Петербург: как строился и менялся
Концепции: Просвещение и «воображаемые сообщества»
Архитектура Петербурга выражает сложные концепции о власти и государственном управлении. Разберемся с идеями, которые помогут нам понять значение города.
1. Алексей Зубов. Вид Петербурга, офорт, первая половина 18 века
2. Андрей Овсов. Портрет Петра I, миниатюра на эмали, 1725
3. Иван Вишняков. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743
4. Владимир Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794
5. Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне, 1837
6. Портрет Николая I, гравюра из американского журнала по портрету Ораса Верне, 1850-е
7. Вид на Сенатскую площадь, фотография 1850-х
1. Регламент о управлении адмиралтеиства и верфи и о должностях колегии Адмиралтеискои, и протчих всех чинов при адмиралтеистве обретающихся, 1722
2. Михаил Ломоносов. Слово первое похвальное ея величеству государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице Всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года (на русск. и латыни)
3. Письмо Вольтера Екатерине II, 1766
4. Карикатура на Венский конгресс 1815 года, в центре — император Александр I
5. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный, 1842
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Архитектура может выражать очень сложные идеи и концепции, и не всегда ее создатели и пользователи об этом догадываются. Для того, чтобы понять, как рос и менялся Петербург, важно вспомнить о Просвещении и идее государства в эту эпоху.
👩🎓 Просвещение — постепенный переход от религиозного миропонимания к рационалистическому во всех сферах жизни. Раньше власть была чем-то вроде силы природы, частью мирового устройства, как солнце, луна, рай и ад. В эпоху Просвещения монархи, их советники, философы начинают рассматривать управление как систему инструментов для решения определенных задач. Петр I очень быстро понимает, как это работает.
⚙️ От Петра I к Николаю I система и философия управления усложняются. От простых задач и инструментов (построить крепость и выйти к морю) российские монархи переходят к более тонким — воспитание нравов, формирование государственной идеологии.
1. Бенедикт Андерсон (1936–2015)
2. «Воображаемые сообщества», российское издание
3. Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782
Мы обсудили влияние идей Просвещения и государства на государственное управление. Главный вопрос — как архитектура становится инструментом в этих процессах? Есть несколько ответов, но мы предлагаем пользоваться концепцией философа Бенедикта Андерсона (1936—2015) о «воображаемых сообществах».
👋 Реальные сообщества — это соседи одного дома, родители детей одной школы, клуб любителей марок. Мы знаем друг друга, хоть и не очень близко, у нас есть общее дело, инструмент общения (например, родительский чат) и т.д.
💭 Воображаемые сообщества — это, например, нации и государства. В них люди не знают друг друга лично, большинство из них не связаны никакими отношениями, не имеют общих дел. И все равно они считают (то есть воображают, представляют себе), что они принадлежат к некоторому единству. Интересно, что это всегда процесс, а не состояние. Это единство не зафиксировано, а находится в развитии.
🏗 Архитектура становится выражением и двигателем этого процесса. С помощью нового здания можно предложить сообществу новые идеи и ценности (Россия — европейская страна), площадь может заставить людей вести себя по-другому (переодеться в европейское платье), памятник — отметить историческое событие или персону, которые будут считаться важными (например, самого Петра I).
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день