angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петербург: как строился и менялся

Екатерина II: архитектура просвещенного абсолютизма

При Екатерине II государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, а архитектура ему в этом помогает. Рассмотрим, как Петербург стал инструментом просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Дмитрий Левицкий. Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия, 1783 (Русский музей)
2. Наказ Екатерины II — концепция просвещенного абсолютизма, где в 506 статьях сформулированы основные принципы политики и правовой системы
3. Медный всадник, 1768 — на постаменте написано «Петру Первому от Екатерины Второй»
4. Сатирический журнал «Всякая всячина», издаваемый Екатериной II в 1769–1770 годы
5. Титульный лист либретто оперы «Начальное управление Олега», автор — Екатерина II

Санкт-Петербург при Екатерине II — это новый этап Просвещения, новая концепция государства и человека — и, следовательно, новая архитектура.

Давайте выясним, чем эпоха Екатерины отличалась от предыдущей 👇

📚 Начинается эпоха просвещенного абсолютизма. Это не только просвещенный, то есть образованный монарх на троне, но и просвещение как основная цель власти. Предпочтительный метод правления — убеждение, развитие, образование, а не насилие. Все в государстве, включая архитектуру, нужно для того, чтобы люди становились лучше, разумнее, благороднее.

✍️ Идея государства, которое развивает интеллектуальные и духовные качества человека, наполняется конкретным содержанием. Это справедливый суд, образование, воспитание, искусство, долг, справедливость, милосердие — и другие ценности, которые должны утверждаться. Все искусства, в том числе архитектура, доносят и развивают эти ценности, воспитывают их в людях.

🏫 В чем роль архитектуры? Это уже не инструмент для решения конкретных задач, как при Петре, и не декорация для сцены, как при Елизавете. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Предпочтительным стилем архитектуры становится рациональный классицизм — сначала французский, а потом английский. А уже благодаря этим учреждениям и стилю возвышенные люди будут законопослушны и предприимчивы.

🛀 На этом фоне совершенно по-новому осознается роль частной жизни. Благодаря философам Просвещения, особенно Жан-Жаку Руссо, формируется концепция индивидуальности: у человека, в том числе у монарха, есть частная жизнь — и она тоже интересна, наполнена смыслом, важными интеллектуальными и духовными событиями. Екатерина как частное лицо была интеллектуалом, писала басни, пьесы, либретто к операм, переписывалась с европейскими философами.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О просвещенной архитектуре Екатерины II

1. План Санкт-Петербурга, 1776
2. Старо-Калинкин мост, Санкт-Петербург, 1786–1788
3. Дом Сафонова (Невский проспект, 8)
4. Дом Веймара (Невский проспект, 10)
5. Фрагмент Панорамы Невского проспекта (дома 8 и 10). Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова, 1830–е годы
6. Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы, застроенных Жаном-Батистом Валлен-Деламотом
7. Арка Новой Голландии, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот, 1779–1787

При Екатерине II продолжилось развитие Санкт-Петербурга. Давайте посмотрим, как изменился подход к градостроительству.

💼 Создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Екатерина как бы говорит, что Санкт-Петербург — хоть и важный город, но не единственный. Позже эта же комиссия разработает больше 200 планов для губернских и уездных городов — мы об этом еще поговорим. Архитектор Андрей Квасов разрабатывает генеральный план Петербурга. Этот план города 1769 года — последний в 18 веке. Таким образом, признается, что город сформирован и больше расти не должен, а должен меняться в качестве.

📏 Систематизируется то, что уже сделано. Появляется больше постоянных мостов, активно используются типовые проекты, оформляются площади. Возникают регламенты застройки — ширины улиц, высота застройки. Например, главные здания в центре должны были быть не ниже 10 саженей (21 метра). Образцовые чертежи для строительства зданий обновляют ближе к классицизму.

🏛 Классицизм не только транслирует ценности рационального мышления и ясной, осознанной жизни. Из-за его строгости внутри классицизма возможно больше регистров и интонаций (как ни странно). В елизаветинском барокко трудно сделать обычный дом, а не дворец, а в классицизме — пожалуйста. Можно даже промышленное здание (такое, как Новая Голландия). Город постепенно получает уже не только отдельные яркие акценты, но и ровный фон для них.

🌲 Снова о частной жизни. Ее ценности особенно хорошо проявляются в парке. От регулярной французской планировки переходят к английской, ландшафтной: холмы, речки, деревья, редкие павильоны живописно стоят на опушках. Это совершенно искусственный ландшафт, он только имитирует природу. Парк — культурный антипод классицистического города, как будуар — антипод парадной залы. Они и разные, и при этом тесно связанные.

1. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
2. Академия художеств, план здания
3. Мраморный дворец, Санкт-Петербург, арх. Антонио Ринальди, 1768–1785
4. Московский императорский воспитательный дом, Москва, 1764–1781
5. Сенат, Москва, арх. Матвей Казаков, 1776–1787

Теперь обратимся к архитектурному стилю при Екатерине II. Императрица, восхищенная французской культурой мысли, приветствует появление в России французской версии классицизма.

🏛 Классицизм — строгое развитие Ренессанса, для него характерны логичность, ясность и рациональность. Рациональность открывает архитекторам путь к зданиям, в которых польза играет не менее важную роль, чем красота. В барочных зданиях у комнат часто очень сложная геометрия, чтобы создать интересные «декорации». В классицизме помещения чаще простых форм, зато планы зданий бывают сложными, чтобы удовлетворить разные потребности.

🎨 Хороший пример — Академия художеств. Спроектирована Александром Кокориновым и французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Кокоринов стал первым ректором Академии художеств. А Валлен-Деламот был родственником и учеником Жака-Франсуа Блонделя, одного из крупнейших архитекторов французского классицизма. В Академии сложный план из двух простых фигур, которые дают интересные внутренние дворы. В классах много солнца, особенно в круглом классе-коридоре. Фасады — ясный и простой ордер, и только в центральном ризолите акцент, там овальный зал.

🧩 Мраморный дворец. Антонио Ринальди спроектировал здание строгих форм. По сравнению с барочными дворцами фасад практически плоский, боковые и центральная части только немного выдаются вперед. Крупный ордер объединяет два верхних этажа, превращая их в единую сущность. Сравните с дворцами Растрелли, который четко выделял каждый горизонтальный слой. Самый главный эффект — не цвет, как в барокко, а материал — несколько видов мрамора.

👥 Здания с отчетливой функцией просвещения: Сенат в Московском Кремле Матвея Казакова (тоже сложный план, совмещающий рабочие кабинеты чиновников и зал заседаний, символически важная часть здания) и Воспитательный дом, интернат для сирот и брошенных детей.

1. Жан-Жак Руссо (1712–1778)
2. Английский парк в Версале, гравюра Франсуа Дени
3. Английский парк Stowe Landscape Gardens в Букингеме
4. «Примитивная хижина» из эссе французского философа и теоретика архитектуры Марка Антуана Ложье — Ложье рассуждает о красоте и естественности такого жилища
5. Джованни Баттиста Пиранези, Храм Сатурна (из серии «Виды Рима»)

Чтобы лучше понимать, как идеи Просвещения изменили архитектуру, давайте посмотрим, как они влияли на цивилизацию не в политическом, а в общекультурном смысле.

Для этого отметим несколько важных тенденций 👇

📖 В год восшествия Екатерины на трон (1762) выходит книга Жан-Жака Руссо «Эмиль, или о воспитании». Она посвящена воспитанию идеального человека, который реализует заложенные в нем естественные добрые качества. Эта идея появляется в противовес тому «театру», который так любило французское общество (и Елизавета). Руссо в него не очень вписался и ругал со страшной силой — от чего становился только популярнее и популярнее!

🌳 Один из способов раскрыть в себе лучшие природные качества, посчитало цивилизованное общество, гулять в английском парке. В отличие от французских парков с ровными аллеями и подстриженными деревьями, они имитируют реальную природу. Весь пейзаж придуман, деревья, холмы, реки созданы искусственно, но это искусственное пространство создает среду для естественного человека. А парковая архитектура напоминает о присутствии человека среди природы.

🗿 Меняется отношение к истории. В 18 веке открываются Помпеи и Геркуланум, Пальмира и другие восточные эллинистические памятники. Европейцы получили возможность попасть в Афины и своими глазами увидеть Парфенон. Оказалось, что представление о древнегреческой культуре, полученное по римским копиям, было весьма неточным. Разгорается целый спор о том, кто лучше — греки или римляне. Люди начинают больше размышлять об истории, давать новые оценки событиям прошлого. В 1755 году страшное землетрясение почти полностью уничтожает Лиссабон — событие, которое заставляет многих разочароваться в возможностях разума.

