angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петербург: как строился и менялся

Петр I: город как механизм

Петербург — памятник архитектуры и отношений между архитектурой и властью. Разберемся, как Петр I заложил в структуре города элементы системы управления страной.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

🔝 Петербург — уникальный памятник не только архитектуры и градостроительства, но государственного строительства. С его помощью Русь была перестроена в современную Россию. Похожих случаев в мире нет.

👑 Петербург был одним из главных инструментов для Петра, и весь следующий век город сильно зависел от власти. После Николая I Петербург, конечно, продолжает быть столицей, но как город он уже сложился и во многом живет своей жизнью.

🏛🔛💭 Чтобы увидеть эти трансформации, мы и сами поставим увлекательный эксперимент! Мы будем обсуждать конкретное — город, здания, площади и улицы. Но будем также постоянно обращаться к абстрактным идеям — искать связи между ними и зданиями.

🔎 Иначе говоря, мы будем не только смотреть, какая появляется архитектура, но и пытаться понять, зачем она появляется.

Почему Петр I — Стив Джобс архитектуры 18 века

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. План Петербурга 1706 года. А.Л. Майер, «Атласы исторического описания предположений о застроении С.-Петербурга», 1839 год (не был издан, существует в рукописи)
2. Карта города между 1714 и 1725 гг. А.Л. Майер, «Исторические планы Столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год»
3. Карта Санкт-Петербурга. План Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году
4. План Леблона — обратите внимание на композицию площадей, сетку улиц, диагонали проспектов
5. План застройки Васильевского острова Трезини — линейкой он пользоваться точно умел!
6. «Идеальный» город Ришелье во Франции, построенный по инициативе кардинала Ришелье в 1640-х гг.
7. План восстановления Лондона после пожара 1666 года, капитан Валентайн Найт (за этот план автор попал в тюрьму)
8. План восстановления Лондона после пожара 1666 года, Кристофер Рен (был высоко оценен, но не реализован)
9. Батавия, ныне Джакарта, голландский форпост и порт на Яве, 1679
10. План Амстердама, ок. 1688

Давайте выясним, почему Петру I понадобилось строить новый город на болотах Невы.

🎯 Петербург появился в 1703 году как форпост в Северной войне: крепость для защиты залива, еще одна подальше в море — Кроншлот, верфи для строительства кораблей — Адмиралтейство, поселки рабочих и военных.

✍️ В письмах Петра и его соратников город уже называют «столицей», торговым центром. Строятся не только укрепления и бараки, но и первые дворцы. Быстро или медленно? Сравните три плана: 1706, ближе к 1720–м и 1737 годов.

🏗 Чтобы заселить город, Петр издавал указы о переселении в него дворян, купцов и ремесленников. Ему было важно создать в городе европейскую структуру общества — из трех сословий. Также он настаивал на том, чтобы переселение происходило по закону, по схеме, и не пользовался уж совсем грубой силой.

🏘 Хотя бывало всякое. В апреле 1721 года Петр приказал сломать крыши домов на Адмиралтейской стороне и не разрешал их чинить, чтобы владельцы переехали на Васильевский остров. Среди пострадавших были не последние люди: князь Петр Голицын, Яков Брюс, купцы Строгановы и др.

📐 Вместо плана Жана-Батиста Леблона приняли простенький план Доменико Трезини. Почему? Леблон, ученик архитектора Версальского парка Андре Лентора, нарисовал результат — прекрасный город будущего, с площадями и проспектами. А прагматичный швейцарец — процесс, деление города на участки, которые можно раздавать переезжающим. Как Петр угадал, какой выбор — правильный?

🍻 У Петра получался город, больше всего похожий на его любимый Амстердам. В конце царствования Петра в городе и губернии в целом собиралось около полумиллиона рублей налогов и сборов — гигантская сумма! Большая их часть — таможенные сборы, портовые и кабацкие (!). На строительство города выделялось тоже много: от 150 до 300 тыс. рублей в год — зависело от проектов или возникающих проблем.

1. Алексей Зубов. Панорама Санкт-Петербурга, 1716
2. Центр Санкт-Петербурга

Давайте посмотрим, из каких первых элементов Петр собрал Петербург — и какие функции они выполняли в этом механизме.

