angle-down facebook instagram vkontakte warning

Пабло Пикассо

Голубой и розовый периоды

Меланхолия и печаль «голубого» периода против дружбы и счастья «розового». Разбираемся, с чем связаны эти периоды в творчестве Пикассо.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса, 1901

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пабло Пикассо

1. Девочка с голубем, 1901
2. Мать и ребенок, 1901
3. Женщина со скрещенными руками, 1901
4. Синяя комната, 1901
5. Девушки в кафе, 1902
6. Старый еврей с мальчиком, 1903

Поговорим о первых творческих поисках Пикассо. Начнем с «голубого» периода 1901–1904 годов, который начался после возвращения художника из Парижа в Барселону.

Самое главное об этом этапе 👇

🔵 Называется так из-за цветовой гаммы. В это время Пикассо использует разные оттенки голубого и синего. Это делает сюжеты картин более притчевыми, касающимися глобальных и вечных вопросов.

*Еще романтизм в начале 19 века связывал синий и голубой цвета с мистикой, тайной, оторванностью от земного. Позже это подхватили символисты в конце 19 века — Пикассо во многом наследует им.

👤 Главный герой — слабый человек: старик, ребенок, нищий на паперти. Герои Пикассо часто сидят в углу, они одиноки, печальны — это чувствуется не через их мимику, а через саму атмосферу синего цвета.

👥 Главная тема — пара «слабый и еще слабее». В картинах «Девочка с голубем», «Старый еврей с мальчиком» герои не могут защитить друг друга. Они символизируют хрупкий мир, каким его видели в начале 20 века, в преддверие Первой мировой войны.

🏥 Пикассо специально посещает лепрозории и богадельни. Ему интересны такие персонажи не только как герои картины, но как герои самой жизни.

Пабло Пикассо

1. Сидящий на красной скамье Арлекин, 1905
2. Семья акробатов с обезьяной, 1905
3. Мать и ребенок, 1905
4. Семья комедиантов, 1905
5. Портрет мадам Каналс, 1905
6. Мальчик с трубкой, 1905

«Розовый» период Пикассо связан с переездом в Париж и длился с осени 1904 до конца 1906 годов.

Вот его основные черты 👇

🔴 Уход от холодных голубых тонов к теплым розовым. В Париже, на Монмартре, Пикассо чувствует себя по-настоящему счастливым — даже в условиях крайней бедности. Это отразилось на его палитре.

🎪 Главные герои — бродячие артисты. Это кочевники, люди без дома, которые нужны только самым близким людям — как в картине «Семья комедиантов». Чаще всего артисты показаны во время отдыха, на привале. Тема арлекинов и циркачей будет интересовать Пикассо все его творчество.

🤝 Главная тема — дружба. Если в «голубом» периоде слабый не мог защитить слабого, то в «розовом» Пикассо говорит о дружбе между слабым и сильным. Вместе они составляют гармоничный союз, слабый не может без сильного — и наоборот.

🎭 Арлекин — печальный персонаж. Обычно это шут, самый живой и острый на язык персонаж комедии дель арте. Но Пикассо делает его печальным и иногда наделяет автопортретными чертами.

Пабло Пикассо

1. Юный акробат и клоун, 1905
2. Девочка на шаре, 1905

Завершим эту часть двумя работами Пикассо «розового» периода — «Юный акробат и клоун» и «Девочка на шаре».

Обе картины говорят о союзе противоположностей 👇

🤹‍♂️ «Юный акробат и клоун». Хрупкий маленький мальчик — часть силуэта толстого клоуна, он опирается о его колено. Сам клоун сидит на устойчивом прямоугольном ящике. Слабый акробат нашел опору в сильном друге.

🟠 «Девочка на шаре». Линия рук хрупкой и неустойчивой девочки повторяет очертания шара. Тело акробата на кубе состоит из таких же прямых углов. Пикассо намеренно нарушает правила анатомии и перспективы, чтобы подчеркнуть хрупкость и силу.

Пикассо был не единственным, кто любил изображать бродячих артистов и циркачей. Художник Марк Шагал тоже пронес эту тему через все свое творчество.

Предлагаем внимательно рассмотреть и сравнить картины двух художников — как вы думаете, чем они похожи, а чем различаются?

1. Пабло Пикассо. Клоун, 1905
2. Марк Шагал. Разноцветный клоун, 1974

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;