Андреа Палладио
Виллы
Палладио добавил ордер частным домам. Узнаем, как это стало одной из отличительных черт его стиля и будущего палладианства.
1. Карта Венеции 16 века
2. Карта Terra Ferma
3. Виллы Палладио на карте, всего он построил около 30 зданий
4. Джентиле Беллини. Крестный ход на площади Сан-Марко, 1496
5. Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской, 1563 — разумеется, картина изображает знатное венецианское общество
6. Планы вилл Палладио, приведенные к одной схеме (справа внизу)
7. Иллюстрация Палладио к изданию Витрувия, которое подготовил Даниеле Барбаро (1567) — так архитектор представлял себе дом древнего человека, о котором упоминает Витрувий
Давайте поговорим о виллах Палладио. Здесь он тоже совершил несколько открытий, которые оказали влияние на будущее архитектуры. Сперва разберемся в его принципах, а потом посмотрим на примеры.
🧩 В 13 веке Венецианская республика расширяет свои владения на материк. Возникает Terra Ferma — твердая земля, венецианские провинции. К 16 веку из-за войн, противостояния с Папами и проблем на море жизнь на материке стала для венецианских вельмож привлекательнее жизни в городе. Сельское хозяйство заменяло часть доходов, которых лишались венецианцы из-за неудач на море.
📚 Конечно, вельмож и архитекторов вдохновляли античные примеры. Красочные описания жизни на римских виллах были известны не хуже, чем речи Цицерона или военные победы Цезаря. На Палладио стали сыпаться заказы на виллы.
🏛 Сам Палладио был уверен, что первые жилища были индивидуальными, а только потом люди стали собираться в города. К тому же обычная римская архитектура практически вся была утрачена (Помпеи открыли только в 18 веке). И Палладио считал, что дома римлян выглядели примерно как римские храмы (но, конечно, попроще).
📐 Вилла для Палладио — это фундамент архитектуры в принципе. Он соблюдал вечные законы красоты и в проектировании обычного жилья, стремился к максимально ясной, логичной организации пространства главного дома, без лишних помещений, хаотичных окон на фасаде.
📜 Палладио придумал простую схему: вход по центру, за ним вестибюль и главный зал. Справа и слева — главные, вспомогательные помещения и лестницы. Схема легко адаптировалась под нужды каждого заказчика, бюджет и местность.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Вилла Годи, Виченца, Италия, 1537–1542
2. Главный зал виллы, украшенный фресками
3. Разрез виллы — можно видеть большие хозяйственные помещения на первом этаже
4. Вилла Пизани, Виченца, Италия, 1540-е
5. Задний фасад виллы
6. Главный зал виллы
7. Вилла Барбаро, 1560-е
8. Зал с росписями Веронезе, в которых он активно использует архитектурные иллюзии — колонны, ниши, арки, даже показывает людей, выглядывающих из-за двери
9. Нимфей у виллы Барбаро
10. Церковь (Темпьетто) Барбаро — одна из последних работ Палладио
Для начала рассмотрим три ранние виллы, построенные Палладио.
🏛 Вилла Годи. Фасад без лишних украшений, свойственных зрелым работам Палладио, с симметричными пропорциями и массивной конструкцией. Симметричный план располагает комнаты по обе стороны от главного зала.
▪️ Обширный комплекс хозяйственных построек, видимо, присоединили к вилле позже. Но и в самом доме Палладио устраивает подвалы и чердаки — это решение, которое приходит из Венеции, где мало места. Подвалы вынуждают Палладио поднять первый этаж дома очень высоко и сделать длинную лестницу.
▪️ Из-за отодвинутой вглубь центральной части у Палладио в вилле Годи не получается создать такой впечатляющий античный образ, которым славятся его другие виллы.
🏛 Вилла Пизани. Вилла с симметричным фасадом и сельскими элементами в интерьере, чтобы подчеркнуть связь с деревенским ландшафтом. В задней части располагалось длинное крыло с голубятнями на конце. В интерьере Палладио добавил Т-образный зал с цилиндрическим сводом, вдохновленным римскими банями.
▪️ Над виллой Пизани Палладио начал работать спустя пять лет после виллы Годи. Но здесь он действует смелее. Большее влияние на него оказала поездка в Рим, который он изучал в подробностях и даже написал два путеводителя.
