angle-down facebook instagram vkontakte warning

Пабло Пикассо

Начало кубизма

После «голубого» и «розового» периодов Пикассо загорелся африканским искусством. Узнаем, как с «Авиньонских девиц» начался кубизм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1–3. Примеры африканской пластики и маски
4–5. Примеры иберийской скульптуры
6. Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906

В этой части обсудим, как после «голубого» и «розового» периодов Пикассо увлекся архаичным искусством и в итоге пришел к кубизму.

Вот как началась эта трансформация 👇

👁 Познакомился с африканским и иберийским искусством. В 1906 году Пикассо увидел иберийские скульптуры в Мадридском археологическом музее, а потом — ритуальные предметы из Африки на этнографической выставке в Париже. Его поразили застывшие лица скульптур и африканские маски.

*Иберы — народ, живший на территории Испании с 3 тысячелетия до нашей эры. От них остались скульптуры и другие памятники.

🖼 Начал имитировать архаичные скульптуры. Самый яркий пример — «Портрет Гертруды Стайн». Лицо женщины напоминает застывшую маску вне возраста и времени, высеченную из твердого камня. Высшей точкой этих экспериментов станут «Авиньонские девицы».

🎨 Это общий тренд в искусстве 20 века. Со времен Ренессанса художники стремились передать реальность в точности. В начале 20 века Европа поняла, что искусству необязательно быть похожим на жизнь. Африканские скульптуры, искажающие цвета и пропорции, стали подтверждением этой идеи.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О любви Пикассо к древней скульптуре

1. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
2. Поль Сезанн. Купальщицы, 1885–1887

«Авиньонские девицы» — поворотный момент в творчестве Пикассо, одна из самых влиятельных картин 20 века. Пикассо соединил последние достижения европейского искусства с архаичными мотивами, с которыми познакомился на этнографических выставках.

Присмотримся к картине. Что мы видим? 👇

🖼 Влияние Сезанна. Художник умер в конце 1906 года. Амбруаз Воллар устроил выставку в память о нем, и Пикассо увидел картины Сезанна. «Авиньонские девицы» напоминают Сезанновских «Купальщиц» — мотив, цвет, композиция.

🌍 Африканские мотивы. У девушек справа лица написаны в стиле ритуальных масок: та же штриховка, пустые глазницы.

🔷 Новые приемы. Развивая находки Сезанна, Пикассо разделяет тело на сегменты, придает им геометрические формы и возвращает на холст. Это первый шаг к кубизму.

Пабло Пикассо

1. Девушка с мандолиной, 1909
2. Женщина с гитрой и пианино, 1911
3. Музыкальные инструменты, 1912
4. Гитара и бутылка, 1913
5. Бутылка темного рома (Да здравствует Франция), 1913

Постепенно Пикассо пришел к кубизму. Кроме него у истоков направления стоял Жорж Брак. Вместе они создали аналитический кубизм, который позже превратился в синтетический.

В чем особенности кубизма и как это направление менялось со временем 👇

Общий принцип. Предмет раскладывают на набор геометрических форм, а затем наносят на холст нужным цветом. При этом предмет можно узнать — в этом отличие кубизма от абстрактного искусства.

🔷 Аналитический кубизм. Главный жанр — натюрморт, потому что застывший мир легче всего анализировать и раскладывать на части. Картины монохромны, все внимание уделяется объему и форме.

🔶 Синтетический кубизм. Возврат к цвету и фактуре. Предметы так же разделены на части, но не собираются вместе: например, у гитары гриф, дека и струны существуют отдельно.

📰 Кубистические коллажи. Чтобы добавить картинам объем и материальность, художники начали вклеивать в них объекты реального мира: газетные вырезки, части музыкальных инструментов, ткань, бумагу.

О роли африканской скульптуры в живописи Пикассо

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;