angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петербург: как строился и менялся

Александр I и Николай I: имперское градостроительство

При Александре I и Николае I архитектура стала инструментом, выражающим имперские идеи. Разберемся, как проходило строительство Российской империи и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Наполеон-воин: Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, Антуан-Жан Гро, 1796–1797, Эрмитаж; Наполеон-император: Наполеон на императорском троне, Жан Огюст Доминик Энгр, 1806 г., Лувр; Наполеон-законодатель: Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, Жак-Луи Давид, 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон — последний портрет Давиду заказал шотландский любитель искусства: для Шотландии Наполеон интересен не как герой и полководец, а как мыслитель и государственный деятель.
2. Карта Европы в 1812 году
3. Кодекс Наполеона
4. Триумфальная арка, арх. Жан-Франсуа Шальгрен, Париж, 1806–1836
5. Арка Веллингтона, арх. Децимус Бертон, Лондон, 1825–1830
6. Триумфальные ворота, арх. Осип Бове, Москва, 1829–1834

Архитектура помогала Александру I и Николаю I строить Российскую империю. Для начала выясним, что такое вообще империя.

💭 Давайте вспомним о воображаемых сообществах. До этого мы наблюдали, как с помощью разных инструментов Петр I, Елизавета и Екатерина II формировали новую Россию как воображаемое сообщество.

🗺 Империя — самое воображаемое из всех сообществ. Это слово используется в двух смыслах. Первый — просто «большая страна, составленная из других стран», как Китайская империя, Османская империя, империя татаро-монголов, империя ацтеков. Второй смысл более глубокий и связан с европейской культурной и государственной традицией преемственности Римской империи. Для связи с Римом используют специальные атрибуты: двуглавого орла на печати или название «Священная Римская империя», особые ритуалы и т.д. Это уже реконструкция, своего рода ролевая игра — фактически, Империя не существует нигде, кроме воображения.

🇫🇷 Во время Великой французской революции появляется понятие политической или гражданской нации. Это сообщество, которое объединено политической лояльностью. Французы — это те, кто за революцию, а не те, кто живет во Франции (из них многие воюют против), кто говорит на французском языке (многие уехали из страны), и тем более, не поданные короля Людовика (его казнили).

👑 Наполеон идет еще дальше. Он видит империю как двигатель Просвещения, а себя как продолжателя благородных идей революции, который распространяет их дальше и дальше. Один из важных шагов — Кодекс Наполеона, новаторская юридическая работа, регулирующая гражданские отношения между всеми людьми. Он соответствовал новому времени, а не традициям Франции, был ориентирован на многие новые идеи, на развивающийся капитализм. Он не делал различий между людьми — ему должны были подчиняться все, от простого гражданина до императора. Сегодня Кодекс лежит в основе большинства европейских стран, которые входили в сферу влияния Наполеона.

🏛 Любовь к имперским атрибутам выражается и в архитектуре. В первую очередь, через триумфальные арки — древнеримскую типологию, которую любили во все времена. Три из них связаны с наполеоновскими войнами. Первую начал строить сам Наполеон, но его триумф сменился поражением — и арку доделали позже. Вторую поставили в честь Веллингтона в Лондоне — отметить победу над Наполеоном. Триумфальная арка в Москве тоже посвящена этому. Одна архитектурная форма, посвященная одним событиям, — и совершенно разный контент, потому что империя — универсальная идея. Люди активно создают имперский миф.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Об идее империи как справедливого государства

1. Иоганн Иоахим Винкельман — почтовую марку выпустили к 300-летию ученого
2. Пантеон, арх. Жак-Жермен Суффло, Париж, 1758–1789
3. Клод-Николя Леду, Дом садовника, конец 18 века
4. Этьен-Луи Булле, Храм Смерти, конец 18 века
5. Жан-Жак Лекё, Храм Земли, 1794
6. Жак Луи Давид, Смерть Марата, 1793 — картина написана быстро как реакция на трагическое событие и очень просто: фон, цвета, форма объектов; Марат показан не в образе древнегреческого героя.
7. Многотомное «Описание Египта», над которым работали полторы сотни ученых, начали издавать в 1809 году
8. Церковь Мадлен, 1764–1842

Для воплощения новых идей об империи нужен был свой архитектурный стиль. Для этого прекрасно подошел неоклассицизм. Почему «нео-» и сильно ли он отличался от обычного классицизма?

