По ним видно, как изобретательно архитектор решил важную проблему ренессансных церквей.

Архитекторы эпохи Возрождения столкнулись со сложным вопросом: каким делать фасад церкви. Ближе всего по значению и самыми эстетичными были античные храмы, оставшиеся и описанные в книгах. Но античный храм — здание с одним залом, который по высоте и ширине полностью совпадал с фасадом. Такой фасад было легко сделать по всем правилам античных пропорций.

📐 Христианская базилика — трех или даже пятинефное пространство, в котором центральный неф заметно выше остальных. Здесь уже античные правила так просто не применить. Архитекторы либо увеличивали размеры фасада, скрывая за ним истинное здание, либо пытались выстроить композицию, в которой центральная часть выше боковых.

🏛 Отдельная проблема — традиционный для античных храмов треугольный фронтон. Он либо не относится ко всему храму (что не очень хорошо), либо гораздо больше входа в храм, неизбежно связанного с центральным нефом.

Палладио удалось разрешить этот парадокс 👇

⛪️ Иль Реденторе была заложена в 1577 году в благодарность Спасителю за избавление от эпидемии чумы, которая унесла жизни трети жителей Венеции. Палладио спроектировал однонефную церковь с тремя часовнями. Выразительный фасад, хорошо видный со стороны канала, вдохновлен римским Пантеоном.

▪️ Центральный треугольный фронтон фасада перекрывает более крупный нижний. Высота церкви составляет четыре пятых всей ширины, тогда как ширина центральной части — пять шестых ее высоты.

⛪️ Сан-Джорджо-Маджоре — одна из самых известных работ Палладио, которую завершили уже после его смерти. Получилась трехнефная церковь с квадратной кирпичной колокольней. Здесь Палладио опять использует в фасаде христианской церкви классические архитектурные элементы.

▪️ Два фасада наложены друг на друга: один с широким фронтоном, покрывающим неф и оба прохода, другой поверх первого — с более узким фронтоном шириной с неф и четырьмя колоннами на высоких постаментах.

📏 Важную роль в таком подходе играет вариация масштаба ордера, на что решались немногие архитекторы.

▪️ Для центральной части и более высокого фронтона Палладио выбирает очень крупный ордер — полуколонны или сильно выступающие пилястры.

▪️ Для маленького фасада — ордер меньше, представленный почти плоскими пилястрами. При этом оба ордера объединены тем, что вход в храм в центре «большого» фасада соответствует высоте «маленького».

⬜️ В интерьере обе церкви очень сдержанны. Палладио больше всего верит в красоту пропорций, и для такого важного пространства, как храм, пытается свести декорацию к минимуму, подчеркивая ордерные элементы: капители, карнизы, арки, темные серые детали графично выступают не белом фоне.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;