Философия любви
20 и 21 века: кризис и капитализм любви
Развитие идей о гендере, усиление капитализма и феминизм изенили любовь. Выясним, как об этих чувствах рассуждают современные философы.
Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие - Время - Любовь
«Ближний имеет свое место в упорядоченном рядом с самим-Я [Ich-selbst] Он стоит с ним на одной ступени. Отсюда следует, что я должен любить его как самого себя. Его место в порядке как ближнего получает он постольку, поскольку он тоже может любить Бога. Ближний есть ближний только потому, что он ставит себя в это то же самое отношение к Богу что и я». (Из диссертации Ханны Арендт «Понятие любви у Августина»)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💁🏻♂️ Эрих Фромм (1900–1980) — немецкий социолог, философ, один из основателей неофрейдизма. Фромм делает «переходный шаг» от психоанализа к тому, что потом будет названо «капитализацией любви».
👫 В работе «Искусство любить» Фромм подчеркивает, что любовь — это активность, деятельность, она возможна только между личностями. Фромм указывает на грядущий большой конфликт между действующей, продуктивной любовью и всепожирающим капитализмом.
🗣 «Любовь — это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека».
💁🏼♀️ Симона де Бовуар (1908–1986) — французская писательница и философ, одна из идеологов феминизма. Всю жизнь Симона де Бовуар состояла в открытых отношениях с философом экзистенциалистом Жан-Полем Сартром.
💥 Де Бовуар — символ «свободной любви». С ее философии начинается яркий, чистый и оригинальный голос женщины-философа, а не только «ученой жены». В работе «Второй пол» она утверждает, что женщина есть недостаток, на котором мужчина устанавливает свою идентичность. Мужчина паразитирует на женщине, потому что она слабее. В этом состоят властные отношения.
🇷🇺 В России тоже были такие женщины. Например, Лилия Брик. Она не была философом в строгом смысле этого слова, но ее интеллектуальное и энергетическое влияние сыграло существенную роль в развитии культуры Серебряного века.
Одна из главных современных проблем, связанных с любовью — проблема гендера.
💁🏻♀️ Джудит Батлер — современная политическая исследовательница, одна из основоположниц теории гендера (gender studies).
♀️Батлер открывает философию гендера, главный вопрос которой — чем пол отличается от гендера. В работе «Гендерное беспокойство» (1990) Батлер пишет 👇
🗣 «Гендер — это некоторый вид импровизированного перформанса».
🚫 Философ критикует один из главных тезисов феминистской теории. Она не соглашается с тем, что женщина — особый вид идентичности, который требует особой репрезентации в политической и языковой среде. Философ утверждает, что категория «женщина» оказывается более сложной, чем набор факторов (класс, этническая принадлежность, сексуальность), по которым женщину обычно определяли в политике и языке.
👤 Также Батлер критикует различие между полом и гендером. Она открывает новый способ говорения о феминизме и любви, критикуя то, что до нее называли гендером. Считалось, что пол — биологическая категория, которая определяется хромосомами, а гендер — культурный конструкт, который определяет сам человек. Батлер утверждает, что это ложное разделение, которое делает разговор о гендере, феминизме и любви неполным и непонятным. И объясняет это простой причиной — тела определенного пола не могут быть определены без гендера, между гендером и полом есть реальные отношения, их нельзя рассматривать по отдельности. В своих рассуждениях она отталкивалась от тезиса Симоны де Бовуар о том, что женщина — второй пол.
🌿 Попытка Батлер перекроить отношения между полом и гендером дала возможность мыслить общество как очень сложную самоорганизующуюся структуру. А не как властные отношения между мужчиной и женщиной. Ее работы и дискуссии позволили последующим теоретикам выработать сложные концепции, которые показали, что пол и гендер нераздельно связаны.
Еще одна современная тенденция, которая возникла в 20 веке и продолжает существовать сегодня — капитализация любви.
💵 Сегодня мы относимся к любви как к долговым отношениям. В наши дни была предпринята попытка применить теории экономических кредитов (Почему люди берут в долг? Как работают кредитные системы?) в отношении любви и выяснилось, что их механизмы очень похожи. Любовь стала займом. Современный человек не может испытывать обычную человеческую христианскую любовь. Капитализация любви ведет к ее обесцениванию и исчезновению.
🙅🏻♀️ Против капитализации любви выступает Полина Аронсон. Современный социолог и журналист, Аронсон указывает на то, что в наши дни сильно упал интерес к телесности и всему романтическому. Мечта современного человека — чтобы вызвать такси, заказать еду и познакомиться с доступным мужчиной или женщиной можно было в одном мобильном приложении.
💔 Можно сказать, что сегодня мы наблюдаем кризис любви. Разница в определении гендера и пола ведет к размытию границ, из романтических отношений исчезают долг и обязанности (тоже своего рода границы). С самого начала истории философии известно, что истинное движение и развитие состоит в столкновении противоположностей. Столкновение есть основание любой динамики, а динамика – есть жизнь. Размывание границ и отсутствие любви ведут к полному безразличию, которое было в начальной точке.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день