Как работает коллективная память
Понятие коллективной памяти и его история
Поколения обладают общими воспоминаниями. Разберемся, кто впервые это понял и что такое коллективная память.
Как было зафиксировано существование коллективной памяти?
❓ Обнаружилось, что люди из близких этнических, социальных и религиозных групп, никак не связанных друг с другом лично, могут очень похоже трактовать одни и те же события, которые только косвенно касались их групп. Более того, традиция позволяет им достроить недостающие фрагменты, и разные группы внутри одной культуры «припоминают» эти подробности очень похожим образом.
🗣 Это во многом завязано на языке и дискурсивных практиках, в которых мы обозначаем, что какая-то информация является общеизвестной. Например, существуют стандартные повторяющиеся сюжеты и ситуации, которые люди из одной социальной группы будут представлять одинаково — истории о героях, об основании государства.
👥 Благодаря этом феномену появляется идея о том, что у групп людей существует совместное памятование или коммеморация (от английского commemoration). У разных групп существует разная культура памяти.
🔄 Сначала историки и социологи в качестве объекта исследования выбирали определенную группу и изучали ее культуру памяти. Однако потом подход изменился — методы коллективной памяти начали использовать для того, чтобы определять границы групп.
🌏 Например, после распада СССР мы видим, как у разных поколений происходит одновременно и разделение, и сохранение общей памяти. Люди, родившиеся примерно до 1985 года, сохраняют общую память о советской культуре и чувствуют свою привязанность к ней, хотя в данный момент они живут в разных странах и, соответственно, относятся к разным группам. А у следующего поколения нарушается единство памяти, и молодежь, например, из России и Грузии уже не имеет общей культуры памяти.
➡️ Если раньше делили сообщества в основном по территориальному признаку, то теперь проявляются не только территориальные, но и гендерно-возрастные сообщества, которые также влияют на формирование культуры памяти.
История изучения коллективной памяти начинается в 20 веке, но этот феномен затрагивали и философы 19 века.
👩🎓 Английская писательница и ученая Фрэнсис Йейтс начала исследование памяти с истории Возрождения, и потом ее работы стали основой для изучения европейской коллективной памяти. Именно ей принадлежит идея о контейнерах памяти, которые люди используют для того, чтобы лучше запоминать информацию. Например, люди могут визуализировать различные места, наполняя их знаниями и образами, и таким образом вспоминать какую-то информацию. В массовую культуру это понятие вошло под названием «чертоги разума», которое употребляется, например, в сериале «Шерлок».
🔄 Йейтс говорила о контейнерах в контексте индивидуальной памяти, но позже эта идея начала применяться и относительно коллектива. Например, люди смотрят на одно и то же здание, и у них возникают одинаковые мысли, воспоминания и эмоции, так как это здание является контейнером коллективной памяти.
🏛 Позже появляется идея о «местах памяти», одним из ее исследователей был французский исследователь Пьер Нора. Он считал, что разные места в памяти разных групп будут различаться, то есть сами места, как гиперссылки, содержат в себе определенную информацию.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Многие историки критиковали идею коллективной памяти.
❌ Например, Марк Блок называл ее слишком метафоричной, то есть, скорее всего ложной. Он неоднократно говорил, что эта метафора показывает, будто память индивида и память коллектива работают одинаково.
🔄 Хотя на самом деле речь идет о совместной памяти, которую проще всего представить в виде торрентов или биткоинов. Где хранится информация? Она необязательно находится на каком-то конкретном сервере, тем не менее она существует, и у всех людей есть доступ к ней. Коллективная память основывается на общих традициях, ритуалах, культуре, то есть вся эта информация не находится в чьей-то одной голове, но все равно существует.
🕍 С одной стороны, коллективная память — это все, что важно для коллектива, с другой стороны, наше отношение к коллективной памяти репрезентативно к нам как к индивидуальности. Например, если вся группа чтит Сталина, а я его презираю, это — мое репрезентативное отношение к коллективной памяти.
📺 С течением истории память становится менее контролируемой, так как появляется слишком много акторов, формирующих ее. Раньше ими были только семья, государственные и квази-государственные институты — церковь, философия. Именно они передавали все традиции, мифы. С развитием общества к ним добавляются деятели искусства и средства массовой информации, которые также влияют на формирование памяти. Государство теряет монополию на контроль за передачей информации, по каждому вопросу появляется множество альтернативных мнений.
📱Теперь мельчайшей структурной единицей коллективной памяти является мем.
Как Р. Козеллек критикует концепцию коллективной памяти
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день