Как работает коллективная память
Коллективная травма и вина
Память может порождать травму и даже вину. Разберемся, почему события прошлого пробуждают сильные эмоции в настоящем.
Начав разговор о коллективной памяти, мы вступили на поле психологии.
👤 Первым, кто начал говорить об этом феномене, был Зигмунд Фрейд. Он начал замечать, что люди, пережившие Первую Мировую войну, приходят к нему с похожими проблемами и историями. В этот момент появляется идея о том, что у этих людей есть не просто коллективная память, а коллективная травма.
🔄 Также возможен процесс передачи этой коллективной травмы между поколениями. Это хорошо видно на примере переживания Великой Отечественной войны в нашей стране. Пока непонятно, что больше всего влияет на формирование коллективной травмы — общая история, общий дискурс или изучение одной и той же информации.
📌 Фрейд считал, что люди, пережившие травму, могут находиться в двух состояниях — печаль или тоска.
😰 Тоска — уход от переживания травмы, которое все равно рано или поздно вернется и накатит в один момент.
😢 Печаль — работа над травмой, пропускание боли через себя, которое дает возможность изменить модус существования этой боли и превратить ее в фоновую печаль.
➡️ Соответственно, с коллективной травмой нужно работать так же, как и с индивидуальной. Можно вспоминать о ней раз в году, злиться и напиваться, либо с некоторой печалью постоянно осознавать ее существование.
🧠 Одним из последователей Фрейда был Карл Густав Юнг. Он развивал идею коллективного бессознательного, впитывающего в себя исторические данные и создающего архетипы.
🤷♀️ Но большинство авторов работали именно с европейцами, и совершенно не понятно, работают ли все те же принципы, например, у азиатов.
Рекомендуем посмотреть небольшое видео о коллективной травме как культурном явлении.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Хотя Фрейда и Юнга достаточно сильно критиковали, их идеи продолжили развиваться.
🎨 Одними из первых, кто начал прорабатывать коллективную травму, были художники, режиссеры и другие деятели искусства. В 20 веке они меняют свое предназначение. Теперь вместо того, чтобы доставлять удовольствие буржуазному миру, они стараются изменить его, заставить человека выйти из зоны комфорта и подумать о тех вещах, которые он до этого игнорировал.
🎭 Художники начинают провоцировать память и обращаться к подавленным воспоминаниям, заниматься лечением неврозов коллективной памяти. Этот подход распространяется и в более массовую культуру, появляются даже мультфильмы, которые пытаются работать с нашей коллективной памятью — например, мультфильм «Вверх».
С коллективной травмой начинает работать не только искусство, но и политика.
📺 Политические деятели используют коллективную травму для манипулирования общественным мнением. Также общая травма выступает отличной основой для объединения коллектива.
🧨 Такое объединение коллектива может использоваться в благих и не очень целях, особенно если травма была нанесена какими-то внешними факторами. В таких случаях можно обратить память коллектива против его соседей.
😔 Здесь появляется еще одно важное понятие — коллективная вина, на которой часто завязаны травмы. В таком случае память заставляет коллектив постоянно каяться и винить себя за что-то. Так происходит, например, в Германии, которая кается за Вторую Мировую войну.
🔄 Вина также может быть навязана извне. Для европейской традиции вообще характерна концепция коллективной вины, так как в основе культуры лежит идея первородного греха, которая делает виноватым все человечество.
❌ Но не все нации или группы людей признают навязанную им вину. Например, Турция не берет на себя вину за геноцид армян, хотя эта вина признана во всем мире.
➡️ Вина, совмещенная с травмой, может вызвать и агрессию, и улучшение жизни. У современного человека память начинает выстраиваться таким образом, что сама ее структура работает на то, чтобы травмирующие события больше не повторялись.
Видео о том, как события 20 века повлияли на коллективную память.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день