▪️ В вилле Пизани видно также влияние современной римской архитектуры — Браманте, Рафаэля, Джулио Романо. Вероятно, именно из-за них у виллы появляется аркада на фасаде с тяжелым рустом, а на заднем фасаде — полукруглое окно с перемычками, которые можно видеть в римских банях и базиликах.
🏛 Вилла Барбаро. План состоит из трех блоков, соединенных перпендикулярным к ним коридором. Центральный блок с главной гостиной выступает вперед и напоминает портик римского храма с четырьмя ионическими колоннами и большим фронтоном.
▪️ Центральный корпус виллы уже безошибочно напоминает о портике античного храма. Вилла должна была быть не только загородным домом, но и местом приемов. Над фресками в интерьере работал Паоло Веронезе, в поместье была своя церковь (тоже Палладио), нимфей — пруд с источником, типичный элемент в крупных европейских садах и парках.
▪️ Даниеле и Маркантонио Барбаро были одними из богатейших и просвещеннейших венецианцев, послами при дворах Елизаветы I в Англии и Карла IX во Франции. Даниеле Барбаро был фактически, покровителем и интеллектуальным партнером Палладио. Вместе они издали перевод Витрувия, в котором Палладио отвечал за иллюстрации, а Барбаро — за весьма подробные и длинные комментарии к античному тексту.
1. Вилла Корнаро, Пьомбино-Дезе, Италия, 1553–1554, главный фасад
2. Главный зал виллы с четырьмя колоннами
3. План виллы
4. Вилла Фоскари (Мальконтента), Мира, Италия, 1558–1560, главный фасад
5. Задний фасад
6. Главный зал виллы, с росписями на темы Овидия, аллегориями Искусств и Добродетелей
7. Вилла Ротонда (Капри), Виченца, Италия, 1567–1592
8. План и разрез
9. Центральный круглый зал
10. Купол зала с открытым окном-окулюсом, как в Пантеоне — решение, которое добавил Винченце Скамоцци, когда ему пришлось заканчивать работу над виллой после смерти Палладио
Перед нами еще несколько интересных примеров вилл Палладио — в них он наиболее ярко представляет идею совмещения дома и элементов античного храма.
🏛 Вилла Корнаро. На северном фасаде — портик-лоджия, которая защищена от солнца и открыта для прохладного морского ветра. Все помещения расположены симметрично. Центральный зал по ширине равен портикам благодаря тому, что лестницы расположены в выступающих крыльях. Вилла стала образцом для палладианских домов по всему миру, особенно в Англии и США.
▪️ Заказчик Палладио, Алевиз Корнаро, не был таким важным аристократом, как многие другие заказчики Палладио. Он тоже неплохо разбирался в архитектуре, но смотрел на вопрос более прагматично: «Здание может быть и прекрасным, и удобным, и не быть при этом ни Дорическим, ни какого-либо другого ордера». Тем не менее, для него Палладио построил виллу с двумя портиками и очень просторным главным залом. Четыре колонны в нем — прямое заимствование из античных описаний атриумов римских домов, только у римлян крыша в таком зале была открыта небу.
🏛 Вилла Фоскари, также известная как Мальконтента. Стоит на цокольном этаже, характерном для всех вилл Палладио, но цокольный уровень в два раза выше, чем обычно. На центральном фасаде — портик ионического ордера. Как и у виллы Ротонды, здесь нет сельскохозяйственных построек.
▪️ Портики виллы Ротонда и виллы Фоскари так похожи, что можно перепутать. А общая идея и план — ближе к вилле Чьерикати, над которой Палладио работал примерно в эти годы. Еще одна особенность, которая роднит ее с виллой Ротондой — необычно высокий центральный зал, не круглый, но близкий к этому.
🏛 Вилла Ротонда. Здание расположено на холме. Изначально спроектировано не для сельского участка, а как пригородный дом — сам Палладио называл его «палаццо».
▪️ В плане это симметричное квадратное здание с портиками на каждой стороне. Каждый фронтон поддерживается шестью ионическими колоннами. Через портики можно попасть в центральный зал с круглым куполом. Главные комнаты располагались на втором этаже. Здание повернуто на 45 градусов к сторонам света, чтобы в каждую комнату попадало немного солнца.
▪️ Самая известная вилла Палладио представляет собой комбинацию двух главных увлечений архитекторов возрождения — портик с подъемом (такой можно увидеть у Мезон Карре в Ниме) и цилиндрическое здание (как Пантеон). Рисунок похожего дома в бумагах Палладио можно найти за 25 лет до строительства виллы Ротонда.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день