Давайте разберемся 👇

🏛 Неоклассицизм возник под воздействием новых знаний об античности и нового отношения к ней, которое развивалось в середине XVIII века благодаря археологическим открытиям. Немецкий ученый Иоганн Иоахим Винкельман, написавший множество работ об античной архитектуре и искусстве, пытался ответить на вопрос, кто значимее: греки или римляне? Винкельман считал, что греки. В архитектуре и не только они воплощали в материи высокий идеал, платоновские идеи, находили для всего идеальную форму. Это же стало целью неоклассицизма.

⚪️ Пример поиска идеальной формы — церковь Святой Женевьевы архитектора Жака-Жермена Суффло, которую во время революции назвали Пантеоном. Храм составлен из двух простых фигур и простой декорации. Большой масштаб подчеркивается ясной формой.

💬 Похожими поисками занимались создатели «говорящей архитектуры» — Клод-Николя Леду, Этьен-Луи Булле и Жан-Жак Лекё. «Говорящая архитектура» доносит смысл не через ассоциацию, как посвященная кому-то церковь, и не через символы, как значимые элементы декорации, а разговаривает напрямую. Архитектура Леду была более абстрактной, в единении с природой — как дом садовника в городе Шо. Концепции Булле более философские, вроде кенотафа Ньютона или Храма смерти. Лекё более игривый. Его Храм Земли рассматривает Землю не как богиню, а как объект познания — результат географических открытий. «Говорящая архитектура» пригодилась пропаганде после революции. К сожалению, все реализованные постройки были временными, деревянными, и от них сохранились только рисунки.

🏜 Большую лепту внес египетский поход Наполеона. Он заново открыл Египет, знакомый многим только по книгам: появились новые зарисовки и гравюры, коллекции древностей. Это усилило интерес к масштабной и простой геометрии. Возник новый подход к истории и ее прочтению.

1. Фрагмент карты Санкт-Петербурга, 1840 — черным цветом выделены ключевые «градостроительные организмы»
2. Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, вторая половина 18 — первая половина 19 века
3. Разные варианты плана Дворцовой площади
4. План Казанского собора — на нем видно, что изначально предполагалось две колоннады
5. Федор Алексеев. Вид Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1810
6. Стрелка Васильевского острова
7. Адмиралтейство, 1870–е, фото Альберта Фелиша
8. Михайловская площадь в 19 веке
9. Улица Зодчего Росси

Петербург времен Александра I и Николая I ярче всего характеризуют проекты, организующие пространство. Объекты, в которых архитектор мыслит не отдельным зданием, а целой ситуацией, называются «градостроительными организмами».

🧩 Архитекторов эпохи Александра и Николая интересуют не отдельные здания, а городские ситуации. Они используют здания, обычно довольно крупные, чтобы создать площадь, проход, вид. Их адресат — не какая-то практическая нужда (может быть здание с любой функцией) или воля владельца (они не ориентированы на какого-то конкретного властителя или владельца здания), а сам город. Он, как империя, больше всех своих жителей.

На плане 1840 года эти значимые фрагменты жирно подчеркнуты, и мы хорошо видим, как они взаимодействуют с пространством. Вот несколько примеров 👇

⬜️ Дворцовая площадь. Было много попыток придумать, что должно происходить перед Зимним дворцом — главной резиденцией императоров, развернутым в сторону другого главного объекта Петербурга — Невы. Кто-то предлагал замкнутую ситуацию, кто-то обращался к Зимнему как к главному событию в этом пространстве. Точку поставил Карл Росси: он создал площадь, организованную как бы вокруг себя самой: арка генерального штаба связывает ее с Невским, колонна фиксирует центр, Зимний не становится точкой назначения, а провожает нас дальше, к Неве. Здесь можно быть императором, выходящим из дворца, военачальником, выезжающим из арки, или простым горожанином — все чувствуют себя на площади одинаково.

