angle-down facebook instagram vkontakte warning

Андреа Палладио

Виллы

Палладио добавил ордер частным домам. Узнаем, как это стало одной из отличительных черт его стиля и будущего палладианства.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Карта Венеции 16 века
2. Карта Terra Ferma
3. Виллы Палладио на карте, всего он построил около 30 зданий
4. Джентиле Беллини. Крестный ход на площади Сан-Марко, 1496
5. Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской, 1563 — разумеется, картина изображает знатное венецианское общество
6. Планы вилл Палладио, приведенные к одной схеме (справа внизу)
7. Иллюстрация Палладио к изданию Витрувия, которое подготовил Даниеле Барбаро (1567) — так архитектор представлял себе дом древнего человека, о котором упоминает Витрувий

Давайте поговорим о виллах Палладио. Здесь он тоже совершил несколько открытий, которые оказали влияние на будущее архитектуры. Сперва разберемся в его принципах, а потом посмотрим на примеры.

🧩 В 13 веке Венецианская республика расширяет свои владения на материк. Возникает Terra Ferma — твердая земля, венецианские провинции. К 16 веку из-за войн, противостояния с Папами и проблем на море жизнь на материке стала для венецианских вельмож привлекательнее жизни в городе. Сельское хозяйство заменяло часть доходов, которых лишались венецианцы из-за неудач на море.

📚 Конечно, вельмож и архитекторов вдохновляли античные примеры. Красочные описания жизни на римских виллах были известны не хуже, чем речи Цицерона или военные победы Цезаря. На Палладио стали сыпаться заказы на виллы.

🏛 Сам Палладио был уверен, что первые жилища были индивидуальными, а только потом люди стали собираться в города. К тому же обычная римская архитектура практически вся была утрачена (Помпеи открыли только в 18 веке). И Палладио считал, что дома римлян выглядели примерно как римские храмы (но, конечно, попроще).

📐 Вилла для Палладио — это фундамент архитектуры в принципе. Он соблюдал вечные законы красоты и в проектировании обычного жилья, стремился к максимально ясной, логичной организации пространства главного дома, без лишних помещений, хаотичных окон на фасаде.

📜 Палладио придумал простую схему: вход по центру, за ним вестибюль и главный зал. Справа и слева — главные, вспомогательные помещения и лестницы. Схема легко адаптировалась под нужды каждого заказчика, бюджет и местность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Вилла Годи, Виченца, Италия, 1537–1542
2. Главный зал виллы, украшенный фресками
3. Разрез виллы — можно видеть большие хозяйственные помещения на первом этаже
4. Вилла Пизани, Виченца, Италия, 1540-е
5. Задний фасад виллы
6. Главный зал виллы
7. Вилла Барбаро, 1560-е
8. Зал с росписями Веронезе, в которых он активно использует архитектурные иллюзии — колонны, ниши, арки, даже показывает людей, выглядывающих из-за двери
9. Нимфей у виллы Барбаро
10. Церковь (Темпьетто) Барбаро — одна из последних работ Палладио

Для начала рассмотрим три ранние виллы, построенные Палладио.

🏛 Вилла Годи. Фасад без лишних украшений, свойственных зрелым работам Палладио, с симметричными пропорциями и массивной конструкцией. Симметричный план располагает комнаты по обе стороны от главного зала.

▪️ Обширный комплекс хозяйственных построек, видимо, присоединили к вилле позже. Но и в самом доме Палладио устраивает подвалы и чердаки — это решение, которое приходит из Венеции, где мало места. Подвалы вынуждают Палладио поднять первый этаж дома очень высоко и сделать длинную лестницу.

▪️ Из-за отодвинутой вглубь центральной части у Палладио в вилле Годи не получается создать такой впечатляющий античный образ, которым славятся его другие виллы.

🏛 Вилла Пизани. Вилла с симметричным фасадом и сельскими элементами в интерьере, чтобы подчеркнуть связь с деревенским ландшафтом. В задней части располагалось длинное крыло с голубятнями на конце. В интерьере Палладио добавил Т-образный зал с цилиндрическим сводом, вдохновленным римскими банями.

▪️ Над виллой Пизани Палладио начал работать спустя пять лет после виллы Годи. Но здесь он действует смелее. Большее влияние на него оказала поездка в Рим, который он изучал в подробностях и даже написал два путеводителя.

