Пабло Пикассо
Начало кубизма
После «голубого» и «розового» периодов Пикассо загорелся африканским искусством. Узнаем, как с «Авиньонских девиц» начался кубизм.
1–3. Примеры африканской пластики и маски
4–5. Примеры иберийской скульптуры
6. Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906
В этой части обсудим, как после «голубого» и «розового» периодов Пикассо увлекся архаичным искусством и в итоге пришел к кубизму.
Вот как началась эта трансформация 👇
👁 Познакомился с африканским и иберийским искусством. В 1906 году Пикассо увидел иберийские скульптуры в Мадридском археологическом музее, а потом — ритуальные предметы из Африки на этнографической выставке в Париже. Его поразили застывшие лица скульптур и африканские маски.
*Иберы — народ, живший на территории Испании с 3 тысячелетия до нашей эры. От них остались скульптуры и другие памятники.
🖼 Начал имитировать архаичные скульптуры. Самый яркий пример — «Портрет Гертруды Стайн». Лицо женщины напоминает застывшую маску вне возраста и времени, высеченную из твердого камня. Высшей точкой этих экспериментов станут «Авиньонские девицы».
🎨 Это общий тренд в искусстве 20 века. Со времен Ренессанса художники стремились передать реальность в точности. В начале 20 века Европа поняла, что искусству необязательно быть похожим на жизнь. Африканские скульптуры, искажающие цвета и пропорции, стали подтверждением этой идеи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О любви Пикассо к древней скульптуре
1. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
2. Поль Сезанн. Купальщицы, 1885–1887
«Авиньонские девицы» — поворотный момент в творчестве Пикассо, одна из самых влиятельных картин 20 века. Пикассо соединил последние достижения европейского искусства с архаичными мотивами, с которыми познакомился на этнографических выставках.
Присмотримся к картине. Что мы видим? 👇
🖼 Влияние Сезанна. Художник умер в конце 1906 года. Амбруаз Воллар устроил выставку в память о нем, и Пикассо увидел картины Сезанна. «Авиньонские девицы» напоминают Сезанновских «Купальщиц» — мотив, цвет, композиция.
🌍 Африканские мотивы. У девушек справа лица написаны в стиле ритуальных масок: та же штриховка, пустые глазницы.
🔷 Новые приемы. Развивая находки Сезанна, Пикассо разделяет тело на сегменты, придает им геометрические формы и возвращает на холст. Это первый шаг к кубизму.
Пабло Пикассо
1. Девушка с мандолиной, 1909
2. Женщина с гитрой и пианино, 1911
3. Музыкальные инструменты, 1912
4. Гитара и бутылка, 1913
5. Бутылка темного рома (Да здравствует Франция), 1913
Постепенно Пикассо пришел к кубизму. Кроме него у истоков направления стоял Жорж Брак. Вместе они создали аналитический кубизм, который позже превратился в синтетический.
В чем особенности кубизма и как это направление менялось со временем 👇
✅ Общий принцип. Предмет раскладывают на набор геометрических форм, а затем наносят на холст нужным цветом. При этом предмет можно узнать — в этом отличие кубизма от абстрактного искусства.
🔷 Аналитический кубизм. Главный жанр — натюрморт, потому что застывший мир легче всего анализировать и раскладывать на части. Картины монохромны, все внимание уделяется объему и форме.
🔶 Синтетический кубизм. Возврат к цвету и фактуре. Предметы так же разделены на части, но не собираются вместе: например, у гитары гриф, дека и струны существуют отдельно.
📰 Кубистические коллажи. Чтобы добавить картинам объем и материальность, художники начали вклеивать в них объекты реального мира: газетные вырезки, части музыкальных инструментов, ткань, бумагу.
О роли африканской скульптуры в живописи Пикассо
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день