⛪️ Казанский собор. Здесь главное — полукруглая колоннада. Самого собора практически не видно, только его купол и портик, который выходит на площадь как часть колоннады. Зато возникает объект, который создает два очень интересных пространства. Его сравнивают с площадью Св. Петра в Риме, но есть важное отличие: там площадь и колоннада ведут к собору как к главному событию, а в случае с Казанским собором цель другая — город и взаимоотношения с ним.

👁 Стрелка Васильевского острова и Биржа. Еще один важнейший городской акцент. Биржа напоминает архаичный греческий храм, с тяжелыми пропорциями, без французского и палладианского изящества, к которому мы привыкли. Перед «храмом» — спуск к воде с ростральными колоннами. Эту часть хорошо видно с другой стороны Невы, и весь проект создан для зрителя, который смотрит на него с противоположного берега.

⚓️ Адмиралтейство. Осип Мандельштам писал о нем: В столице северной томится пыльный тополь. // Запутался в листве прозрачный циферблат, // И в тёмной зелени фрегат или акрополь // Сияет издали, воде и небу брат. В версии архитектора Андреяна Захарова это уже не просто учреждение и яркий городской акцент, а памятник самому себе и всей истории русского флота. Об этом говорят и скульптуры (их делали Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов, Феодосий Щедрин), которые стали частью его образа: Сердито лепятся капризные Медузы, // Как плуги брошены, ржавеют якоря, // И вот разорваны трех измерений узы // И открываются всемирные моря!

🎨 Площадь искусств. Пример важного, хотя и не перворазрядного пространства. Спокойная квадратная площадь, у которой все фасады осмыслены с главным акцентом — Михайловским дворцом. Создает целостное гармоничное пространство.

🎭 Улица Зодчего Росси. Оформляет проход рядом с театром и тоже представляет собой целостное архитектурное пространство, к которому внутренности этих домов не имеют отношения. Перспектива колоннад, замыкаемая театром, имеет самостоятельную ценность.

1. Арка Главного штаба, арх. Карло Росси, Санкт-Петербург, 1819–1828
2. Нарвские триумфальные ворота, арх. Василий Стасов, Санкт-Петербург, 1827–1834
3. Исаакиевский собор, арх. Огюст Монферран, Санкт-Петербург, 1818–1858
4. Колоннада Казанского собора, арх. Андрей Воронихин, Санкт-Петербург, 1801–1811
5. Горный институт, арх. Андрей Воронихин, Санкт-Петербург, 1806–1811
6. Биржа, арх. Жан Тома де Томон, Санкт-Петербург, 1805–1816
7. Провиантские склады, арх. Василий Стасов, Москва, 1829–1835

Давайте теперь рассмотрим детали стиля ампир, особенности его языка. Особенность ампира — поиск максимально выразительного и пафосного в арсенале неоклассицизма. Для важных построек выбираются самые ясные пропорции и торжественные ордеры, а все остальное лишь служит лишь фоном для этого и может быть совсем лишено декорации.

Посмотрим несколько примеров 👇

🏛 Арка генерального штаба. Она очень насыщенная декорациями и разными смыслами, ордер максимально пафосный. Уникальный сюжет — арка, то есть памятник, встроена в здание. И одновременно — является «шарниром» перехода от Невского проспекта к Дворцовой площади.

🥁 Нарвские триумфальные ворота. Построены по классическому образцу античных триумфальных арок: двойные колонны самого торжественного композитного ордера, один проход, крупный аттик. Фоном для этих крупных элементов и скульптур становится стена, не перегруженная большим количеством деталей или скульптурных групп.

⛪️ Исаакиевский собор. Коринфский ордер, простые пропорции, контрастные торжественные цвета: красные колонны, белые стены, золото. Ротонда с куполом отсылает к Церкви Св. Женевьевы. Центральные портики, которые смотрят на четыре стороны, будто срисованы из книжки о древнеримской архитектуре.