Ключевые элементы города диктовались его задачами. Нужна защита — появляется Петропавловская крепость. Понадобились корабельная верфь, администрация и военно-морское ведомство — построили Адмиралтейство. Здания на Васильевском острове сформировали будущий центр города, как его видел Петр — в том числе это Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий, достроенные уже в 1730–х. Понемногу строились дома знатных (Летний и Зимний дворцы, например) и не очень жителей.

⚖️ Посмотрим на задачи, которые решал этот список:
▫️ Защита — крепость
▫️ Нападение — верфь
▫️ Управление — коллегии
▫️ Знания — Кунсткамера
▫️ Статус — дворцы
Петр сразу закладывает в структуре города элементы системы управления страной. Он следует идеологии раннего Просвещения и протестантским, прагматичным, ясным взглядам на вещи северной Европы: в Голландии и Англии представляли мир в виде четкого механизма — часов, станка, корабля.

⛵️ Одновременно возникает структура, в которой главная городская площадь — это река: участок Невы от Летнего сада до Адмиралтейства, что запечатлела знаменитая панорама Зубова 1716 года. С этого момента и до наших дней именно здесь находится психологический, туристический и любой другой центр города. На него ориентируются все важные здания, проспекты и улицы, включая и весьма двусмысленный Лахта-центр.

1. Петропавловский собор, арх. Доменико Трезини, 1714–1733
2. Летний дворец Петра, арх. Доменико Трезини, 1710–1714
3. Здания Двенадцати коллегий, арх. Доменико Трезини, 1722–1732 — уникальное строение, в котором архитектор не побоялся 12 раз повторить одно здание
4. Кунсткамера, арх. Георг Иоанн Маттарнови — здание сильно испорчено переделками и упрощениями, так что лучше смотреть на чертежи
5. Меньшиковский дворец, арх. Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель, 1710–1720-е
6. Другой дворец Меньшикова — в Ораниенбауме (тоже Фонтана и Шедель, те же годы)
7. «Образцовый дом» Леблона — серия типовых домов, которые соответствовали статусу владельца

Теперь посмотрим на первые здания новой столицы с точки зрения эстетики. Принято говорить о петровском барокко как о стиле. Предлагаем взглянуть на него как на ситуацию — и довольно безумную.

🤪 В Петербурге работало несколько европейских архитекторов разных школ и разного таланта, с ними — только набирающие опыт русские зодчие. Заказчики тоже были разными: прагматик и визионер Петр, любитель роскоши и праздников Меншиков, искренние сподвижники Петра, невольные заложники его реформ, иностранцы со всей Европы. Чтобы хоть как-то контролировать их вкусы и интересы, были введены правила: застройка вдоль улицы, а не во дворах, как в Москве; типовые фасады для трех категорий граждан. Петр сделал для домов то же, что и для людей, которым резал бороды и которых учил носить европейское платье с париками.

🏛 Эта архитектура взяла элементы классицизма и барокко. От общей классицистической основы — ясный ритм и пропорции, спокойный декор, плоскую ордерную декорацию (пилястры, разные филенки и наличники). От барокко — редкие волнистые элементы (волюты, фронтоны), круглые и овальные окна и люкарны. Редко (дорого!) встречаются интересные композиционные или объемные приемы, типа башни Кунсткамеры, ризалитов в дворцах Меншикова.

🗺 Строили скромно, ведь возможности были ограничены у всех: заказчики неопытны и плохо воспитаны, архитекторы отнюдь не звезды, трудно с материалами, строителями, временем, деньгами. Все это можно видеть и в провинциальной архитектуре Италии, Франции, Швейцарии, Голландии, Баварии, Саксонии, Северной Европы, Польши, Чехии. Но есть в этом многоголосии и суете свои энергия и очарование. Где еще в мире было так весело?

🧱 Наконец, происходит становление еще одного института: профессиональной архитектуры. На смену ремесленникам и артелям мастеров, которые опирались на опыт отцов и дедов, приходят архитекторы с образованием, знающие историю. Многие из них дворяне, хоть и не самые знатные. Они считают себя ровней офицерам, ученым, чиновникам. Город Петербург создавал новое общественное устройство, а вместе с ним — еще одну новую профессию и искусство. Теперь архитектура — не творчество безымянных мастеров, а высказывание конкретного автора. Причем скоро среди них будет все больше русских имен.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;