Андреа Палладио
Палладио в 20 веке
К Палладио обращаются как постмодернисты, так и те, кто работают в классической традиции. Узнаем, что они в нем находят.
1. Рудольф Уиттковер (1901–1971) — историк архитектуры, специалист по Ренессансу и барокко
2. Книга «Архитектурные принципы в эпоху гуманизма», 1949 (Обложка издания 1965)
3. Колин Роу (1920–1999) в 1960-е
4. Статья «Математика идеальной виллы» в журнале Architectural Review, 1947
5. Аналитические диаграммы сравнения виллы Фоскари Палладио и виллы Штайн Ле Корбюзье
6. Вилла Штайн в Гарш, арх. Ле Корбюзье, 1927
7. Вилла Фоскари, арх. Андреа Палладио, 1560
Палладио оставался примером для многих поколений архитекторов, которые проектировали традиционную архитектуру. Но и современные архитекторы тоже его полюбили.
📖 Помогли им двое ученых — историк архитектуры Рудольф Уиттковер и его ученик Колин Роу. В 1940-х гг. Уиттковер выпустил книгу «Архитектурные принципы в эпоху гуманизма».
▪️ В ней он показывает, как Палладио формирует свою идеологию приверженности чистым идеалам красоты, и постепенно формулирует архитектурный язык, на котором ее можно выразить. Он обращает внимание на системность и гибкость Палладио.
📕 Его ученик Колин Роу пошел еще дальше. Используя материалы учителя, он показал в статье «Математика идеальной виллы», что Палладио и современная архитектура не так уж и далеки друг от друга.
▪️ Сравнивая виллы Палладио и Ле Корбюзье, он находит много интересных параллелей не только в том, как архитекторы относятся к самой идее жизни за городом, но и в «математике» — использовании пропорциональных схем.
💡 Эти исследования произвели большое впечатление на современных архитекторов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Письмо 1956 года Колина Роу Луису Кану — текст отпечатан на машинке, а карандашом нарисованы схемы
2. Купальни, арх. Луис Кан, 1955
3. Купальни, план, разрез
4. Офисный центр, арх. Альдо Росси, Перуджа, 1983
5. Villa Glashütte, арх. Освальд Матиас, Утшайд, Германия, 1988
6. План Villa Glashütte
7. Школа бизнеса Дарден, арх. Роберт Стерн, Университет Вирджинии, Шарлотсвилл, 1996
8. Бизнес-центр на Новинском Бульваре, Москва, арх. Дмитрий Бархин, 1999
9. ЖК «Город набережных», арх. Максим Атаянц, Московская область, 2015
10. Особняк в поселке Бор, арх. Михаил Филиппов, 2005
Теперь поговорим об архитекторах середины 20 века, которых вдохновлял Палладио.
📐 Одним из них был Луис Кан. Он был в хороших отношениях с Колином Роу, и в переписке архитектурный критик даже рисовал ему схемы, объясняя идеи Палладио. Это влияние хорошо заметно в нескольких проектах Кана. Например, в проекте купален видно, что Кан использует распространенный в Возрождении и у Палладио прием «девять квадратов» для построения плана.
🏛 Итальянский архитектор-постмодернист Альдо Росси был большим фанатом архитектуры эпохи Возрождения и использовал мотивы из этого времени в разных проектах. В офисном центре в Перудже, который был построен в 1983 году, несмотря на другой масштаб, легко увидеть связь с композицией вилл Палладио.
⚪️ В 60–80-х годы европейские архитекторы любили обращаться к универсальным законам пропорции, использовать мотивы Палладио, не прибегая при этом к прямому копированию. Среди интересных примеров — виллы Освальда Матиаса Унгерса, тоже цитирующая виллу Ротонда.
🏗 И конечно, любят Палладио архитекторы, которые продолжают работать в классической традиции и сегодня. Например, Роберт Стерн, в проекте кампуса для бизнес-школы Дарден в Университете Вирджинии подражает и Палладио, и Джефферсону. Есть такие архитекторы и в России, например: Дмитрий Бархин, Максим Атаянц, Михаил Филиппов.
1–4. Диаграммы, иллюстрирующие правила «грамматики Палладио» по Стайни и Митчеллу
5, 6. Идеальная и действительная виллы Ротонда
7, 8. Выставка Palladio Virtuel в Йельском университете в 2012 году
9, 10. Макеты с выставки
А теперь обратимся к двум любопытным прочтениям архитектуры Палладио, которые появились в 20 веке.
📕 Первое — исследование «Грамматика Палладио», которое опубликовали в 70-х годах Джордж Стайни и Уильям Митчелл. Внимательно анализируя виллы Палладио и его книгу, они сформулировали математические правила стиля Палладио.
▪️ Они представили процесс проектирования виллы как последовательное применение некоторых правил, построенных на идее симметрии и зависимости всех элементов друг от друга. План виллы, расположение стен, окон и дверей, по их мнению, подчиняются этой «грамматике»
🏛 Другой подход к анализу системы Палладио выбрал американский архитектор Питер Айзенман. Он предложил рассматривать виллы Палладио как комбинацию трех принципиальных элементов: портика (их Айзенман обозначал белым цветом), главного пространства (черный), переходные пространства (серый). В этом он увидел отличие Палладио от традиции Возрождения, в которой архитекторы стремились к восприятию пространства как единого целого.
▪️ Он также обратил внимание на то, что проекты Палладио существуют в двух видах — идеальном (в книгах архитектора и в книгах исследователей) и реальном. В исследовании Айзенман противопоставлял идеальные и действительные пространства, чтобы показать, что метод работы Палладио сложнее, чем кажется. На основе исследования была подготовлена выставка с макетами вилл, а потом вышла и книга.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день