angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петербург: как строился и менялся

Елизавета I: роскошь и театральность

Елизавета I добавила монархии театральности, в том числе через архитектуру. Посмотрим, как в елизаветинское время архитектура и город сформировались как сцена для спектакля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

«Веселая царица была Елисавет, поет и веселится, порядка только нет», — писал о Елизавете Петровне Алексей Константинович Толстой. Об императрице сложилось мнение как о легкомысленной особе, которую интересовали только фавориты, дорогие платья и балы.

👑 На самом деле, государственными делами Елизавета занималась тоже. А роскошь и театральность — не только ее прихоть, но и часть расцветающей в России европейской культуры двора, которая определяла развитие Петербурга и всего Российского государства и привела к появлению архитектуры «елизаветинского барокко».

О значении архитектуры в эпоху императрицы Елизаветы

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе, 1905 (Третьяковская галерея)
2. Указ об учреждении Императорской Академии художеств, 1757
3. Золотая медаль Императорской Академии художеств
4–7. Страницы из уваржа «Обстоятельное описание торжественных порядков благополучнаго вшествия в царствующий град Москву и священнейшаго коронования ея августейшаго императорскаго величества всепресветлейшия державнейшия великия государыни императрицы Елисавет Петровны самодержицы всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года»

Что мы представляем при слове «барокко»? Что-то пышное, вычурное, избыточное, «жемчужину неправильной формы». Кажется, что это просто мода людей, уставших от «правильного» Ренессанса.

Но не все так просто 👇

⚙️ Барокко — взгляд на мир как на очень сложный, полный противоречий — но глубоко логичный и красивый в своей сложности. Это хорошо выражает, например, полифоническая барочная музыка — Бах, Вивальди, Гендель.

🎵 Одно из самых полных воплощений барокко в искусстве — опера. Она объединяет драматургию, костюмы, музыку, пение, архитектуру — а еще сложные механизмы, которые двигают декорации и занавес. Первая русская опера появилась как раз при Елизавете — не зря у Толстого она «поет и веселится».

📜 Но также императрица восстановила многие петровские учреждения, которые были отменены предшественниками, вела активную внешнюю политику, учредила Московский университет и Академию художеств. Кстати, в 1757 году Шувалов писал в Сенат о том, почему Академия должна быть именно в Петербурге: «лучшие мастера не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от двора работы, так и для лучшего довольства иностранных здешней жизни».

👑 В государственной власти этого периода двор и его ритуалы играют важнейшую роль. Пир, праздник, охота, паломничество — не декорация, не развлечение, а метод управления, и театральность — тоже не прихоть, а такая же важная часть власти, как в наши дни — публичность.

🏛 Архитектура — сцена и декорации для этого движения. Все комнаты, от спальни царицы до бальной залы и даже целого парка должны служить декорацией спектакля, в котором у каждого есть своя роль. Каждая дверь становится маленькой триумфальной аркой, фасад — занавесом, который колышет ветер, окно — богатой рамой для портрета или пейзажа.

1. План Петербурга 1737 года
2. Башня адмиралтейства (реконструкция), арх. Иван Коробов. 1730–е
3. Рим, район Piazza del Popolo
4. Версаль
5. Санкт-Петербург, район Адмиралтейства

Елизавета Петровна хотела восстановить преемственность с Петром I, прерванную эпохой дворцовых переворотов. Императрица продолжает инициативы отца — и в числе прочего возвращается к планам по развитию Петербурга.

🔺 Оформляется трехлучевая структура. От Адмиралтейства в три стороны расходятся Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Петербург начинает развиваться вглубь берега. До этого основное строительство происходило только вдоль Невы, что было связано с военными и торговыми целями.

📐 Впервые трехлучие применили в Риме в XVI веке, его также можно увидеть в Версале — это вообще очень европейская идея, геометрическая и рационалистическая, как модель вселенной или солнечного луча (кстати, устройство спектра открыл Ньютон, а Ломоносов построил целую лабораторию для работы со стеклом и светом).

🏗 В 1737 году появляется Комиссия о Санкт-Петербургском строении — еще до Елизаветы на престоле. Градостроение больше не затея монарха и его приближенных, а сложный процесс, для которого нужно маленькое министерство. Комиссию возглавил архитектор Петр Еропкин — он был в числе первых, кого Петр отправил учиться за границу.