👁 Колоннада Казанского собора. У нее тоже свой пафос. Высокие колонны оформляют площадь, частично закрывают проходы. Лес колонн изгибается, будто никогда не заканчивается. А боковые части колоннад, выходящие на площадь, тоже триумфальные арки с аттиком и скульптурным фризом.

Горный институт. Здание для обучения технической, немного грубоватой специальности. Воронихин вместо коринфского ордера выбирает более простой дорический, но тоже получается пафосно: крупные колонны, расширяющиеся книзу, фризы, простой треугольный фронтон с большой статуей двуглавого орла.

💰 Биржа. Жан Тома де Томон получил редкую возможность создать целое здание, а не просто фасад: ведь всю стрелку Васильевского острова переделывают, и можно свободно располагать пространством. Архитектор создает полноценный дорический храм — тяжелый, горизонтальный, с триглифо-метопным фризом. С ростральными колоннами и спуском к воде получился сильный образ древнегреческого храма на берегу, к которому прибывают корабли.

🛢 Провиантские склады. Московский пример ампира. Сугубо техническое сооружение с минимальными декорациями, которому монументальный благородный облик придают чистые плоские стены, трапециевидные корпуса и египетская тема пилонов. Это типовой проект, который пришлось адаптировать к Москве: там было не так много ровных прямоугольных участков, поэтому один из корпусов на углу Садового и Остоженки пришлось немного «скосить», изменив его геометрию.

1. Меншиковский дворец, арх. Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель, 1710–1720-е
2. Здания Двенадцати коллегий, арх. Доменико Трезини, 1722–1732
3. Зимний дворец, архитектор Франческо Растрелли, 1754–1762
4. Павильон Эрмитаж, Царское село, 1743–1753
5. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
6. Софийский собор, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1782–1788
7. Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, вторая половина 18 — первая половина 19 века
8. Исаакиевский собор, арх. Огюст Монферран, Санкт-Петербург, 1818–1858

Весь урок мы обсуждали архитектуру Санкт-Петербурга в контексте строительства Российской империи. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

💡 В основе разговора лежат три концепции

▫️ Просвещение — постепенный переход от религиозного миропонимания к рационалистическому во всех сферах жизни, от управления до культуры.
▫️ Государство — в эпоху Просвещения это система инструментов для решения определенных задач, которая постепенно усложняется. Сперва речь идет о строительстве крепости и порта, а через сто лет — цивилизации, культуры.
▫️ Воображаемое сообщество — общность людей, которые не знают друг друга лично, чаще всего не связаны никакими отношениями, не имеют общих дел — и все равно считают (то есть воображают), что принадлежат к некоторому единству. Архитектура им в этом помогает.

⚙️ Петр I — привнес в Россию идеи Просвещения. Рассматривал все как рациональный инструмент, с помощью которого можно добиться определенной прагматической цели. Смотрел на город как на механизм, инструмент. Воображаемое сообщество формируется вокруг этих целей и экспериментов.

▪️ Санкт-Петербург — рациональный инструмент для формирования нового общества и государства: регулярный план, требования к высотности и единое оформление фасадов, четкое деление жителей на социальные группы по европейскому примеру, ключевые здания функциональны и решают конкретную задачу — защиты, нападения, управления, накопления знаний, выражения статуса. Город строится вдоль реки.

▪️ Стиль — смешение классицизма и барокко: разные вкусы заказчиков, разный уровень европейских и русских исполнителей. От классицизма — ясный ритм и пропорции, спокойный декор, плоская ордерная декорация. От барокко — редкие волнистые элементы (волюты, фронтоны), круглые и овальные окна и люкарны.

🎭 Елизавета I — государство театра. Воплощала барочный взгляд на мир как на очень сложный, полный противоречий — но глубоко логичный и красивый в своей сложности. Общество становится участником и зрителем спектакля, со своими ролями и местами.

▪️ Санкт-Петербург — большая сцена для ритуалов и театральности, которые важны для государства эпохи барокко. Появляется трехлучевая структура с центром — Адмиралтейством. Застройка города ведется от реки вглубь берега.