▪️ В вилле Пизани видно также влияние современной римской архитектуры — Браманте, Рафаэля, Джулио Романо. Вероятно, именно из-за них у виллы появляется аркада на фасаде с тяжелым рустом, а на заднем фасаде — полукруглое окно с перемычками, которые можно видеть в римских банях и базиликах.

🏛 Вилла Барбаро. План состоит из трех блоков, соединенных перпендикулярным к ним коридором. Центральный блок с главной гостиной выступает вперед и напоминает портик римского храма с четырьмя ионическими колоннами и большим фронтоном.

▪️ Центральный корпус виллы уже безошибочно напоминает о портике античного храма. Вилла должна была быть не только загородным домом, но и местом приемов. Над фресками в интерьере работал Паоло Веронезе, в поместье была своя церковь (тоже Палладио), нимфей — пруд с источником, типичный элемент в крупных европейских садах и парках.

▪️ Даниеле и Маркантонио Барбаро были одними из богатейших и просвещеннейших венецианцев, послами при дворах Елизаветы I в Англии и Карла IX во Франции. Даниеле Барбаро был фактически, покровителем и интеллектуальным партнером Палладио. Вместе они издали перевод Витрувия, в котором Палладио отвечал за иллюстрации, а Барбаро — за весьма подробные и длинные комментарии к античному тексту.

1. Вилла Корнаро, Пьомбино-Дезе, Италия, 1553–1554, главный фасад
2. Главный зал виллы с четырьмя колоннами
3. План виллы
4. Вилла Фоскари (Мальконтента), Мира, Италия, 1558–1560, главный фасад
5. Задний фасад
6. Главный зал виллы, с росписями на темы Овидия, аллегориями Искусств и Добродетелей
7. Вилла Ротонда (Капри), Виченца, Италия, 1567–1592
8. План и разрез
9. Центральный круглый зал
10. Купол зала с открытым окном-окулюсом, как в Пантеоне — решение, которое добавил Винченце Скамоцци, когда ему пришлось заканчивать работу над виллой после смерти Палладио

Перед нами еще несколько интересных примеров вилл Палладио — в них он наиболее ярко представляет идею совмещения дома и элементов античного храма.

🏛 Вилла Корнаро. На северном фасаде — портик-лоджия, которая защищена от солнца и открыта для прохладного морского ветра. Все помещения расположены симметрично. Центральный зал по ширине равен портикам благодаря тому, что лестницы расположены в выступающих крыльях. Вилла стала образцом для палладианских домов по всему миру, особенно в Англии и США.

▪️ Заказчик Палладио, Алевиз Корнаро, не был таким важным аристократом, как многие другие заказчики Палладио. Он тоже неплохо разбирался в архитектуре, но смотрел на вопрос более прагматично: «Здание может быть и прекрасным, и удобным, и не быть при этом ни Дорическим, ни какого-либо другого ордера». Тем не менее, для него Палладио построил виллу с двумя портиками и очень просторным главным залом. Четыре колонны в нем — прямое заимствование из античных описаний атриумов римских домов, только у римлян крыша в таком зале была открыта небу.

🏛 Вилла Фоскари, также известная как Мальконтента. Стоит на цокольном этаже, характерном для всех вилл Палладио, но цокольный уровень в два раза выше, чем обычно. На центральном фасаде — портик ионического ордера. Как и у виллы Ротонды, здесь нет сельскохозяйственных построек.

▪️ Портики виллы Ротонда и виллы Фоскари так похожи, что можно перепутать. А общая идея и план — ближе к вилле Чьерикати, над которой Палладио работал примерно в эти годы. Еще одна особенность, которая роднит ее с виллой Ротондой — необычно высокий центральный зал, не круглый, но близкий к этому.

🏛 Вилла Ротонда. Здание расположено на холме. Изначально спроектировано не для сельского участка, а как пригородный дом — сам Палладио называл его «палаццо».

▪️ В плане это симметричное квадратное здание с портиками на каждой стороне. Каждый фронтон поддерживается шестью ионическими колоннами. Через портики можно попасть в центральный зал с круглым куполом. Главные комнаты располагались на втором этаже. Здание повернуто на 45 градусов к сторонам света, чтобы в каждую комнату попадало немного солнца.

▪️ Самая известная вилла Палладио представляет собой комбинацию двух главных увлечений архитекторов возрождения — портик с подъемом (такой можно увидеть у Мезон Карре в Ниме) и цилиндрическое здание (как Пантеон). Рисунок похожего дома в бумагах Палладио можно найти за 25 лет до строительства виллы Ротонда.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;