⚓️ Русские архитекторы начинают играть не меньшую роль, чем иностранные. Например, Иван Коробов построил новое здание Адмиралтейства, которое не сохранилось — его постоянно перестраивали. Шпиль здания видно с любой из трех улиц, сходящихся к Адмиралтейству.

1. Церковь Симеона и Анны, арх. Михаил Земцов, 1731–1734
2. Строгановский дворец, арх. Бартоломео Растрелли, 1753–1754
3. Фасады Строгановского дворца
4. Фасады Зимнего (со стороны Невы) и Екатерининского дворцов
5. Павильон Эрмитаж, Царское село, 1743–1753
6. План павильона «Эрмитаж» в Царском селе
7. План парка Царского села сер. 18 века, времени Квасова и Растрелли
8. Никольский военно-морской собор, арх. Савва Чевакинский, Санкт-Петербург, 1753–1762
9. Никольский военно-морской собор и его план
10. Дворец Шувалова, арх. Савва Чевакинский, 1753–1755

Елизаветинское барокко продолжает петровское, но растут и качество, и масштабы, и парадность. Во многом двор Елизаветы продолжает ориентироваться на германские княжества. Барочная архитектура оказывается немного сама по себе: в литературе Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков ориентируются на французский классицизм, художники — на французскую и итальянскую живопись.

Вот несколько примеров архитектуры этого времени в Санкт-Петербурге 👇

⛪️ Церковь Симеона и Анны. Спокойная архитектура времен Анны Иоанновны, пример перехода от петровского барокко к елизаветинскому. Динамичность, главным образом, в силуэте. Архитектор — Михаил Земцов, один из первых учеников Трезини, хорошо знавший спокойную барочную архитектуру Северной Европы.

🎭 Дворец Строганова, пример застройки, которая уже далека от Невы. Интересно, как архитектор Франческо Бартоломео Растрелли воспринимает уже сложившийся город. Он делает два разных фасада — на Невский проспект и на набережную Мойки. Между ними много общего: цвет, общий ритмический закон, композитный ордер. Но есть различия: проезд во двор со стороны Невского оформлен почти как триумфальные ворота (посмотрите на герб в разорванном полукруглом фронтоне). Герб есть и на втором фасаде, но он больше похож на фасад античного храма: четыре колонны и фронтон треугольный.

〰️ Большой Царскосельский и Зимний дворцы. Про каждый из них написаны книги, так что мы посмотрим только на то, как Растрелли работает с плоскостью стены. Вертикально: членит ее на несколько ярусов, нижний — чаще всего для слуг, служебных помещений, центральный — главные парадные помещения, верхний — более частные. Разница видна в размере окон, богатстве их оформления. Завершает все балюстрада, которая прячет крышу. Горизонтально: резкие контрасты цвета стены, белого оформления окна, самого окна (которое днем может быть темным пятном, ночью — ярким) — очень эмоциональные, волнующие ритмы.

⚪️ Эрмитаж в Царском селе. Небольшой парковый павильон для трапез. В жизни монарха были спектакли не только крупные, с большим количеством участников, но и поменьше. Для встреч с узким кругом придворных и фаворитами тоже нужны декорации, но другого масштаба. Особое свойство Эрмитажа: для обслуживания трапез слугам не надо было появляться в зале, все блюда с помощью машин поднимались в середине стола.

🌳 Все Царское село — пример регулярного французского парка. У него жесткая структура, ровные «проспекты», прямые углы и диагонали. Он становится «сценой» для ярких «представлений»: лабиринтов, деревьев, подстриженных в необычных формах, архитектуры, и конечно, для прогулок самой императрицы и придворных (см. рисунок Лансере в начале этого раздела).

⚓️ Никольский военно-морской собор. В эпоху «веселой царицы» про религию не забывали. Сама Елизавета была очень религиозной и могла после пира отправиться в церковь. Растрелли построил несколько церквей в Москве и Киеве, ярких образцов барокко. Но мы предлагаем посмотреть на Никольский собор Саввы Чевакинского, первый «морской собор», главный храм военно-морского флота, который сыграл такую важную роль в победах Петра I.

💰 Дворец Ивана Шувалова, одна из многих резиденций фаворита, мецената и коллекционера. Во дворце какое-то время проходили заседания Академии художеств. Построен Саввой Чевакинским в 1753–55 гг. Это здание иногда называют переходным между барокко и классицизмом — фасад уже намного спокойнее, мягче. Сравните с домом Апраксиных-Трубецких в Москве («дом-комод» на Покровке).

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;