▪️ Стиль — Елизаветинское барокко продолжает петровское, но более качественное, масштабное и парадное. Ориентир — германские княжества. Входят в моду французские парки — с четкой планировкой, подстриженными газонами и деревьями, напоминающие декорации.

📚 Екатерина II — просвещенный монарх, для которого просвещение населения — основная цель власти. Государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, архитектура ему в этом помогает. Растет важность частной жизни.

▪️ Санкт-Петербург — инструмент просвещения. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Возникают регламенты застройки, создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы: Петербург уже не главный город, а «один из». Разрабатывают типовые планы для застройки городов по всей империи.

▪️ Стиль — рациональный классицизм. Главное — логичность, ясность и рациональность. Сложные планы зданий, обусловленные их функциональностью. Постепенно французский классицизм заменяет палладианство. На смену французским приходят английские парки — более похожие на настоящий лес, естественные, хотя и созданные искусственно.

👑 Александр I и Николай I завершают строительство империи. Архитектура, выражающая идеи империи, становится одним из связующих инструментов для воображаемого сообщества.

▪️ Санкт-Петербург — центр империи. Проекты этого периода организуют пространство, архитекторы мыслят не отдельным зданием, а целой ситуацией — «градостроительными организмами». Важная идея — отсутствие иерархии, архитектура одинаково воспринимается и горожанином, и императором.

▪️ Стиль — неоклассицизм с элементами имперских символов античности. Максимально пафосно и выразительно, простые пропорции и торжественные ордеры. Фон для этого простой, может быть совсем без декораций.

Предлагаем материалы, которые помогут лучше понять эпоху становления Российской империи.

📕 Пол Кинан. Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761
Американский историк в своей книге рассматривает строительство и развитие Петербурга как сознательную попытку российских монархов создать полигон для социальных и культурных преобразований. Архитектуре и социальным пространствам города уделяется особое внимание.

📘 Александр Каменский. Россия в XVIII столетии: общество и память. Исследования по социальной истории и исторической памяти
Книга, основанная на широком круге источников, рассматривает структуру и внутренние механизмы общества XVIII века, а также формирование исторической памяти о ключевых событиях российской истории.

📙 Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году
Знаменитые записки маркиза де Кюстина о жизни в России в XVIII веке — критический взгляд иностранца на привычные вещи.

🎞 Проект Леонида Парфенова «Российская Империя»
Документальный сериал журналиста об истории России с Петра I до Николая II.

🎓 История России. XVIII век
Исторический курс Арзамаса для школьников в формате игр.

🎓 Любовь при Екатерине Великой
Курс Арзамаса о воспитании чувств в эпоху Просвещения.

🎓 Закон и порядок в России XVIII века
Курс Арзамаса о судебной и правоохранительной системе России в XVIII веке.

🎓 Кто такие декабристы
Курс Арзамаса о декабристах, их политических программах и результатах заговора.

🖼 Виртуальный тур по Эрмитажу

🖼 Hermitage Online. Век Екатерины. Портреты и судьбы
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу, рассказывающая о видных деятелях времен Екатерины II.

🖼 Hermitage Online. Эпоха Просвещения. Русская культура второй половины XVIII века
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу, рассказывающая об эпохе Просвещения в России.

🖼 Hermitage Online. Екатерина II и ее семья. Русская культура второй половины 18 века
Онлайн-экскурсия по Эрмитажу о семье императрицы Екатерины II, ее взаимоотношениях с сыном, воспитании и обучении августейших внуков и внучек.

🎼 Произведения русских композиторов XVIII века
Оркестровая музыка 18 века, написанная русскими композиторами — среди них Дмитрий Бортнянский, Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и другие.

🏛Перед вами четыре триумфальные арки. Это понятный жанр, известный еще с античности — но который может выражать самые разные идеи. Что указывает на то, что первую арку построили при Николае I, вторую — при Елизавете I, третью — при Петре I, четвертую — при Александре I?

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;