🏛 Возникает так называемый «культ руин». Путешествуя по Европе и тем более по Италии, человек Просвещения лучше понимал разницу между древностью и современностью, между разными странами. Никто не пытался превратить Россию в Италию, а современную архитектуру — в античность, зато развивалась идея истории как движения вперед, с разными событиями, разными судьбами и путями. У архитекторов даже появляется манера рисовать свои здания или их части в виде руин, размышляя о том, как они выглядят на фоне истории.

Как идеи Просвещения заставили европейцев пересмотреть прошлое

1. Китайский дворец, арх. Антонио Ринальди, Санкт-Петербург, 1762–1768
2. Китайская деревня, арх. Антонио Ринальди и Чарльз Камерон, Царское Село, конец 18 века
3. Китайская деревня, план
4. Александровский дворец, арх. Джакомо Кваренги, Царское Село, 1792–1796
5. Александровский дворец в разное время года
6. Генеральный план Гатчинского парка
7. Гатчинский дворец в 1944 году
8. Карпин мост в Гатчинском парке
9. Петровский путевой дворец, арх. Матвей Казаков, Москва, 1776–1780
10. Руина Большого Царицынского дворца. Открытка начала 20 века

Чем больше классицизм через стиль и функциональность определяет жизнь человека, тем больше хочется чего-то другого. Интерес к частному, индивидуальному расширяет культурный диапазон — и пространство архитектуры.

Растет интерес к архитектурной экзотике 👇

🌏 Это началось еще с Версаля: экзотические элементы вплетаются в европейские стили — барокко, рококо, классицизм. Причина в растущей роли колоний и возбуждающей запретности чужого. Америка, Китай, Восток становятся частью европейского сознания. Появляется стиль «шинуазри», «китайщина», как развитие интерьерного игривого рококо. В России он реализуется, например, в Китайском дворце Ринальди.

🧧 Китайская деревня в Александровском парке. Ринальди и Камерон создали более близкую к классицизму архитектуру. Китайские элементы реализуются более тщательно, чем в Китайском дворце — но это все еще воображаемый Китай. В целом Китайская деревня показывает интерес не только к экзотическому стилю, но и к образу жизни, культуре.

🏛 Александровский дворец. Вариация на тему виллы Палладио с центральным домом и крыльями. Обратите внимание, что часть этого дома — двор за торжественной колоннадой коринфского ордера. Несмотря на крупный размер (еще бы, это ведь императорский дворец, а не усадьба), здание не кажется слишком крупным для своего окружения и прекрасно смотрится в любое время года.

🌳 Гатчинский парк и Гатчинский дворец. Дворец напоминает то ли английский средневековый замок, то ли итальянскую виллу эпохи маньеризма, а привычные черты классической архитектуры (колонны, пилястры) найти уже трудно. План Гатчинского парка (как и Александровского) выражает идею английского ландшафтного парка. Редкие архитектурные объекты — мост, ротонда, грот — призваны подчеркнуть контраст, конфликт истории и природы. Это была одна из любимых тем позднего классицизма и романтизма.

🔷 Местный вариант экзотики и переплетения культур — псевдоготика. В ней сочетаются готические элементы — стрельчатые окна, арки — и элементы древнерусской архитектуры, узорочья, нарышкинского барокко. Этот стиль развивали в Москве Матвей Казаков и Василий Баженов. Но приглядитесь к Петровскому путевому дворцу или к Царицыно — и увидите классицистическую структуру фасада с четкими горизонталями карнизов и вертикальными осями окон и колонн.

1. Вилла Фоскари, арх. Палладио, Мира, Италия, 1558–1560
2. Обложка книги Чарльза Камерона «Термы римлян, их описание и изображение», 1775 — как многие английские архитекторы-палладианцы, Камерон серьезно изучал историю античной архитектуры.
3. Камеронова галерея, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1780–1794
4. Софийский собор, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1782–1788
5, 6. Ассигнационный банк, арх. Джакомо Кварнеги, Санкт-Петербург, 1783–1799
7. Собор Борисоглебского монастыря, арх. Николай Львов, Торжок, 1785–1796
8. Церковь Святой Екатерины, арх. Николай Львов, Мурино, 1786–1790
9. Невские ворота Петропавловской крепости, арх. Николай Львов, Санкт-Петербург, 1784–1787

Постепенно Екатерина II охладевала к французской культуре, а случившаяся Великая французская революция поставила последнюю точку. Одновременно Англия с ее экономическими успехами все больше нравилась императрице и многим дворянам, и интеллектуалам тоже.

Вот к чему это привело 👇

🏛 Растет интерес к английскому классицизму — палладианству. Палладио — архитектор эпохи Ренессанса, который выработал гибкую и строгую систему, основанную на античном наследии. Он отработал эту систему на виллах, но постепенно она выросла в целую программу для разных типов зданий — во многом благодаря англичанам. Архитектура в стиле палладианства появляется в России.

Камеронова галерея. Проект англичанина Чарльза Камерона в Екатерининском парке Царского Села. Здание состоит из двух частей. Нижняя, тяжелая и грузная, представляет историю. Верхняя, легкая, с очень легким ордером, как бы напоминающим греческую архитектуру в ярком солнце — это современная цивилизация.

☦️ Софийский собор. Постройка Камерона и Ивана Старова в городке София, рядом с Царским Селом. Здание сочетает сразу три программы. Ее прообраз — вилла Ротонда. В плане она напоминает пятиглавый православный храм. А плоские купола отсылают к Собору Св. Софии в Константинополе. Собор иллюстрирует греческий проект Екатерины: Россия должна освободить Константинополь от Турции и вернуть туда православие — а также упрочить свое положение на Черном море.

🏦 Ассигнационный банк, Джакомо Кваренги. В России по примеру Англии вводятся бумажные деньги. Банк — важнейшая для развития экономики, торговли, производства институция, для которой нужна сложная архитектура. Поэтому получается очень крупное здание. Кваренги решает сложную задачу: фасады по-разному выходят на Садовую улицу и на канал Грибоедова. На узкую улицу — воротами, красивой оградой, завершениями полукруга. А на канал — обратной стороной полукруга, масштабной композицией, хорошо видной издалека.

👤 Главный российский палладианец — Николай Львов. Это один из интереснейших людей своего времени, достойный отдельного разговора. Он дворянин, который занимается архитектурой, потому что ему это интересно, а не ради денег. Львов изобретал новые строительные технологии, переводил Палладио — а еще много путешествовал, писал стихи, рисовал. При этом был настоящим англоманом и аристократом — и много строил в родном Торжке. В духе Просвещения он считал, что забота о родных землях — его долг. Увы, многие его постройки там — в ужасном состоянии.

1. План Твери, 1845
2. Пожарная каланча, Кострома, 1824–1827
3. План Ярославля, 1799
4. Исторический центр Ярославля
5. План Перми, 1871
6. Исторический центр Иркутска

Давайте разберем градостроительные реформы Екатерины II в масштабах всей страны. Московские и петербургские архитекторы занимались не только столицами: они выполнили важнейшую работу по перепроектированию генпланов сотен городов в России.

Таким образом Екатерина решала сразу четыре задачи:

▫️ Равномерное развитие страны. Просвещенный монарх не ограничивается своими столицами и двором, а думает о всей стране.

▫️ Рост экономики и развитие среднего класса, без которого невозможно процветание, промышленность, и будет увеличиваться культурный и экономический разрыв между Петербургом, Москвой и провинцией.

▫️ Развитие страны от аграрной к индустриальной. В Англии уже вовсю промышленная революция, надо догонять. Город, а не деревня — центр развития торговли, промышленности и даже грамотного сельского хозяйства.

▫️ Продолжение колонизации страны. Покорение Сибири началось в 16 веке, но работы было еще много. Многие города за Уралом было основаны или превратились из крепостей в города как раз в это время.

Какими инструментами решались эти задачи 👇

🏘 Регулярная сетка. Большинство городов, включая Москву, было хаотично застроено домами внутри дворов. Такая застройка не соответствовала городскому образу жизни и приводила к пожарам (многие города выгорали целиком по несколько раз), не позволяла сделать нормальные мостовые, канализацию и многое другое. Регулярные кварталы обеспечивали пожарную безопасность, цивилизованную инфраструктуру — «комфортный город» XVIII века. К тому же четкое разделение участков уменьшало число имущественных споров, и было проще собирать налоги.

🏫 Здания, представляющие Просвещение. Должно быть понятно, кто в городе главный и как представлена власть: дом губернатора — еще и культурный центр, где устраивают балы; тюрьма нужна не для наказания, а для исправления; различные ведомства выражают функции образования, здравоохранения, судебной власти. Хорошо бы иметь театр.

🏰 Древние памятники — кремли, монастыри — должны органично вписываться в новое пространство. Несмотря на общую концепцию, в каждом городе строили свое. Что-то из построек становилось символом — как Пожарная каланча в Костроме.

🏗 Заметная часть российских городов, чья история началась в XVIII веке или раньше, в основе имеют планы екатерининских времен. Если не было больших пожаров или других разрушений, то ключевые здания тоже относятся к этому периоду.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;